Применение в этой области формирования личности ребёнка именно фольклорного материала обусловлено самой природой фольклора, включающего в себя различные сферы искусства, будь то пение, танец, навыки игры на фольклорных инструментах. Развитие эстетического восприятия на примере фольклора у детей дошкольного возраста реализуется в различных сферах поэтапно:
в сфере восприятия и ощущений (восприятие звуков, гармонии, ритмических и темповых характеристик, музыкальных форм, и др.);
в эмоционально-познавательной сфере (формирование безотчетного эмоционального отклика к образцам народного музыкального искусства);
в эстетико-когнитивной и творческой сфере (формирование сознательного ощущения прекрасного).
При выявлении особенностей развития эстетического восприятия дошкольников необходимо рассмотреть такие ключевые понятия, как: «эстетика», «эстетическое развитие», «восприятие», «эстетическое восприятие», требующие особого внимания в рамках данного исследования.
Эстетика - это наука о чувственном познании окружающей действительности, о создании и постижении прекрасного. Категории «эстетическое» и «прекрасное» являются практически тождественны, что объясняется представлением прекрасного как идеала, в соответствии с которым рассматриваются иные эстетические явления. В связи с этим, можно говорить о том, что «прекрасное» с эстетической точки зрения приобретает статус особой меры, эталона.
Термин «эстетика» появился в середине XVIII века в трудах немецкого философа Александра Готлиба Баумгартена, изучавшего происхождение понятия от греческого слова aisthetikos, которое можно перевести как «чувствующий». Баумгартен, изучая данную категорию определил особую позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, - эстетика.
Эстетическое развитие – формирование способности переживать самые разные явления действительности как прекрасные (т.е. формирование особого эмоционального отношения к окружающему через призму общепринятых позитивных норм прекрасного). Подобная способность формируется у детей в процессе общения со взрослыми, в условиях специально организованного воспитательного и образовательного процесса. В ходе такого общения и обучения у детей развивается эстетическое отношение к окружающему миру.
Эстетическое развитие начинается у детей с раннего возраста в процессе познавания мира в целом. При этом, самые маленькие дети переживают положительные эмоции, к примеру, при восприятии чего-то яркого, ритмичного. Постепенно формируемые психо-эмоциональные реакции по отношению к явлениям искусства характеризуются, в большей степени, переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. И только в подростковом возрасте и старше эстетическое понимание искусства начинает определяться ребёнком через раскрывающийся в произведениях сложный внутренний мир.
При этом, по словам психолога Н. И. Ганошенко [1], особо важную роль в эстетическом развитии детей играет их собственная художественная деятельность: музицирование, пение, танец и др., что даёт нам почву для применения в процессе эстетического развития дошкольников музыкального фольклора как синкретичного вида искусства, сочетающего в себе различные виды творчества.
Понятие «восприятие» рассматривается в разных научных сферах. Так, в новейшем философском словаре «восприятие – это процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на зоны органов чувств, обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений» [3].
Педагогика термину «восприятие» даёт более 12 определений. Нам боле близко определение, данное Е.А. Шашенковой которая термин «восприятие» рассматривает как «сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире» [4]. Эстетическое восприятие — это сложный процесс познания. В процессе восприятия у ребенка под руководством взрослого и при совершении различных ориентировочных исследовательских действий, служащих практической проверкой образов, формируется представление о предмете, через воздействие на органы чувств.
Постепенно мы подходим к рассмотрению вопроса, что такое эстетическое восприятие.
Наиболее точное определение этому понятию дано в словаре по эстетике, где эстетическое восприятие рассматривается как «протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию – результат длительной общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями» [2].
Из всего сказанного мы видим, что эстетическое восприятие имеет много общего с восприятием художественным, т.к. в обоих случаях восприятие базируется на сформированных элементарных эстетических эмоциях, неосознаваемых реакциях на прекрасное. В обоих сферах действует механизм своевременно сформированного у детей эстетического вкуса. Эстетическое восприятие действительности духовно обогащает человека и способствует пробуждению у его творческих способностей.
В народной культуре издавна ребёнок воспитывался непосредственно в творческой среде. Образцы музыкального фольклора, содержащие в своей основе огромный воспитательный потенциал, сопровождали жизнь ребёнка начиная с первых дней его жизни. Сначала ребёнок мог слышать от матери различные миниатюрные песенные и стихотворные жанры для детей, с помощью которых ребёнка успокаивали, обучали элементарным действиям и реакциям, формировали первичную картину мира.
В дальнейшем дети сами включались в творческий процесс, исполняя фольклорные произведения, созданные народом изначально для их возрастной группы. Они выполняли как воспитательную и развлекательную функцию, так и ритуальную. Например, исполнение зимних величально-поздравительных песен детьми было обязательным, поскольку не выполнение данного ритуального условия по представлению людей могло нанести урон самому принципу существования мира. Это позволяло воспринимать ребёнка как полноценного и важного члена общества
Разумеется, детские фольклорные произведения прошли многовековую апробацию, они удобны для исполнения детьми, их образы близки детскому восприятию, они несут в себе эстетический опыт многих поколений. Опыт работы показывает, что произведения музыкального фольклора нравятся детям, пробуждают у них положительные эмоции, а их применение в сегодняшней работе с детьми дошкольного возраста помогает включить в ребёнке творческие резервы генетической памяти предков.
Литература
Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – Москва. – 2014. – 32 с.
Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс] http://esthetiks.ru/vospriyatie-esteticheskoe.html (дата обращения 18.12.2017)
Новейший философский словарь – 2012 [Электронный ресурс] https://slovar.cc/fil/slovar/2480054.html (дата обращения 11.12.17)
Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность [Электронный ресурс] http://didacts.ru/slovari/issledovatelskaja-dejatelnost.html (дата обращения 11.12.17)