ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Козьменко Н.В. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования детей, эстетическое развитие ребенка является одним из главных показателей становления личности. При этом, само понятие эстетического восприятия включает как формирование эстетического отношения к окружающему миру, так и приобщение к искусству и творческой деятельности, что делает актуальным исследование вопроса формирования эстетического восприятия музыкального фольклора у детей в дошкольном образовательном учреждении.

Применение в этой области формирования личности ребёнка именно фольклорного материала обусловлено самой природой фольклора, включающего в себя различные сферы искусства, будь то пение, танец, навыки игры на фольклорных инструментах. Развитие эстетического восприятия на примере фольклора у детей дошкольного возраста реализуется в различных сферах поэтапно:

  1. в сфере восприятия и ощущений (восприятие звуков, гармонии, ритмических и темповых характеристик, музыкальных форм, и др.);

  2. в эмоционально-познавательной сфере (формирование безотчетного эмоционального отклика к образцам народного музыкального искусства);

  3. в эстетико-когнитивной и творческой сфере (формирование сознательного ощущения прекрасного).

При выявлении особенностей развития эстетического восприятия дошкольников необходимо рассмотреть такие ключевые понятия, как: «эстетика», «эстетическое развитие», «восприятие», «эстетическое восприятие», требующие особого внимания в рамках данного исследования.

Эстетика - это наука о чувственном познании окружающей действительности, о создании и постижении прекрасного. Категории «эстетическое» и «прекрасное» являются практически тождественны, что объясняется представлением прекрасного как идеала, в соответствии с которым рассматриваются иные эстетические явления. В связи с этим, можно говорить о том, что «прекрасное» с эстетической точки зрения приобретает статус особой меры, эталона.

Термин «эстетика» появился в середине XVIII века в трудах немецкого философа Александра Готлиба Баумгартена, изучавшего происхождение понятия от греческого слова aisthetikos, которое можно перевести как «чувствующий». Баумгартен, изучая данную категорию определил особую позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, - эстетика.

Эстетическое развитие – формирование способности переживать самые разные явления действительности как прекрасные (т.е. формирование особого эмоционального отношения к окружающему через призму общепринятых позитивных норм прекрасного). Подобная способность формируется у детей в процессе общения со взрослыми, в условиях специально организованного воспитательного и образовательного процесса. В ходе такого общения и обучения у детей развивается эстетическое отношение к окружающему миру.

Эстетическое развитие начинается у детей с раннего возраста в процессе познавания мира в целом. При этом, самые маленькие дети переживают положительные эмоции, к примеру, при восприятии чего-то яркого, ритмичного. Постепенно формируемые психо-эмоциональные реакции по отношению к явлениям искусства характеризуются, в большей степени, переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. И только в подростковом возрасте и старше эстетическое понимание искусства начинает определяться ребёнком через раскрывающийся в произведениях сложный внутренний мир.

При этом, по словам психолога Н. И. Ганошенко [1], особо важную роль в эстетическом развитии детей играет их собственная художественная деятельность: музицирование, пение, танец и др., что даёт нам почву для применения в процессе эстетического развития дошкольников музыкального фольклора как синкретичного вида искусства, сочетающего в себе различные виды творчества.

Понятие «восприятие» рассматривается в разных научных сферах. Так, в новейшем философском словаре «восприятие – это процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на зоны органов чувств, обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений» [3].

Педагогика термину «восприятие» даёт более 12 определений. Нам боле близко определение, данное Е.А. Шашенковой которая термин «восприятие» рассматривает как «сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире» [4]. Эстетическое восприятие — это сложный процесс познания. В процессе восприятия у ребенка под руководством взрослого и при совершении различных ориентировочных исследовательских действий, служащих практической проверкой образов, формируется представление о предмете, через воздействие на органы чувств.

Постепенно мы подходим к рассмотрению вопроса, что такое эстетическое восприятие.

Наиболее точное определение этому понятию дано в словаре по эстетике, где эстетическое восприятие рассматривается как «протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию – результат длительной общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями» [2].

Из всего сказанного мы видим, что эстетическое восприятие имеет много общего с восприятием художественным, т.к. в обоих случаях восприятие базируется на сформированных элементарных эстетических эмоциях, неосознаваемых реакциях на прекрасное. В обоих сферах действует механизм своевременно сформированного у детей эстетического вкуса. Эстетическое восприятие действительности духовно обогащает человека и способствует пробуждению у его творческих способностей.

В народной культуре издавна ребёнок воспитывался непосредственно в творческой среде. Образцы музыкального фольклора, содержащие в своей основе огромный воспитательный потенциал, сопровождали жизнь ребёнка начиная с первых дней его жизни. Сначала ребёнок мог слышать от матери различные миниатюрные песенные и стихотворные жанры для детей, с помощью которых ребёнка успокаивали, обучали элементарным действиям и реакциям, формировали первичную картину мира.

В дальнейшем дети сами включались в творческий процесс, исполняя фольклорные произведения, созданные народом изначально для их возрастной группы. Они выполняли как воспитательную и развлекательную функцию, так и ритуальную. Например, исполнение зимних величально-поздравительных песен детьми было обязательным, поскольку не выполнение данного ритуального условия по представлению людей могло нанести урон самому принципу существования мира. Это позволяло воспринимать ребёнка как полноценного и важного члена общества

Разумеется, детские фольклорные произведения прошли многовековую апробацию, они удобны для исполнения детьми, их образы близки детскому восприятию, они несут в себе эстетический опыт многих поколений. Опыт работы показывает, что произведения музыкального фольклора нравятся детям, пробуждают у них положительные эмоции, а их применение в сегодняшней работе с детьми дошкольного возраста помогает включить в ребёнке творческие резервы генетической памяти предков.

Литература

  1. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – Москва. – 2014. – 32 с.

  2. Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс] http://esthetiks.ru/vospriyatie-esteticheskoe.html (дата обращения 18.12.2017)

  3. Новейший философский словарь – 2012 [Электронный ресурс] https://slovar.cc/fil/slovar/2480054.html (дата обращения 11.12.17)

  4. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность [Электронный ресурс] http://didacts.ru/slovari/issledovatelskaja-dejatelnost.html (дата обращения 11.12.17)

Просмотров работы: 53