ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ

Архангельский С.Б. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, актуализируется проблема возрождения традиционных, устойчивых, существенных сторон и свойств музыкального наследия народа, восстановление генетической связи современного народного музыкального творчества с дореволюционным и послереволюционным, а также возвращение этносу его исторической функции носителя творческого потенциала, создателя, реального и единственного хранителя и проводника национальных музыкальных традиций.

Исходя из того, что музыкальное наследие народа включает в себя суть понятия «народное музыкальное творчество», представленного разнообразными по содержанию и особенностям художественной формы музыкальными и музыкально-поэтическими произведениями, созданными и исполняемыми различными социальными категориями народа, мы приобретаем возможность соизмерять «научную глубину» его типов, форм, видов и направлений [1, с .28].

Как известно, истоки народной музыки уходят в доисторическое прошлое. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями [2, с. 73].

Основные виды музыкального творчества – песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций, поскольку музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации – вокальные и инструментальные.

Как уже было отмечено, одной из доминантных составляющих национального культурного наследия, является музыкальный фольклор в виде традиционных и современных форм народного музыкального творчества. Следовательно, музыкальный фольклор включает в себя разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы песенные и инструментальные произведения, воплотившие черты национального характера народа, созданные и исполняемые различными слоями и социальными группами [1, с. 24]. Поэтому народное поэтическое и музыкальное творчество – одна из важных сторон многовекового развития демократической культуры миллионных масс трудящихся, наследие многих поколений безвестных народных певцов, сказителей, а также искусных мастеров-инструменталистов.

На протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета разнообразные песенные жанры, разнообразные виды и художественные формы народного устного поэтического и музыкального творчества. Изучение русского песенного творчества в его многовековом историческом развитии составляет одну из важнейших задач советской музыкальной науки и советской фольклористики. Русскую народную песню стали собирать и записывать лишь со второй половины XVIII века. При этом первые записи напевов в большинстве своём были ещё весьма несовершенны. Достаточно точные записи старинных русских народных песен появляются только во второй половине XIX века [3, с. 20].

Таким образом, документальным материалом для изучения русского народного песенного творчества служат записи напевов, сделанные на протяжении лишь последних двух столетий. И тем не менее на основании тщательно сделанных записей последнего времени можно составить ясное представление о различных по своей исторической давности и музыкально-стилевым особенностям «песенных пластах», сохранённых в изустном песенном репертуаре народных певцов XIX и XX веков и, в связи с этим, также о различных этапах исторического развития русского народного песенного творчества.

Исходя из характера идейного содержания и поэтических образов той или иной группы песен, рассматриваемых в тесной связи со стилевыми особенностями их мелодического склада, по мнению В.М. Щурова, всегда можно с большей или меньшей точностью установить приблизительное время возникновение отдельных песенных жанров, равно как и характер позднейших «наслоений», которые иногда содержатся в текстах и напевах отдельных песен. Сравнение различных по своей исторической давности песен и целых «песенных пластов», установление преемственности между ними даёт возможность воссоздать в общих чертах картину многовекового исторического развития русского песенного творчества, важнейшие этапы которого совпадают с основными периодами истории нашего народа [3, с. 22].

Научно обоснованное изучение важнейших стилевых особенностей интонационно-мелодического склада народных песен составляет одну из насущных задач советской музыкальной науки, в том числе и музыкальной фольклористики, значительный вклад в разработку которой внесли А.В. Руднева, В.М. Щуров, Е.В. Гиппиус, З.В. Эвальд, О.А. Пашина, М.А. Енговатова и др. И поскольку образы народно-песенного искусства складываются из сочетания выразительных средств музыкальной речи со словесными поэтическими образами, с развитым словесным содержанием, изучение музыкально-выразительной их стороны не должно быть оторвано от словесно-поэтического содержания, особенностей стихотворной формы.

Сегодня музыкальное творческое наследие многих замечательных народных исполнителей запечатлено в многочисленных аудиозаписях, видеозаписях, на фотографиях, на страницах газет, журналов, в научных изданиях. Собранные в экспедициях фольклорно-этнографические материалы помогают современным исследователям, специалистам-практикам, любителям народной музыки окунуться в мир музыкального края. Оно составляет бесценную основу для дальнейших научных изысканий, для разработки репертуарных сборников, учебно-методических пособий, направленных на поддержание и развитие традиционной музыки в современной культуре.

Литература

  1. Жирова, О.Я. Народное музыкальное творчество как объект научно-творческого анализа // Музыкальное наследие народных исполнителей: к проблеме преемственности. – Белгород, 2011

  2. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1989.

  3. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1997.

Просмотров работы: 57