АКТУАЛИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТУ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТУ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Черкашина А.В. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый народ в той, или иной мере обладает собственным культурным наследием, одним из средств передачи и трансляции которого является традиция. Внутри неё формировалась личность ребёнка, она регулировала жизнь человека, моделировала принципы взаимоотношений человека и окружающего мира, человека и общества. Сегодня, в условиях современной жизни, именно она, её нематериальные формы стали более всего уязвимы перед прогрессом.

Современное состояние культуры России ознаменовано возрастающим интересом к национальному достоянию, который возникает на фоне сокращения и угасания певческих традиций. В попытках сохранить традиционное наследие создается большое количество государственных программ, ориентированных на возрождение традиционной культуры. Обусловлено это тем, что к сегодняшнему дню национальная культура России перестала быть обязательной частью жизни населения, и перешла в разряд раритета, музейной редкости, требующей соответствующего подхода в работе с её образцами. На этой основе большое значение приобрёл поиск способов внедрения образцов традиционной культуры в жизнь общества. Особая роль при этом отводится музыкальному фольклору, который является синкретичным видом искусства, содержит в себе не только творческое начало, но и воспитательный опыт многих поколений. Поэтому внимание к музыкальному фольклору сегодня является особенно актуальным в работе с детьми разного возраста.

Быстрое развитие информационных технологий, многообразие появляющихся гаджетов, влияние средств массовой информации, всё это становится факторами способствующими отвлечению подрастающего поколения от изначальных культурных ценностей страны. Также огромное влияние на детей оказывают взрослые, у которых, в свою очередь, сформирован определённый стереотип предпочтений, зачастую не связанный с национальным культурным наследием.

Поскольку, чем раньше ребёнок будет постигать основы своей национальной культуры, тем быстрее у него будет сформирована правильная система духовных ценностей, очень важно создавать для ребёнка условия с применением правильных духовно-нравственных ориентиров, в том числе, учитывающих опыт традиционной культуры. Данная тенденция будет стимулировать в ребёнке становление его личностных качеств, способностей к самоидентификации в пространстве культуры, продолжающей вектор развития нации.

В истории каждой нации, каждого народа присутствует как народная культура, так и массовая, представляющая собой явление более современное. Для формирования здорового общества, дети, развиваясь в современном социуме, должны быть вовлечены в узнавание истоков культуры и традиций, знать исторические вехи развития и становления страны, принимать традиционный уклад жизни и менталитет своего народа, ориентироваться в общей информации о национальных праздниках и обрядах, что требует включения в достижение этих целей различных социальных сред.

Важными сегодня для воплощения в жизнь народных традиций и обычаев являются учреждения и организации социально-культурной сферы. Одним из направлений их деятельности в рамках развития и пропаганды народной культуры является постановка праздников, обычаев, обрядов, постижение особенностей музыкального, хореографического творчества. И, т.к. народная культура, как явление развивающееся, сегодня вобрала в себя традиции и устои, формировавшиеся на протяжении огромного исторического отрезка времени, и, на настоящий момент синтезировалась с массовой современной культурой, отвечающей культурным потребностям современного общества, сегодня реализовывать потенциал народной культуры в «чистом» (аутентичном) виде очень сложно. В связи с этим, организациями социально-культурной деятельности постоянно ведётся работа в различных направлениях по трансляции народной культуры, проводятся праздники народного календаря, театрализованные концертные представления, престольные праздники, народные гуляния и игры, фольклорные посиделки.

Подобная деятельность не только выполняет развлекательную роль, но и возвращает в культурную среду современного общества формы национальной жизни, пропагандирующей духовно-нравственные ценности поколений предков. Опыт показывает, что именно праздники и обряды годового цикла дают нам наибольшее представление о мифологических представлениях и верованиях предков, их трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе, а праздники семейно-бытового цикла формируют этические и эстетические воззрения.

Но, для полноценного формирования национального менталитета подрастающего поколения не достаточно эпизодического включения в досуг традиционных праздников, необходима целенаправленная постоянная работа по воспитанию молодёжи. Для того чтобы традиционная народная культура нашей страны, наших предков в той, или иной мере сохранялась в бытой среде, нужно особое внимание уделить созданию учреждений социально-культурной сферы, деятельность которых концентрировалась на знакомстве с народной культурой. Целесообразно при этом привлечение родителей, родственников старшего поколения, что может помочь в формировании как и у детей, так и у взрослых национальной системы ценностей и окажет положительное воздействие на общение старшего и младшего поколений.

Это может осуществляться в работе самодеятельных творческих групп, кружков, клубов по интересам. Все проводимые мероприятия должны быть выстроены так, чтобы дети и молодёжь сознательно приобщались к обрядовым традициям, истолковывали, воспринимали, познавали их, формировали своё отношение ко всему окружающему. Учреждения подобного профиля необходимы в каждом селе, районе, области.

Вместе с тем, в работе с детьми нельзя обходить стороной и технический прогресс, так как мы имеем дело с иным поколением будущих граждан страны, воспитанных с условиях применения современных технологий в различных сферах жизни. Работники социально-культурной сферы должны уметь грамотно применять достижения технического прогресса в своей профессиональной работе, не теряя основную нить традиционной народной культуры, формировать у детей чувство общности, привязанности, родства с историческим бытием народа во времени, родовой памяти с предками, духовно-нравственные ценности, что является важным составным компонентом в процессе воспитания молодого поколения.

Освоение народной культуры своей страны в работе учреждений социально-культурной сферы на сегодняшнем этапе развития России может помочь воспитать в детях национальное самосознание и духовно-нравственные ценности с помощью традиционной культуры. Поэтому, должное внимание нужно уделять сохранению и освоению культурного наследия, умело и педагогически осмысленно включать его и в другие культурно значимые объекты социальных сред: семьи, школы, общества.

Литература

  1. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины. учебное пособие / М. С. Жиров. – Белгород, 2000. – 267 с.

  2. Михайлова, Н. Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход // Традиционная культура. 2002. №3. С.10 Науменко, Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы / Г. М. Науменко. – М.: Академия, 1996. – 133 с.

  3. Сушкова, Л. Н. Этнические традиции как основа возрождения духовной культуры России / Л. Н. Сушкова, А. Г. Гращенко // Проблемы хорового воспитания и исполнительства: Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно–практической конференции, (г. Белгород, 18–19 ноября 2015 г.),[Электронный ресурс] / Отв. Ред. В.И. Гончарова, И.Ю. Журавлёва: в 2 т. – Белгород: ООО «Иридис», 2015. – Т.1, – с. 212–217.

Просмотров работы: 128