ПРИЧИНЫ НЕТОЧНОЙ ИНТОНАЦИИ У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИЧИНЫ НЕТОЧНОЙ ИНТОНАЦИИ У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Звягинцева О.А. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Плохо интонирующие дети являются большим тормозом для нормального музыкального развития всего хора или ансамбля и очень затрудняют работу руководителя. На них то и надо обратить особое внимание.

Причин, мешающих детям петь интонационно чисто, очень много. Важно как можно быстрее установить причины плохой интонации, чтобы найти пути для улучшения у школьников интонации в пении. Основной причиной неточного пения учащихся, это отсутствие у детей связи между слухом и голосом. Такие дети обычно пассивны, у них нет достаточной собранности, организованности; внимание их не мобилизовано, они не привыкли слушать, слуховое внимание не развито, эти учащиеся не умеют вслушиваться в звуки. Обычно у плохо интонирующих детей отсутствуют и певческие навыки, они плохо произносят слова, неправильно пользуются дыханием. Некоторые дети кричат, их голос при пении напрягается, что тоже приводит к нечистому пению. Причины отставания каждого учащегося индивидуальны и их необходимо тщательно изучать. Для этого важно познакомиться с жизнью ребенка дома. Часто дети, не умеющие точно интонировать, находятся в обстановке, неблагоприятной для развития их музыкальных способностей, слуха. Им иногда запрещают дома петь, и у детей появляется постепенно предубеждение против музыки, в частности против пения. Имеются и другие причины отставания учащегося, как, например, плохой слух или физические недостатки, но эти причины имеются у меньшего количества детей.

Замечено, что навыки точного интонирования приобретаются в упражнениях, в процессе пения. Работать с отстающими необходимо уже с 1 класса, пока у детей не развилось полное пренебрежение к пению. С первого урока необходимо заинтересовать учащегося пением. Руководителю необходимо самому петь красиво и выразительно. На первом же уроке надо познакомиться с каждым учащимся, с его голосом, в какой мере он обладает слухом, чувством ритма. Дети с плохой интонацией должны быть вовлечены в общее дело, быть активными участниками на занятии. Для них имеет очень большое значение подготовка, хорошо организованное начало занятия. Например, можно организовать вход в аудиторию под звуки народных инструментов. Очень важно проследить, как идут неверно поющие дети, ритмичен ли их шаг, слушают ли они музыку. Прежде всего, руководитель обязан узнать у каждого ученика индивидуально, какие звуки удобны для него. Сначала от учащихся не требуется, чтобы они умели подстраиваться к определенной высоте, им не дается определенный звук, который они должны повторить голосом, а предлагается изобразить различные звуки, например, подражать кукушке, дудочке и т.д. т.е. на первых уроках дети занимаются имитацией звуков. На таких упражнениях и выявляется естественные, свободно берущиеся звуки, удобные для каждого ребенка. Примарные звуки каждого ребенка важно руководителю записать для последующих сравнений; запись производить систематически, следя за изменениями в голосе. После того, как изучен примарный тон каждого ребенка, по записям легко установить среднюю высоту общего тона, удобного для большинства детей. Высота общего тона обычно бывает между до и фа первой октавы. Необходимым условием, при котором возможно развивать правильные движения в голосовом аппарате, является певческая установка (прямое положение корпуса и головы во время пения). За правильной певческой установкой необходимо следить в продолжении всего занятия. Постепенно правильное положение корпуса входит в привычку, тем самым облегчается работа дыхания и приобретается возможность плавного выдоха. Таким образом, исчезает нужный и вредный чрезмерный напор на гортань. Мышцы получают возможность развиваться нормально, укрепляются. Наоборот, при неорганизованном дыхании быстро и сильно вытесненный воздух из легких нарушает правильную работу голосовых связок. У детей, которые не привыкли слышать музыку, очень важно воспитать внимание, научить слушать, вслушиваться в звуки, различать эти звуки.

Чрезвычайно полезны для развития звуковысотного слуха систематические упражнения. Выявив высоту звука можно начинать упражнения. Упражнения поются довольно медленно, особенно в начале обучения. Начинать можно с воспроизведения малой терции, которая легко усваивается, если сравнить ее звучание с кукованием кукушки, а большую терцию с криком журавля. Терции поются нисходящие. Подобные упражнения называются «звуками природы». Термины «интервал», «мелодия» на первых уроках не употребляются.

Детям с нездоровой гортанью полезно давать сначала пропеть звук с закрытым ртом отрывисто и тихо, как бы подготавливая гортань, нащупывая звук.

Высоту звуков в упражнениях, попевках, фразах из песен нужно показывать рукой. Эти движения очень важны при работе над интонацией, над ее уточнением. Сначала показывает рукой высоту звуков руководитель, пропевая мелодию. Дети повторяют, после этого дети показывают высоту звуков сами, а поет руководитель. Затем дети и отмечают высоту и поют звуки одновременно с движением руки.

На репетициях чаще необходимо прибегать к помощи хорошо поющих детей. Например попросить спеть интервал с движением руки, стоя друг прот ив друга, хорошо поющий и ребенок и неточной интонацией. Важно, чтобы все дети в равной мере были заняты на репетиции и выполняли одно и тоже дело. Не следует давать отстающим детям повода думать, что они не могут петь так, как другие. Постепенно возможности у детей увеличиваются, потому что развивается музыкальный слух, выправляются недостатки, и каждый отстававший ранее школьник действительно начинает петь и любить пение. Ведь в народной песне есть место каждому!

Просмотров работы: 245