ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Стародубцева Д.В. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Один из главных вопросов современной культуры – вопрос нравственности, духовности, возрождения народной культуры. Технический прогресс цивилизации ставит проблемы сохранения и развития органических типов культуры. Совсем недавно, провозглашался конец народного искусства; вместе с отмиранием деревни изживались особенности народной культуры. Очевиден ущерб, который нанесен техническим прогрессом природе, национальным культурам, в конечном счете, человеку, его нравственному, духовному, физическому здоровью.

Народное искусство как культура органическая есть сама природа. Оно сохраняет во времени жизненные связи с окружающей средой, с землей, с этнической общностью, выражает и формирует сознание человека. Это делает народное искусство фундаментом современной культуры, а очаги культуры, народного искусства – культурно ценными, необходимыми для современности.

Народное искусство не может рассматриваться только как ремесло или как занятие человека в свободное время. В центре внимания должны быть духовный, нравственный потенциал каждого очага народной культуры, народного промысла, определяющее эстетическое качество. Историческая трагедия, перенесенная страной в эпоху революции, в период застоя, нанесла тяжелый удар народному искусству, традиционной народной культуре в целом, потрясла его родовые основы. Долгие годы за грань современности были поставлены традиция, коллективное начало, выраженное в культурной преемственности, народность как эстетическое качество, содержание, формируемое духовно – нравственными началами, передающиеся из поколения в поколение.

Отторжение народных традиций с прошлым породило ущербный подход к народному искусству. Признаваясь как материальная культура, оно отрицалось как феномен духовный, как мировоззрение, считалось отжившим, несовместимым с новой, советской действительностью, враждебным современности в своих исконных началах и формах. И поэтому подлежало переделке и модернизации. Оно отрицалось вместе с крестьянством в самом фундаментальном пласте деревенского крестьянского творчества. Уничтожалась крестьянская культура, ее преемственность, подвергались гонениям народные мастера как личности чуждого мировоззрения и их деятельность как частная, связанная с частнособственническими тенденциями.

В настоящее время возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. И это чрезвычайно показательно, поскольку соответствует росту национального самосознания народов. Необходимо четко понимать, что делает народное искусство значительным и необходимым для современности, что делает его культурой, в чем ценность народного искусства как духовной культуры.

Актуальность народного искусства для современной культуры заключена именно в его родовой функции. Ею определяется эстетическое качество, коммуникативная способность народного творчества во времени. Устойчивость и постоянство в самом творчестве связаны с характером воспроизводимых ценностей, имеющих значение для всех эпох в масштабе отдельного народа и в общечеловеческом. Поэтому глубок семантический пласт народного искусства, объемно его временное пространственное выражение. Художественное развитие осуществляется в кругу сложившейся исторически поэтики искусства. Традиция дает, прежде всего, целостную ориентацию; это основа общему и в народном искусстве и культуры общечеловеческой.

Долгие годы русским фольклором занималось много различных организаций и учреждений, казалось и благополучным и положение с кадрами. Однако сегодня русская фольклористика держится по существу усилиями нескольких людей, которых можно перечислить по именам. Слабо просматриваются системность, плановость, целенаправленность в исследованиях русского фольклора при проявлении приоритетных направлений. Еще только предстоит выработать новую, адекватную реалиям дня научную концепцию сохранения фольклора. Решение этой проблемы невозможно без внедрения в арсенал фольклористики новых технологий, инновационных методов, приближающих нас к пониманию народного сознания, народной философии.

Просмотров работы: 864