НЕКОТОРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ СЕЛА ЛУЧКИ ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕКОТОРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ СЕЛА ЛУЧКИ ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Суринова Т.А. 1, Волнянская Т.В. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Село Лучки располагается в Прохоровском районе Белгородской области. До настоящего времени в селе сохранились следы оригинальной и многообразной обрядовой драматургии народных праздников, обычаев, ритуалов. Почитание обычаев и традиций своих предков, особенности землепользования, уклад жизни, предают удивительную устойчивость обрядам села, связанным с календарно-земледельческим кругом жизни крестьянина.

Земледельческая обрядность имеет одну основную задачу-достижение благополучия, плодородия в хозяйстве и семье. Именно на это была направлена обрядовая драматургия одного из самых почитаемых и весёлых в Лучках праздников – зимних святок, которые длились две недели: от Рождества Христова до Крещения (с 6 по 19 января).

Слово «Святки» означает святые вечера (дни священного Рождества Христова). В ночь с 6 на 7 января селяне веселились, рядились в маски животных. Маски известны из глубокой древности. Ещё в Бахусовых оргиях (Бахус-бог растительности, вина и веселья) надевали на себя маски, что бы избавить себя от колдовства. В древности существовало суеверие, что в продолжение 8 дней после Рождества Христова нечистые силы скитаются по земле, бродят по улицам, искушая, мучая и увлекая прохожих. Ряженные намеренно представляют выдуманную нечисть бородатыми, рогатыми, похожих на демонов, веря в то, что своим таким видомзащищают себя. Ношение масок православной церковью не благословляется. Поэтому основное назначение ряжения забыто, и бытует в селе только, как веселая, шуточная традиция. Работать на святки не разрешалось, поэтому селяне веселились, дурачились, ходили в гости, пели песни.

Девушки в святочные вечера гадали. Слово «гадание» похоже не древнееврейское слово «Гадь» - «богиня счастья». По другой версии, это слово произошло от санскритского«Gad» -«исследователь». В язычестве гадание считалось служением языческой богине Гаде(богине фортуны, счастья).Гадание есть языческий ритуал, поэтому преследуется и запрещается Православной церковью. И все же гадание осталось в народе по праву древности, как игра. По свидетельству старейшей жительницы села Лучки Косиновой Татьяны Алексеевны: «Дюже много знали девки гаданий на женихов». Все гадания представленные в работе записаны с ее слов.

Святочным гаданием занимаются в темное время суток. Вот несколько распространенных гаданий:

Гадание с обувью

Девушки снимали с левой ноги сапог и кидали его за ворота. В какую сторону укажет нос сапога, в ту сторону и будет отдана замуж гадающая девушка. Если же нос сапога ляжет по направлению к воротам, из которых был выброшен, то девушке в этом году оставаться дома, в девках.

Гадание иголками

Две швейные иглы опускали в блюдо с водой, если они соединялись, это было хорошим знаком для желающей выйти замуж девушки.

Мостик

Из веника доставали прутики и складывали их в виде мостика под подушку.Когда ложились спать говорили такие слова: « Кто мой суженый ,кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост».Тот, кто приснился в эту ночь во сне и считался суженым.

К сожалению, песни, которые сопровождали гадания в селе Лучки,забыты. Сохранилась лишь одна не обрядовая песня «Ой, камашики», которую исполняют старейшие жительницы села, когда рассказывают о том, как проходили Святки.

Следующим любимым праздником была Масленица.Этот праздник называется так потому, что в течение этой недели позволяется кушать коровье молоко и все продукты из него. Мясо в этот период уже не едят. Во время Великого поста, который начинается сразу же после Масленичных гуляний, вместо коровьего молока употребляли конопляное масло.

В это время каждый должен был приготовиться к строгости Великого Поста. Всю Масленичную неделюпекли блины, калачи, пирожки на масле и яйцах. Наиболее важными днями считаличистый четверг, и прощеное воскресенье. Во вторник и среду собирались улицами в хатах, пели песни, играли в «четки». Играли в эту игру так: берут стебель пшеницы и режут его на несколько кусочков, из другого стебля делают крючок, нарезанные кусочки (четки) раскладывают на столе, каждый из играющих пытается крючком поднять «четку». Кто больше поднимает, тот и выиграл. Любимой забавой молодых и детей на масленицу было строительство из снега крепостей и снеговиков. В четверг зятья приглашались в гости к тёще, обязательно с подарками: платками, поясами. Вплоть до воскресенья тёщи гостеприимно угощали зятьёв блинами. А в воскресенье селяне ходили к родственникам, прощаться на Великий пост. Подростки делали чучело масленицы из соломы, одетой в женскую одежду. Ходили с ним по всему селу, а вечером, когда все собирались в центре села, жгли его. И, конечно, в течение всей масленичной недели в Лучках звучало много плясовых и лирических песен. В качестве примера можно назвать плясовую песню « Не горят у печи дрова». Обрядовых масленичных песен певцы не помнят.

День весеннего равноденствия, отмечается по старому календарю 9 марта, по новому-22 марта. В церковном календаре этот праздник называется 40 Севастийских мучеников. В народном календаре этот день называется Сороки. По рассказам стариков, с этого дня начинаются утренние заморозки, которые длятся ровно сорок дней. Если они будут держаться непрерывно, тогда лето будет жаркое. В этотпраздник хозяйки из сдобного теста пекли жаворонков, (булочки в виде птичек)и угощают ими близких и родных.

Великий день Пасху отмечали торжественно и степенно. Слово Пасха в переводе с еврейского, означает исход. О величии этого праздник для любого православного человека, известно каждому. Мы же расскажем о том, как отмечали это праздник жители села Лучки. В ночь с субботы на воскресенье, в церкви святили творожные паски, куличи, яйца, сало, и другую пищу. Пасха считалась семейным праздником и праздновалась в кругу семьи. Всю неделю после Пасхи менялись яичками, пасками, обязательно было раздавать освященное угощение соседям, родственникам, крестникам. После разговления девки и бабы наряжались в самые нарядные одежды и шли на улицу песни петь да под гармошку плясать. Ведь в Великий Пост, который длится более 40 дней, этого делать строго не разрешалось.

Праздник Красная горка известна по всей России. Отмечается она в селе Лучки также, как и везде по России. Традиционное празднование этого праздника, нам записать не удалось. Но, удалось записать песню, которую исполнял на Красную горку «Зелёный лес-дубровушка».

До сих в Лучках помнят семицко - троицкие праздники и обряды. Правда, сегодня уже девушки не плетут венков и не гадают на них: куда поплывёт венок, туда и замуж идти. Поплывёт далеко - быть замужем на чужой стороне, прибьёт к берегу – засватают в селе, потонет-жди несчастья. Сохранилась семицкая песня «Мимо саду».

Сельские свадьбы еще в начале 20 века играли в строго отведенное для этого время. Наиболее благоприятными для свадебных гуляний в селе Лучки, считались дни после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый Русской православной церковью 1 октября по старому стилю и 14 октября по новому стилю. Засидевшиеся «в девках» девушки в этот день обязательно ходят в церковь молиться о хороших женихах. Тяжёлые весенние и летние работы обычно заканчиваются к Покрову. Становится холодно, молодые парни и девушки арендуют избы для вечерок, гуляний и встреч. На таких вечерках обязательно присутствовали и взрослые. Молодые пели, играли, плясали, а взрослые занимались вязанием, прядением, тканием и заодно присматривали за поведением молодежи.

Как видим, календарные праздники и обряды, по своему организовали и упорядочили быт селян, следуя которому они жили в ладу и согласии с природой, окружающими людьми.

Просмотров работы: 126