АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационные ресурсы (ИР) - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [2].

ИР определяются как знания, накопленные в обществе, подготовленные для использования в разных областях человеческой жизнедеятельности.

Информационные технологии выступают основным средством разработки и использования информационных ресурсов общества. Отличительной особенностью информационных технологий заключается в том, что для полноценного функционирования им необходимы информационные ресурсы. Обычно эти ресурсы в виде баз данных заранее вводятся в память информационной системы [1].

Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем, а также новейших информационных технологий обусловили появление следующих электронных ИР: баз данных, электронных изданий, мультимедиа, гипертекстовых систем.

Выделяют следующие формы и виды ИР: активная форма, пассивная форма.

К пассивной форме ИР относят: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т.д. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям: выборки, извлечения данных и т.п. Активные формы - это модель, алгоритм, проект, программа и база знаний [3].

Государственные ИР обеспечивают: выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. [6].

Государственная политика России в области развития современных информационных технологий в последнее время получает все более конкретные очертание. Примером этому является успешное внедрение федерального целевого проекта «Электронная Россия» в 2002-2010гг, определяющей основные направления информационной политики России. Общий объем финансирования проекта на 2002-2010 годы составил 26964 млн. руб. [6].

Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных ИР. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, и другие [6].

Анализ отраслевых законов показывает, что в них часто отсутствует четкость в определении различных видов ИР, в распределении ответственности Министерств и ведомств субъектов РФ и органов местного самоуправления за формирование тех или иных ИР, а также в установлении порядка ведения ресурсов и их использования [5].

Система государственных статистических ИР способствует совершенствованию экономического управления, обеспечивает возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики. Особая значимость ИР подтверждается Доктриной информационной безопасности РФ, содержащей следующие основные требования по обеспечению национальных интересов:

  • обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать информацию любым законным способом;

  • совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования ИР, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ;

  • развитие отечественной индустрии информационных услуг;

  • повышение эффективности использования государственных ИР [4].

В 2014 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по постепенному введению электронного документооборота, среди прочего, данные мероприятия были направлены на расширение использования информационных технологий при взаимодействии государства с предпринимателями. Ответственными за разработку актов были назначены Минкомсвязь и Минэкономразвития.

Одним из самых востребованных в России СЭД является система «Дело». Система электронного документооборота «ДЕЛО»- это промышленное решение, обеспечивающее автоматизацию процессов делопроизводства, а также ведение полностью электронного документооборота организации.

АСЭДД «ДЕЛО» позволяет: упорядочить процессы документооборота; перейти к единой схеме работы с документами; сократить сроки регистрации и прохождения документов; обеспечить надлежащий контроль исполнения документов.

Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313.

Внедрение ЕСЭД «Дело» в Министерство образования и науки РД позволило улучшить время реагирования на поручения вышестоящих органов, так как ЕСЭД «Дело» - это система реального времени. Система реального времени (СРВ) - это система, которая должна реагировать на события во внешней по отношению к системе среде или воздействовать на среду в рамках требуемых временных ограничений.

Внедрение ЕСЭД «Дело» позволило уменьшить время на обработку писем и поручений как внутренних, так и поступающих из внешней среды. Также планируется провести интеграцию защищенной сети между подведомственными учреждениями и Министерством образования и науки РД и центром обработки данных (ЦОД ЕСЭД), расположенном в Министерстве экономики РД.

По данным затрат на ИКТ за период с 2011 по 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД нами были рассчитаны показатели темпов роста (цепные) этих затрат и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Темпы роста (цепные) показателей затрат на ИКТ в Министерстве образования и науки РД с 2012 по 2015 гг., в %.

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

Затраты на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - всего

128

100

145

111

в том числе: на приобретение вычислительной техники и оргтехники

127

98

140

96

на приобретение ПО

100

113

104

101

на оплату услуг электросвязи

262

94

248

168

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ

100

97

93

100

прочие затраты на ИКТ

118

110

132

100

Рассчитанный нами по данным Министерства образования и науки РД удельный вес показателей затрат на ИКТ с 2011 по 2015 гг. в данном ведомстве представлен в таблице 2.

Таблица 2

Удельный вес показателей затрат на ИКТ за период с 2011 по 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД.

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015

Затраты на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

         

на приобретение вычислительной техники и оргтехники

69,9

69,1

67,7

65,4

56,8

на приобретение ПО

19,7

15,4

17,5

12,6

11,6

на оплату услуг электросвязи

5,9

12,0

11,4

19,5

29,5

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ

3,5

2,7

2,6

1,7

1,5

прочие затраты на ИКТ

1,0

0,9

1,0

0,9

0,8

Доля показателей затрат на ИКТ в 2011 гг. в Министерстве образования и науки РД представлена на рисунке 1.

Рис.1 Доля показателей затрат на ИКТ в 2011 гг.

в Министерстве образования и науки РД.

На рисунке 2 представлена доля показателей затрат на ИКТ в 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД.

Рис.2 Доля показателей затрат на ИКТ в 2015 гг.

в Министерстве образования и науки РД.

План по развитию информационных ресурсов в Министерстве образования и науки Республики Дагестан предполагает внедрение автоматизированной информационной системы «Контингент», переход на электронную обработку ИПРА, а также расширение системы электронного документооборота «ДЕЛО».

В 2016 запланирована реализация автоматизированной информационной системы «Контингент». АИС «Контингент» - региональный сегмент единой информационной системы учёта, мониторинга и контингента обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации. Назначение системы - формирование единого банка данных об образовательных достижениях и миграции обучающихся образовательных организаций на территории региона.

Список литературы:
  1. Бастриков М.В. Информационные технологии управления: Учебное пособие / М.В. Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ». - Калининград: Изд-во Института «КВШУ», 2010.

  2. Макаровой Н.В. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой - М.: Финансы и статистика - 2010. - 768 с. www.stu.ru/inform/

  3. Мирошниченко И.И. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие /РГЭУ. - Ростов н/Д., 2008. - 31с.

  4. Олейник О.С. Развитие и использование государственных статистических информационных ресурсов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-ispolzovanie-gosudarstvennyh-statisticheskih-informatsionnyh-resursov

  5. Симонян Д.Ф. Основные проблемы и направления информатизации муниципального управления– [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-napravleniya-informatizatsii-munitsipalnogo-upravleniya

  6. Солдаткин А.Е. Государственные информационные ресурсы Интернет. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garweb.ru/misc/art/20010924/ p1.htm

Просмотров работы: 59