СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Выпрягаева Я.О. 1, Черунова И.В. 1
1Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В век прогрессивных технологий наличие компьютера сравнимо с наличием питьевой воды, так как практические каждая специальность становится компьютеризированной, и многие помещения, даже задания общеобразовательных школ требуют прибегать к использованию компьютера, например, для составления доклада или реферата, когда необходимо не только найти информацию, но и сформировать компьютерную версию текста и распечатать его. По требованиям СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [1] площадь на одно рабочее место должна составлять 4,5 м2, а компьютеров должно хватать на каждого учащегося, что приводит к увеличению электростатического поля и воздействует на ребенка.

Статическое электричество возникает при нарушения внутриатомного или внутримолекулярного равновесия из-за получения или утраты электрона. Как правило, атом находится в равновесном состоянии из-за одинакового числа протонов) и электронов. Электроны легко перемещаются от одного атома к другому, формируя положительные или отрицательные ионы. При таком дисбалансе возникает статическое электричество [2].

Возникновение электростатической опасности имеет определенные последствия. Например, накопившийся со временем и достигший критического значения электростатический заряд может привести к выходу из строя самого оборудования, негативного воздействовать на организм человека и даже вызвать возможность аварийной ситуации. А когда электростатические заряды более 1 ‧ 109 Ом [3], а влажность воздуха менее 50% [3], то может возникнуть быстрый искровой разряд между частями оборудования, между человеком и оборудованием или разряд на землю. Энергия такой электрической искры может оказаться достаточной для воспламенения горючих или взрывоопасных смесей [4]. Такие случаи могут привести к травмам или даже к летальным исходам не только учащихся, но и работников образовательного учреждения.

Во многих школах введена единая школьная форма, однако большинство поставщиков формы стараются экономить на материалах для ее изготовления и используют в производстве ткани, которые содержат в себе синтетические волокна, что приводит к образованию дополнительных электростатических зарядов, формируя электростатическое поле на поверхности одежды и соприкасаемых с нею предметов. Это поле может нанести ребенку вред в то время, пока он находится в школе. Поэтому школьная форма по требованиям СанПиНа 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» должна соответствовать нормам, представленным в таблице 1 [5].

Таблица 1 – Требования физико-гигиенической и химической безопасности, предъявляемые к одежде учащихся в образовательных учреждениях [5]

Возрастная группа

Гигроскопичность

(%, не менее)

Воздухопроницаемость (дм32 ‧ с, не менее)

Массовая доля свободного формальдегида (мкг/г, не более)

Дошкольная и школьная группы от 3 до 14 лет

6 (для подкладки костюмных изделий)

70 (для подкладки)

300

Подростковая группа, от 14 до 18 лет

-

70 (для подкладки)

300

Для климатических условий средний полосы волокнистый состав школьной формы должен содержать 40-60% шерсти с добавлением синтетических волокон. По рекомендациям Роспотребнадзора необходимо выбирать школьную форму с содержанием синтетических волокон не более 55% [6].

Наличие синтетических волокон в тканях более 55% [6] в одежде способны нанести вред для здоровья детей. Синтетические волокна препятствуют хорошей воздухопроницаемости материала, в результате происходит дискомфорт и отсутствие теплового комфорта – ребенок потеет. Увеличение потоотделения приводит к переохлаждению, что может привести к простудным заболеваниям, а также вызвать аллергические заболевания [7].

Врачи утверждают, что одежда, которая содержит более 55% синтетических волокон в составе, может помешать хорошей учебе ребенка и приводит к накоплению статического электричества, что вызывает дискомфорт ребенка и может привести к нарушениям центральной нервной системы, вызывать раздражительность и утомляемость [7].

В Техническом Регламенте Таможенного Союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» [8] сказано, что напряженность электростатического поля на поверхности изделий, изготовленных из чистошерстяных, шерстяных, полушерстяных, синтетических и смешанных материалов, не должна превышать 15 кВ/м, а если при этом учащийся находится в помещении с компьютерами, то может произойти разряд статического электричества, что приведет к нежелательным последствиям описанным выше.

Проведя анализ оборудования для снятия статического электричества было выявлено, что предлагаемые на рынке устройства, ориентированные на промышленные помещения, связаны, в основном, с обдувом через вентиляторы и ионизацией воздуха, однако для школьных помещений данное оборудование не подойдет, так как оно не приспособлено для школьных помещений.

Для защиты от вредного воздействия электростатических зарядов в компьютеризированных учебных аудиториях для школьников целесообразно применять дополнительные покрытия контактных поверхностей мебели и другого инвентаря из материалов с включением токопроводящих нитей (Bekitex, Negastat и др.) [9], что поможет увеличивать скорость стекания и снизить напряженность электростатического поля из зоны непосредственной поверхности тела ребенка, одетого в школьную одежду, без вреда для здоровья, позволяя отводить возникающие заряды, предотвращая при этом их накопление.

Анализ нормативно-технической документации, определяющей требования к здоровью детей и безопасности их пребывания в школе позволили установить критерии напряженности элекстроитатического поля и электрических полей в зависимости от температуры среды в помещении, количества единиц компьютерной техники и других параметров. В таблице 2 представлены рекомендуемые условия в учебных помещениях с использованием ПЭВМ [8,10].

Таблица 2 – Рекомендуемые условия в учебных помещениях с использованием ПЭВМ

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4 - 10

25 - 35

От +5 до 0

3 - 7

20 - 30

От 0 до -5

2 - 5

15 - 25

От -5 до -10

1 - 3

10 - 15

Ниже -10

1 - 1,5

5 - 10

Оптимальные параметры микроклимата

Температура, ℃

Относительнаявлажность, %

Абсолютная влажность, г/м3

Напряженность электростатического поля, кВ/м

19

62

10

15

20

58

10

15

Допустимые параметры микроклимата

Температура, ℃

Относительнаявлажность, %

Абсолютная влажность, г/м3

Напряженность электростатического поля, кВ/м

18

39

10

15

22

31

10

15

Таким образом, защита от статического электричества в школьных помещениях не разработана или же не адаптирована из уже имеющихся систем, применяемых на производстве, что доказывает необходимость разработки специальных защитных средств с токопроводящими свойствами, позволяющими защищать как ребенка, так и взрослого человека от вредного воздействия статического электричества непосредственно в условиях учебных помещений школ, укомплектованных компьютерной техникой.

Список литературы:

  1. СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» – 2003. – 31 с.

  2. Теория электростатики / Электрон. б-ки. 2017. URL: http://www.lemax-static.ru/teoriia-elektrostatiki/teoriia-elektrostatiki

  3. ГОСТ Р 52274 – 2004 Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытания. – ИПК Издательство стандартов, 2005. – 19 с.

  4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. 7-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – 616 с.: ил.

  5. Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 16 с.

  6. Содержание и форма: 5 главных советов по выбору школьных брюк / Электрон, б-ки. 2017. URL: http://roskachestvo.gov.ru/press/articles/soderzhanie-i-forma-5-glavnykh-sovetov-po-vyboru-shkolnykh-bryuk/

  7. Выгонная, Г.А. Как выбрать школьную форму для ребенка / Электрон. б-ки. 2017. URL: http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/469/

  8. Технический Регламент Таможенного Союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» – 2012. – 30 с.

  9. Антистатическая нить / Электрон. б-ки. 2017. URL: https://shop.vostok.ru/customers/tehnologii/odezhda/1608/

  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» – 2010. – 40 с.

Просмотров работы: 116