ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Камардина О.А. 1, Герман Л.В. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования.

Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех уровней образования. Для привлечения внимания к проблемам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны Президентом России В. В. Путиным был подписан указ об объявлении 2017 года, годом экологии. Поэтому, бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать дошкольного возраста.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. Именно с дошкольного возраста закладывается отношение к природе. В дошкольных образовательных организациях создаются оптимальные условия для экологического образования, так как основы мировоззрения, личностные качества ребенка формируются именно в этот период.

Исследования Н. Г. Лаврентьевой, С. Н. Николаевой, Н. П. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, и др. свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия, у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры. Осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни, так же рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях уделяется большое внимание экологическому образованию детей. Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста, используют разные условия экологического образования, такие как: игра, наблюдение, опыты и т.д. одним из условий экологического образования используют - проектную деятельность. Однако этому отводится недостаточного внимания. Хотя использование проектной деятельности в экологическом образовании в дошкольных учреждениях, могло бы позволить самостоятельно понять детям происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Таким образом, оценивая состояние данной проблемы, можно сказать, что проблема экологического образования дошкольников нуждается в дополнительной разработке. Поэтому взятая нами тема «Проектная деятельность как условие экологического образования детей дошкольного возраста» является актуальной.

Проблема: каковы возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретическое обоснование возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Объект: экологическое образование детей дошкольного возраста.

Предмет: проектная деятельность как одно из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть содержание и условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста;

- Определить возможности проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

- Проанализировать опыт работы дошкольной образовательной организации №7 «Киселёвского городского округа» по использованию проектной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

- Разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Современные психолого-педагогические исследования экологического образования детей дошкольного возраста

Исследователи А.Н. Захлебный, В.А. Зебзеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др. утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. [5,c. 76].

Психолого-педагогические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. В настоящее время наблюдается переосмысление дошкольного экологического образования, что влечет появление нового образа жизни, мышления и поведения в окружающем мире, основан­ном на психологической активности людей в экологической деятель­ности, на экологической этике добра и милосердия, на экологизации сознания в целом. Это позволит формировать у детей умение адапти­роваться к природной среде и вырабатывать навыки экологически це­лесообразного поведения.

Я.А. Коменский большое внимание уделяет отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрывает в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет 2 этапа. На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором этапе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию. [ 1, с. 40]

По мнению Ф. Фребеля, каждая дошкольная образовательная организация должна иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности. Кроме того, говоря о важнейшем воспитательном значении труда в природе, он предлагает разбивать на территории дошкольной образовательной организации грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность.

В дошкольном возрасте, по мнению выдающегося педагога А.С.Макаренко, окончательно закладываются основы, корни воспитания. В дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой - аналогом и одновременно «обыгрывание последней позволяет сформировать у детей представление о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Великий русский педагог К.Д.Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умении с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Особое место и значение К.Д. Ушинский отводит природе в интеллектуальном развитии ребенка. В первую очередь он обращает внимание на влияние природы на развитие речи дошкольников. Развитие речи он тесно связывает с развитием мыслительных процессов и операций. Раскрывая методику работы с детьми по ознакомлению их с миром природы, К.Д. Ушинский особое значение предлагает уделять наблюдениям в природе и формированию у дошкольников такого качества личности, как наблюдательность. [1, с.41]

В работах С. Н.Николаевой определена общая направленность обучения как системы эколого-педагогической работы с дошкольника­ми в каждой возрастной группе. С. Н.Николаева отмечает, что начало становления экологического мировоззрения приходится на период до­школьного детства, когда впервые закладываются основы миропони­мания и практического взаимодействия с предметно-природной сре­дой.

Н. Ф.Виноградовой, Г. Г.Ивченко, Л. В.Моисеевой, Л. П.Симоновой, Н. А.Плешаковым, И. В.Потаповой созданы программы дошкольных курсов по ознакомлению детей 5-6 лет с природным окружением. Общей чертой этих программ является интегративный подход и направленность их содержания на достижение экологи­ческого образования дошкольников, становлению у них на­учно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния, среда в дошкольной образовательной организации, должна создавать ус­ловия для познавательного развития ребенка. Создание условий для его познава­тельной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы.

В дошкольной педагогике, Н.А.Рыжова отмечает, что пока нет единого мнения по поводу целей, задачей и терминологии экологического образования[6,с.134]. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри мелкого сообщества, луга, водоёма; причины отлёта птиц; связь комплекса признаков и зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории - леса, луга и т.д. Например, в любой экосистеме хищники не могут жить без мелких растительноядных животных: «урожай» растительного корма сказывается на численности его потребителей и хищников. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.

Психолого – педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе – это согласованная работа команды воспитателей и специалистов ДОО. Особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор формирования личности. По мнению И.Л. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, образование подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы. Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

С.Н. Николаева отмечает, что поворот к экологическому образованию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему образования детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного образования. Разведение этих направлений обусловлено остро осложнившейся экологической ситуацией и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условиях экологическое образование детей надлежащим образом может быть осуществлено, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей осуществляется с позиции сознания всей значимости проблемы, если мысли и чувства взрослых людей искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создают надлежащую атмосферу и в семье.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Уже к трем годам жизни у ребенка возрастает активность, он начинает проявлять интерес к себе и ко всему окружающему. Родителей и воспитателей преследует непрерывное детское «почему?». В возрасте трех-четырех лет ребенок много играет, он любит подражать другим; поэтому в данное время, особенно большое значение для развития детей приобретает пример старших.

В четыре - пять лет ребенок начинает до некоторой степени подчинять свое поведение контролю сознания, и теперь уже можно развивать у него волю, инициативу, сдержанность, влиять на капризы, воспитывать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты.

В шесть - семь лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории родного края. Они с охотой читают рассказы, посвященные данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память.

Исследователи А.Н. Захлебный, В. А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др. утрвержают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. [5, с. 76]

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей младшего возраста. Старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри мелкого сообщества, луга, водоёма; причины отлёта птиц; связь комплекса признаков и зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории - леса, луга и т.д. Вместе с тем необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в данном регионе (высокую загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта).

Эстетическое отношение к природе проявляется в умении сосредоточенно наблюдать, умение переносить эстетическую оценку среды на её образы в искусстве, а также в выражении эстетических переживаний творческими средствами (в образной речи, изобразительной деятельности). Очень важно, как входит природа в жизненный опыт ребенка, как они эмоционально им осваивается.

Педагогические исследования показывают, что дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учетом её сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Старших дошкольников важно включить в общественно-полезную деятельность экологического характера: выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, и пр.).

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Таким образом, изучив психолого - педагогические исследования, становится понятно, что одним из основных принципов, на котором следует строить всю работу по ознакомлению дошкольников с природой, должно стать, активное внедрение исследовательских методов.

1.2 Содержание экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностных ориентаций в нем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в формировании общей культуры личности детей имеет экологическое образование.

В содержание экологического образования включаются нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

По мнению Н. М. Мамедова, Л. В. Моисеевой, взаимосвязь, таких компонентов экологического образования как научно — познавательного, формирующего интереса, любознательности; ценностного, являющегося ведущим, направленного на раскрытие значимости изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. Нормативного, направленного на освоение экологически оправданных норм поведения, а также практико-деятельностного, являющегося не менее существенным в экологическом образовании, именно практическая деятельность и есть результат сформированного отношения к природе и окружающей среде в целом, являются методологической основой современного экологического образования.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество примерных основных образовательных программ (например, «От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Наш дом – природа», «Юный эколог» и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. Так же на основе этих программ дошкольные организации разрабатывают свои программы ДОО.

Остановимся на характеристике и анализе некоторых программ, наиболее часто применяемых в практике работы дошкольных образовательных организациях.

Комплексные программы:

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ No 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

В программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется образованию детей экологической направленности, культуры, воспитания, сознания. Останавливаясь подробнее на задачах экологического образования представленных в Программе, можно отметить, что экологическое образование представлено в Образовательной области «Познавательное развитие» в которой основными задачами для детей старшего дошкольного возраста являются:

- Расширять и уточнять представления детей о природе.

- Учить наблюдать, развивать любознательность.

- Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животным миром.

- Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Особенностью этой программы является то, что в разделе ознакомления с миром природы есть подраздел сезонных наблюдений, где в каждом времени года прописаны задачи.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» разработанная С.Г. Якобсоном, Т.И. Гризиком, Т.Н. Доронова; подраздел «Мир природы и мир человека», в котором основными задачами для детей старшего дошкольного возраста являются:

- развивать в детях интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире;

- начать формировать элементарные географические представления в соответствии возрастными возможностями (знакомство с глобусом, природными богатствами, с различными природно – климатическими зонами);

- закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о мире природа;

- расширять представления детей об объектах живой и неживой природы;

- продолжать знакомить детей с жизнью животных и растений в разных условиях;

- подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растения на культурные и дикорастущие;

- показывать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.

В конце образовательной области прописаны рекомендации к части, формируемой участниками образовательных отношений. Особенностью программы является имеющиеся технологии реализации содержания по всем областям, в том числе и «Познавательное развитие».

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации. Авторы программы считают, что у детей дошкольного возраста возможно и необходимо формировать представления:

- о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах;

- связях живых организмов со средой обитания, с неживой природой;

- существенных признаках всех живых организмов (рост, развитие, размножение);

- сообществах растений и животных в природе. [3, c.66]

Отличается программы «Детство» тем, что в ней определены результаты образовательной деятельности – достижения ребёнка и то, что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы по возрастам.

Программа «Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Основные задачи для детей старшего дошкольного возраста являются:

- осознание ребенком себя как части природы;

- обучение азам элементарной эко­логической безопасности;

- формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

- формирование экологически гра­мотного поведения в быту, на природе;

- Формирование эмоционально-по­ложительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка);

- понимание неповторимости, кра­соты окружающего мира.

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Особенности программы в том, что она разработана с нарастающим объемом знаний, знанием практической работы, уходом за комнатными растениями, правилами содержания и ухода за животными.

Программа «Юный эколог». В программе представлено пять разделов. Первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма – она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание». [4, с.87-88]

Задачи программы:

- Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;

- Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей в практическую деятельность по охране окружающей среды;

- Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности; Развивать экологическое мышление у детей;

- Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своего клуба, города, края;

- Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;

- Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;

- Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и края.

Программа отличается тем, что в ней есть концептуальные идеи программы, варианты реализации идей, принципы обучения и воспитания. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие примерных программ экологического образования дошкольников. У каждой программы свои особенности и каждая из них определяет разные задачи, формы, методы организации экологического образования. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

  1.  
    1. Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Одним из важных условий экологического образования в дошкольной образовательной организации является продуманная организация и экологизация предметной развивающей среды. По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды яв­ляется привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие расти­тельного и животного мира на участке детского сада, правильная с эколо­гической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошко­льной образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, не­обходимую для образования детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Экологическая комната – это элемент эко­логической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоя­тельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от разме­ров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформле­ние экологического класса должно служить примером безопасного и эс­тетически грамотного оформления помещений, способствовать выработ­ке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольной образовательной организации, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видо­вому составу, внешнему облику, экологическим, географическим осо­бенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки (на территории ДОО, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

По мнению С. Н. Николаевой, создание экологической среды, ее под­держание на нужном уровне, усовершенствование и последующее ис­пользование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работ­никами дошкольных образовательных организации экологического подхода к жизни расте­ний и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.Специфической чертой экологического образования дошко­льников являются непосредственный контакт ребенка с объектами при­роды, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практи­ческая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процес­се обсуждения. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, нахо­дящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов.

Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания, среда в дошкольной образовательной организации должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, от­давать предпочтение объектам природы перед искусственными объ­ектами);- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных мате­риалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озелене­ние территории; создание условий для экскурсий на свежем воздухе);- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; фор­мирование желания и умения сохранять окружающий мир природы;- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растения­ми, экологически грамотного поведения в природе и в быту);- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование при­родного материала на занятиях по продуктивным видам деятельности и т. п.).

Одним из важных условий экологического образования в ДОО является работа с родителями. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

- проведение родительских собраний экологической направленности;

- выставки из природного материала, сделанные совместно родителей с детьми;

- посадка деревьев и цветов на участке ДОО;

- участие в экологических походах, экскурсиях и выездами с детьми на природу.

Такое взаимоотношение способствует эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, можно проводить различные анкетирования родителей, беседы, конференции и т.д. Результаты анкетирования выносятся на родительском собрании для анализа, обсуждения и чтобы направить родителей на дальнейшую работу совместно с детьми.

Совместная деятельность педагога и родителей с детьми, способствует повышению выработке правильных форм взаимоотношения ДОО с семьей, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье, чтобы у детей складывалось представление об экологическом образовании и они брали пример со своих родителей.

Одним из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Важным компонентов познавательной деятельности является познавательный интерес который – направлен на решения задач формирования представлений о закономерных явлениях природы, отделять главное от второстепенного, связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка. Очень важна самостоятельная познавательная деятельность, в процессе которой развивается творческая активность детей в свободном экспериментировании с различными результатами. Ребёнок получает возможность самореализации. Так, например, ребёнок в поиске ответа на вопросы «почему?» и «зачем?» узнаёт причинно-следственные связи изменений в природе, строение и развитие растений, виды животных, их зависимость от природных и сезонных условий.

В свою очередь игровая деятельность важна в экологическом образовании по ряду причин: игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает личность, поэтому широко используется в экологическом образовании так же, как и в других сферах образования. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе в формировании его экологической культуры. Играя, ребёнок познаёт мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, устраивает сложную систему отношений с окружающей средой. Примеряя в игре на себя роль животных и растений, ребёнок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики, усвоению правил поведения в природе, а так же нравственных норм, таких как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Полученные представления детей о природе будут более эмоциональны и результативны, если закрепляются с помощью продуктивных видов деятельности. Продуктивный вид деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого – получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Она помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы, и направлена также на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют также систематические занятия, труд в природе. В дошкольных образовательных организациях имеются центры экологической направленности, огороды, цветники, которые предоставляют возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Трудовая деятельность у детей старшего дошкольного возраста в природе формируется привычка выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности, умение распределять обязанности для качественного выполнения работы. При этом расширяется круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливается связь между правильным уходом за ними и их развитием.

Практическая экологически ориентированная деятельность связана с формированием стратегий взаимодействия с природой. К ней можно отнести: труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность, организованные, как экологически ориентированные, игровую, речевую, художественную деятельность. Ценностно-ориентационная деятельность в природе направлена на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (критическая оценка состояния окружающей среды); обсуждение последствий деятельности человека, выбор решения, поведения.

Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («чувствование»). Благодаря эколого - субкультурным практикам у ребенка формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых.

Условия формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей дошкольного возраста является организации детских эколого-субкультурных практик. [2]. Экологическая субкультура – это качество личности, обозначающее способность ребенка отдавать отчет в собственных действиях по отношению к природе, к окружающему миру.

Экологическая субкультура детства выступает фактором (движущей силой) экологического развития детей. Ребенок имеет возможность присваивать экологический опыт, природосообразно своему развитию, путем стихийного накопления опыта в окружающем его пространстве детства, приобретения экологического опыта в специально созданных для этого условиях, а также путем творческого переосмысления.

Самостоятельная деятельность дошкольников – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающие требования к современной дошкольной образовательной организации является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда. Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность – это работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

В дошкольной образовательной организации могут проводиться природоохранные акции, где возможно участие не только детей и педагога, но и родителей. Акции приурочены к каким – либо датам, событиям имеющим общественное значение, поэтому они имеют большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой для родителей. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, эстетические, что делает их особенно ценными. Природоохранные акции реализуются через все виды деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога. Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней. Самое главное, в ходе природоохранной акции детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действии людей. Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений, о взаимосвязи человека с природой.

Целью экологического образования в современной дошкольной образовательной организаций, должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений. Овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

В результате, развивающее экологическое образование детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основополагающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая деятельность дошкольника, связанная с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, его место и роль в природе, и в свою очередь является частью экологического образования.

II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1.  
    1. Проектная деятельность как одно из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой. Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и недостаточный уровень экологическогообразования.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологического образования всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Целенаправленная, систематическая деятельность самообразования позволяет эффективно реализовать возможности экологического образования у детей дошкольного возраста. Развивается экологическое образование, осваиваются программы, разрабатываются разнообразные формы работы с дошкольниками, как природные, так и социальные условия.

Широкое распространение получили условия такие как: игра, проектная деятельность, подвижные игры, ежедневное ведение календаря природы, чтение поэзии и др. Работа с родителями не остается на заднем плане, они выступают в экологическом образовании на первом месте: беседы, анкетирование, консультации, советы, оформление клумб, посадка и побелка деревьев - этим они являются достойным примером для своих детей.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности. С этих позиций особого внимания заслуживает метод проектов дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Таблица 1 – Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

Этапы проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует для себя проблему, исходя из которой, педагог подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией

Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2. Определение цели деятельности

Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей

Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

3. Конкретный замысел

Продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет

Участвуют в обсуждении: как организовать то, или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4.Планирование

Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических , социальных, предметно- материальных и индивидуально – личностных условий

Перечислят любимые занятия, предлагают игру, участвуют в определении последовательности операций (что сначала, что потом)

5.Реализация проекта и постоянная рефлексия

Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов

Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя

6.Анализ результатов и презентация

Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми

Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов

Метод проектов предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать. Одним из видов методов проекта, является проектная деятельность. На современном этапе задача педагогов - активно и умело использовать принцип интеграции.

Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, организация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которой ребенок ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности ребенка. [7]

По определению С.М. Михайловой, педагогическое проектирование – есть синтетическая категория научно – педагогического знания, обеспечивающая создание проектов будущих состоятельных объектов и систем, характеризующихся комплексностью, системностью. [7, c9]

Достоинства методов проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями. В ходе подобных дискуссий определяются следующие позиции М.И.Гуревича.

  1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детям.

  2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка

  3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки. [7, c 10]

Используя метод проекта в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, а порой и всего персонала дошкольного образования. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучению с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному образованию детей в дошкольной образовательной организации. [7]

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как одна из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.

В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, А.И. Савенков и другие исследователи отмечают, что проектная деятельность является методом, основанным на понимании субъектности роли личности в системе дошкольного образования. Названные авторы в работе с детьми дошкольного возраста выделяют три основных вида проектов: исследовательские, творческие и нормативные. Проектная деятельность активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Внедрение проектной деятельности в системе ДОО позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку проектная деятельность даёт возможность:

  • экспериментировать, синтезировать полученные знания;

  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.

Таким образом, сущность проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе проектной деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения экологических проблем.

2.2 Педагогический опыт работы дошкольной образовательной организации Киселевского городского округа по использованию проектной деятельности экологического образования детей старшего дошкольного возраста

В ходе исследования мы изучили опыт работы дошкольной образовательной организации Киселевского городского округа по экологическому образованию дошкольников посредством проектной деятельности.

Для этого мы использовали следующие методы: анкетирование воспитателя, анализ предметно – развивающей среды, анализ документации (календарно – тематический план).

Для того чтобы выяснить, как воспитатель способствует экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности мы провели анкетирование с воспитателем старшей группы Теньковой Марии Николаевной, которое включали след вопросы (Приложение 1)

Первый вопрос для воспитателя звучал так: применяете ли вы проектную деятельность в работе с детьми, на который воспитатель ответил, что да. Применяете ли Вы проектную деятельность в своей педагогической деятельности? Мария Николаевна ответила, скорее да, чем нет. На вопрос как часто вы используете проектную деятельность, Мария Николаевна ответила, что раз в год. На следующий вопрос, воспитатель ответила, что использование проектной деятельности в экологическом образовании детей эффективно и интересно, потому что все продумано, красочно, с объяснением, дети самостоятельно реализуют задания, поставленные в проекте. На вопрос ваши достижения в области использования проектной деятельности, ответила Мария Николаевна, что она учувствует во Всероссийских и региональных конкурсах. На следующий заданный мною вопрос Мария Николаевна ответила, что проблемы возникают, но она старается решать их с совместными усилиями, более опытных педагогов в этой области. Следующий вопрос звучал так: вовлекаете ли вы родителей в проектную деятельность, воспитатель ответил, что предлагает, и родители с удовольствием помогают. На вопрос, какой из перечисленных этапов проектной деятельности является для вас самым сложным, Мария Николаевна не ответила. На последний вопрос в анкете, какому уровню соответствует Ваше профессиональное мастерство в аспекте ощущения педагогической деятельности на основе проектной деятельности? Мария Николаевна затруднялась ответить и оценила себя на средний бал.

Так же Мария Николаевна добавила от себя, что выпустив данную группу, она в дальнейшем планирует начать использовать проектную деятельность со средней группы.

С помощью анкетирования нам удалось выяснить, что воспитатель обладает личностными качествами, которыми могут служить положительным примером в воспитании детей. Воспитатель может проектировать и планировать работу по экологическому образованию детей. В данной группе воспитатель проводит ООД, развлечения и так же праздники, которые способствуют формированию экологического образования у детей старшего дошкольного возраста.

Весьма эффективным средством экологического образования, является правильная организация предметно – развивающей среды в группе, организация которой (с учетом ФГОС) строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его возможностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая – среда в МБДОУ построена с учетом возрастных особенностей детей. В старшей возрастной группе имеется центр природы, в котором находятся материалы по ознакомлению с природным и окружающим миром, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. Центр природы позволяет детям быть ближе к природе. В центре природы дети самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, которые размещены в группе. Имеющие ярко выраженные основные части стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аукуба, колеус, аспидистра) и красиво, обильно и долгоцветущие растения (бегония вечноцветущая). Так же в центре природы есть живой уголок, где дети кормят рыбок, ухаживают за аквариумом, есть выставка поделок из природного материала. Дети с удовольствием собирают красивые и интересные камни для пополнения коллекции камней. В центре природы широко представлены: иллюстрации, большой объем дидактических пособий экологической направленности,календарь погоды, оформление стендов. Серия картин «Времена года», «Животный и растительный мир», муляжи овощей и фруктов, иллюстрации животных, насекомых, птиц, цветов, деревьев и грибов. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов. В зоне предметно – развивающей среды есть уголок книги – «Мои любимые книжки», где дети могут рассматривать знакомые им экологического содержания книги, иллюстрации к ним, слушать сказки, стихи на дисках, пересказывать прочитанное. Центр организован и представлен с учетом индивидуальных возможностей детей, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка.

Так же в детском саду в приемной находится стенд для родителей «Экология и человек», на котором распределены разделы «Экологического календаря», «Это интересно», «Бережем природу». Систематически обновляются сезонные ширмы.

В старшей дошкольной группеследуют отметить большой объем собранного детьми, родителями и педагогами природного материала, который воспитатели используют в работе с детьми. Совместная образовательная деятельность (беседы, игры как подвижные, так и малоподвижные, загадки и т.д.) по ознакомлению с природным миром проводятся как в группе, так и на прогулке, в утренние и вечерние отрезки времени.В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов, а так же родителей.

Также мы изучили и проанализировали календарно – тематический план на 2016 – 2017 учебный год старшей группы «Воробьи» по экологическому образованию, мы пришли к выводу, что образовательный процесс, строится по тематическому принципу и интеграции образовательных областей.

Так в сентябре темой тематической недели «Наш дом – природа», где итоговым мероприятием был конкурс рисунков «Природные богатства России». Кроме этого проводились занятия, которые предполагают интеграцию образовательных областей: рисование на тему «С кем дружит Ель»; аппликация с элементами рисования на тему «Цветами улыбается Земля». Так же проводились беседы «Лесные уроки вежливости», «Каждую соринку – в корзинку», «Взаимосвязи в природе».

В апреле темой тематической недели «Час Земли», где итоговым мероприятием проведение праздника, посвященный Дню Земли. Кроме этого проводились занятия, которые предполагают интеграцию образовательных областей: окружающий мир на тему «В гостях у лесовика», проведение опыта на тему «Почва – земля живая!»,

В марте темой тематической недели «Пришла весна», где итоговым мероприятием выставка подделок «Идет весна – красна». Кроме этого проводились занятия, которые предполагают интеграцию образовательных областей: познавательное развитие на тему «Путешествие в прошлое», развитие речи на тему «По лесной тропинке», оформление фотоальбома «Природа родного края».

В июле темой тематической недели «Водоёмы родного края», где итоговым мероприятием проведение праздника, посвященный дню Иван Купала. Кроме этого проводились занятия, которые предполагают интеграцию образовательных областей: рисование на асфальте на тему «Лето пришло», акция «Ромашки для мамы».

В ноябре темой тематической недели «Мы природу бережём», где итоговым мероприятием стал конкурс презентаций «Ты – часть природы». Кроме этого проводились занятия, которые предполагают интеграцию образовательных областей: окружающий мир на тему «Дары природы», познание на тему «Родной свой край – люби и убирай», развлечение на тему «Посвящение в юные экологи».

Изучив и проанализировав педагогический опыт по использованию проектной деятельности экологического образования детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад» были сделаны следующие выводы, что в работе с детьми используются разные формы работы (ООД, развлечения, беседы, чтение художественной литературы), они отражены в календарно-тематическом плане. Так же воспитатель использует проектную деятельность.

Созданная предметно-развивающая среда в группе, позволяет детям сформировать положительнее отношение к природе, уважение к живому и неживому миру.

При изучении опыта работы мы решили разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

  1.  
    1. Образовательный проект «Календарь экологических праздников»

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к ее ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Необходимое преодоление породили новое направление в образовании – экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех уровней образования. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества.

Одним из средств экологического образования, выступает - проектная деятельность.

Использование проектной деятельности в экологическом образовании в дошкольных учреждениях, позволяет самостоятельно понять детям происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал. Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Актуальность экологического образования дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе, начинают любить свой край. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

М. В. Лучин считает: «Убеждение человека формируется с детства». Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. Кроме того, к такому процессу надо приобщать значительную часть взрослого населения – воспитателей, родителей, учителей. Что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимают педагоги.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Цель:

- Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Формировать элементарные экологические знания и представления детей об экологические праздники;

-Формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

-Вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта;

-Разработать календарь экологических праздников, способствующий нравственно – экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта предполагаются следующие этапы.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Участники проекта

Подготовительный этап

- Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме экологического образования детей старшего дошкольного возраста;

- Диагностика экологических знаний детей старшего дошкольного возраста с целью выявления знаний о природе; приложение 1

Взаимодействие с родителями:

- Анкетирование родителей воспитанников старшей группы с целью выявления на отношение к природе; приложение 2

- Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»; приложение 3

- Диагностика родителей воспитанников старшей группы, с целью на знания экологических праздников; приложение 4

Февраль - июнь

Студент –практикант

Воспитатель

Основной этап

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов:

-Беседа на тему «День заповедников и национальных парков »; приложение 5

- Чтение худ. литературы «Поющий кит» Ирис Ревю; приложение 6

-Рассказ педагога «Невидимые ниточки природы»; приложение 7

- Рисование кошек «Кто сказал мяу?»; выставка рисунков; приложение 8

- Беседа на тему «Птицы нашего края»; приложение 9

- Акция «Зеленый мир деревьев»;

- Просмотр мультфильма про дельфина «История мечтателя»;

-Сюжетно-ролевая игра «Лесное происшествие»; приложение 10

-Решение проблемных ситуаций; приложение 11

-Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает», «Сладкое, кислое, ядовитое»; приложение 12, 13

- Проведение опыта «Почва - живая земля!»; приложение 14

- Акция « Покорми бездомное животное»;

- Рассказ возникновения праздника «Синичкин день»;

Самостоятельная деятельность детей:

- Раскрашивание раскрасок;

- Рисование цветов «Цветок для мамы»;

- Дидактическая игра «Земля, вода, огонь, воздух»;

ООД:

Познавательное развитие:

- «В гостях у природы»; приложение 12

- «Для чего нужно солнце?»; приложение 13

- «Наш дом – природа!»; приложение 14

Проектная деятельность детей: «Волшебная водичка »

Взаимодействие с родителями:

- Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»;

- Акция «Посадим дерево вместе»;

Обогащение предметно развивающей среды:

Название с автором

   

Заключительный этап

Презентация «Календарь природы» ;

- Диагностика на выявление знаний об экологические праздники; приложение 15

   

Ожидаемые результаты проекта:

-Сформированность элементарных экологических знаниях и представлениях детей об экологических праздниках;

-Сформированность чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

-Мотивационная готовность родителей к образовательной деятельности, в процессе реализации совместного проекта;

-Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает календарь экологических праздников.

Заключение

Изучив психолого – педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что по ознакомлению дошкольников с природой может осуществляться на основе использования активного внедрения исследовательских методов.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условна названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологического образования, так как происходит становление осознанно – правильного отношения к объектам природы.

Одним из важнейших условий экологического образования детей дошкольного возраста является правильная организация и экологизация проектной деятельности выполняющей ряд определенных функций. Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе.

Рассматривая содержание экологического образования, мы пришли к выводу, что существует большое разнообразие программ экологического образования для детей дошкольного возраста, которые каждая из них прописывает различные формы организации экологического образования. А для реализации программ используются разные методы и средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста, одним из которых являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

Организация проектной деятельности на территории и в помещении

МБДОУ создает условия для использования различных методов экологического образования дошкольников, так как обеспечивает непосредственное общение детей дошкольного возраста с природой. Так же в воспитательно-образовательном процессе МДООУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дошкольники и педагоги, а также вовлекаются родители.

Нами был изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по использованию проектной деятельности экологического образования. Мы пришли к тому, что воспитатель использует проектную деятельность для осуществления экологического образования.

Проанализировав педагогический опыт работы МДООУ «Детский сад» Киселёвского городского округа по использованию проектной деятельности экологического образования детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методы:

- анкетирование воспитателя;

- анализ предметно-развивающей среды в старшей группе;

-анализ документации;

Из беседы с воспитателями мы пришли к выводу, что воспитатель использует разные методы и приемы, так же разные формы работы при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так же мы выяснили, что родители оказывают большую помощь воспитателям, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя интерес и инициативу.

Благодаря предметно-развивающей среде и работе, проводимой в группе, у детей сформировано положительнее отношение к природе, уважение к живому и неживому миру.

При анализе тематического планирования мы увидели, что в данной группе предусмотрены разные формы работы для формирования экологического образования у старшей возрастной группы.

При изучении опыта работы пришли к выводу разработать образовательный проект «Календарь экологических праздников».

Таким образом, экологическое образование старшего дошкольного возраста через проектную деятельность способствует формированию экологической культуры. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Список литературы

  1. Арапова – Пискарева, Н. А., Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е издание, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

  2. Давыдова О. И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, [Текст] / Москва 2012. – 128 с.

  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе [Текст] / Москва: Знание, 2005.

  4. Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. А Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7 - С. 45-49.

  5. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей, [Текст] / Москва 2009

  6. Логинова В. И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / В.И. Логинова – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2014. – 278 с.

  7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва, 1993. - 184 с.

  8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / 2-е издание, Москва: Академия, 2005. – 336 с.

  9. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / 7-е издание, Москва: Академия, 2013. – 272 с.

  10. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва: Издательский центр Академия, 1999. – 56 с.

  11. Огурцова, Ю. С. Метод проектов ДОУ с учетом ФГОС ДО [Текст] / Ю. С. Огурцова, // Дошкольная педагогика. – 2016. - №4. – С. 56-58.

  12. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2003. – 192 с.

  13. Рыжова Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова. – Москва, 2005. – 208 с.

  14. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А Серебрякова, Москва: Академия, 2006. - 224 с.

  15. Саморукова П. Г. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] / П. Г. Саморукова. – Москва,: Просвещение, 1992. – 164 с.

  16. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст] // Под ред. Н. С. Голицыной. – Москва: Мозаика – Синтез, 2004. – 357 с.

  17. Якобсон С. Г, Гризик Т. И, и др. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Текст] /С.Г. Якобсон – Москва,: Просвещение, 2014. – 232 с.

  18. http://www.otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00176686_0.html

  19. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=791411

  20. http://www.scienceforum.ru/2014/743/6915

Просмотров работы: 865