НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Каутер А.И. 1, Кучинская Т.А. 1, Водяха А.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательное пространство современного общества, активно направлено на модернизацию подготовки педагогических кадров. Все усилия образовательных организаций направлены на то, чтобы подготовить основу для дальнейшего формирования грамотных, активных, конкурентоспособных на рынке труда, стремящихся к самообразованию специалистов, знающих свое дело, которые могут идти в ногу со временем и будут готовыми к любым изменениям, происходящим в обществе. Как показывает практика, реализация данной задачи возможна при активном участии студентов в научно-исследовательской деятельности.

Важнейшей особенностью научно-исследовательской деятельности является подчиненность ее целей учебным целям, основные ее мотивы познавательные. В процессе научной работы у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания образовательного учреждения. Научно-исследовательская деятельность способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом самостоятельной деятельности. Студенты, увлекающиеся научной деятельностью, руководствуются следующими мотивами: любознательностью, стремлением внести посильный вклад в развитие практических и научных задач, интерес к знаниям, самообразование, самоутверждение, личностные проявления и т.п. [2, с.483]. К основным особенностям научной деятельности относят [1, с.19]:

- предвидение будущего на основе познавательных законов с целью дальнейшего освоения действительности;

- системность, так как добытые знания приходится приводить в порядок на основании определенных теоретических принципов;

- методологическая рефлексивность, то есть постоянное осознание методов, приемов, посредством которых исследователь изучает какой-либо объект, влияние этих методов, особенностей их применения на получаемый результат;

- объективность, то есть стремление к высшей ценности научного познания объективной истине, устремление субъективных моментов; объективность познания требует от исследователя критичности и самокритичности;

- доказательность, обоснованность получаемых в исследовании результатов, достоверность его выводов; это требует от субъекта познания логико-методологической подготовленности, умения применять законы и принципы логического мышления.

В нашем педагогическом колледже существует научное студенческое общество «Истоки». Название для нас является символичным, но оно несет в себе своеобразную точку отсчета «точка отсчета», начало начал, это импульс для становления будущих педагогов.

Научное студенческое общество включает в себя три направления: естественного, гуманитарного и профессионального. В естественное направление входят секции: анатомия, биология, география, химия, экология, физика, естествознание. В гуманитарное история, социология, философия, музыка, русский язык, литература, иностранный язык, изобразительное искусство. В профессиональное направление входят секции: педагогика, психология, дошкольное образование и воспитание, начальное обучение, физическая культура, информатика.

Содержание деятельности научного студенческого общества включает в себя: организацию и поведение отдельных исследовательских работ, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, издание печатных или электронных сборников, обобщение результатов научно-исследовательской работы в виде: курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений, методических разработок, публикаций, статей, проектор и т.д.

Работа научного студенческого общества проводится в разнообразных формах:

- Индивидуальная работа важна для начинающих: подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, помощь в компьютерном оформлении работ.

- Групповая – работа над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использование знания из разных предметных областей.

- Массовая – встречи с молодыми учеными, совместная подготовка с учителями педагогических чтений, участие в конференциях.

Технологическую цепочку процесса реализации творческих идей мы можем представить так.

На первом этапе выявляются студенты, желающие заниматься исследовательской деятельностью. Оказывается помощь в выборе темы исследования, определении круга проблем, требующих решения, подбирается литература.

Второй этап очень ответственный – утверждение темы. Делаем это вместе с членами экспертно-методического совета, в ходе совместного диалога стираются грани между учителями и студентами, возникает атмосфера сотрудничества, сотворчества.

Затем один раз в месяц на заседании научного общества, где присутствуют также представители педагогического коллектива, представляется собранный материал. Это делается с целью контроля над процессом работы, оперативно решаются возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, обработка имеющейся базы данных и т.п.).

В ходе следующего этапа, четвертого, осуществляется независимая экспертиза исследовательских работ: выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших проблем.

На пятом этапе проходит защита работ на внутриколледжных конференциях и семинарах, слушателями являются не только участники конференции, но и студенты, не занимающиеся исследованиями. Авторы работ получают хорошую практику общения с большой аудиторией, полемизируют со сверстниками и педагогами, отстаивают собственную точку зрения.

Работы участников научного студенческого общества получили высокую оценку на различных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Среди наших студентов – победители кустового конкурса «Взгляд в будущее», регионального «Творческий потенциал студенчества – фактор позитивного развития России», Всероссийских «Юность. Наука. Культура» (г. Обнинск), «Отечество», «Национальное достояние», «ЮНЭКО» (г. Москва). В 2016-2017 учебном году студенты колледжа приняли участие в 49 мероприятиях, награждены: 28 дипломами 1 степени, 14 дипломов 2 степени и 10 дипломами 3 степени.

Как показывает практика, в процессе научной работы у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания образовательного учреждения. Научно-исследовательская деятельность способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом самостоятельной деятельности.

Исследовательская работа, играя важную роль в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов, является «причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя все новых точек приложения». НСО дает своим участникам любовь к поиску знаний и умению их добывать самостоятельно и наслаждаясь самим процессом познания, что является актуальным в нашем современном обществе.

Список использованной литературы

  1. Кузина В.М. Методика преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007.- 263с.

  2. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1998.-532с.

Просмотров работы: 147