СПЕЦИФИКА ЗРИТЕЛЕЙ ТЕАТРА МАЛЫХ ГОРОДОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПЕЦИФИКА ЗРИТЕЛЕЙ ТЕАТРА МАЛЫХ ГОРОДОВ

Дайнес К.М. 1, Водяха А.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Театр - род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

А. Щербинина, в своей публикации, в газете «Тобольская правда» отмечала, что театр в малом городе должен выполнять две функции: создавать искусство и распространять его, приобщая к нему публику. Гармоничное сочетание этих двух функций - художественной и просветительской - одинаково важно и для театра, и для города.

Театр строится не только теми, кто ра­ботает на сцене, пусть очень талантливо; театр создаётся еще и волей зри­тельного зала. Театр - это две поло­вины - если благополучно в одной по­ловине - это еще не значит, что бла­гополучно в целом театре. В. Э. Мейерхольд

Споры о том, что театр умрет как вид искусства, возникали в истории не раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее новое искусство – кино, должно было уничтожить театр. Теперь у театра появился ещё более мощный конкурент в виде средств массовой информации и всемирной сети Интернет. [13]

Зрительный зал заполнен людьми разной культуры, разных профессий, разных возрастов. Как правило, самый старший по возрасту зритель, является самым благодарным.

При нашем неподготовленном зрителе режиссер часто вынужден выбирать: бороться за качество или бороться за зрителя.

Любой театр был бы безмерно счастлив, если бы к нему на представления ходил «воспитанный зритель», тот, который знает, как быть зрителем. Это та прослойка людей у которых воспитанно и развито эстетическое чувство и чувство прекрасного, который понимает и чувствует художественное своеобразие произведение и автора.

При формировании репертуара театр, несомненно, должен удовле­творить вкусы всех категорий публики. Если театр хочет вести диалог, он, прежде всего, должен выбрать пьесу, кото­рая вызовет активность партнера — зрителя.

По мнению молодежи, культурная сфера больших городов гораздо богаче, чем малых.

Молодых людей интересует отдых в кинотеатрах, клубах, на благоустроенных улицах города.

Проблема малых городов заключается в том, что люди выбирают количество, а не качество. Страдает культура городов.

Актуальность данной темы заключается, в том, что именно сейчас идёт изменение отношения к театру, переосмысливание культурных ценностей. Что бы возродить интерес к театру, надо, в первую очередь понять, что может заинтересовать жителей малого города, что нового можно привнести в спектакли, какие постановки были бы актуальны в малом городе.

Объект: Предпочтения жителей

Предмет: Отношение жителей малого города к театру и театральным постановкам

Цель: Выявить, что может заинтересовать в театральных спектаклях жителей малого города

Задачи работы:

- определить предпочтения жителей;

- выяснить, отчего на спектаклях, поставленных в собственном городе – мало зрителей, а на приезжих большинство;

- выявить, посещают ли театр жители Прокопьевска.

- чего не хватает зрителям для большей посещаемости театра.

Гипотеза: Жители малого города больше интересуются приезжими постановками, чем постановками собственного города, ориентируясь на знаменитые имена, на артистов, которых видели по телевизору. Так же предпочитают больше знаменитых артистов. К театру относятся не серьёзно, предпочитая клубы и кино. Взрослое поколение ходят в театр с детьми, на детские праздники и сказки.

При исследовании использовались такие методы, как анкетирование, которое проводилось с жителями города в торговых центрах и самом театре города, в течение четырёх дней. Нами было создано две анкеты, в них включались различные вопросы на выявление предпочтений зрителей. Так же проводилось глубинное интервью у директора по организации работы со зрителями.

Данная тема не достаточно освещена в литературе и научных сборниках. В основном в литературе изучается публика театра в общем, не опираясь на численность города.

Большинство исследователей выделяют следующие основные признаки публики театра:

1. Относительная целостность, проявляющаяся, во-первых, в наличии у конкретной совокупности индивидов потребностей и интересов, определяющих общую ориентацию на искусство театра, и, во-вторых, в выполнении в данной совокупности определенных функций в деятельности театра (потребление художественной продукции, влияние на развитие сценического искусства).

2. Структурная упорядоченность, основанная на существовании:

а) публики конкретного театра;

б) публики, ориентирующейся на те или иные театральные жанры, на ту или иную идейно-тематическую проблематику пьес;

в) публики, предпочитающей местные или, наоборот, гастролирующие театры;

г) публики конкретного драматурга, режиссера, актера. [6]

Интерпретация результатов исследования:

Анкетирование проводилось с людьми разной возрастной группы от 15 и до 64 лет. В анкетировании участвовали 54 человека из города Прокопьевска и Киселёвска. Большинство опрошенных – либо студенты, либо, люди имеющие образование. Семейное положение не влияло на ответы анкеты.

Большинство респондентов посещают театр, но редко и были последний раз там давно (20 человек опрошенных), 6 из них были около года назад, и лишь малая часть жителей – 21 респондент посещали театр около месяца или неделю назад, двое из опрошенных признались, что вообще не были в театре.

Из всего числа опрошенных большинство (27 респондентов) посещают театр 1-2 раза в год. Ещё реже – 17 опрошенных. 1 раз в месяц - семь жителей. Практически никто (1 респондент) не посещает театр слишком часто, или хотя бы 1 раз в неделю.

Большинство опрошенных сомневаются, посетят ли они театр в ближайшее время. 18 респондентов ответили утвердительно, и лишь восемь совершенно не планируют вписывать театр в свою развлекательную программу.

31 респондент из всего числа опрошенных попадают на спектакль не целенаправленно, а по воле случая (по приглашению, от работы, учёбы и т.д.). И лишь 19 приходят сами.

В основном, жители города положительно отзываются о театре, он не вызвал ни одного негативного отклика.

Жители разделились во мнении примерно поровну, по предпочтениям спектаклей родного города, либо постановка из более крупного.

При выборе спектакля, по ответам, зрителя больше интересует смысловая нагрузка пьесы, то, о чём спектакль и для кого он очень важно для зрителя (29 опрошенных). Популярность, играет так же немало важную роль, и стоит на втором месте у зрителя по важности (14 респондентов). Собственные, личные предпочтения стоят на третьем месте (9 опрошенных). Так же при выборе спектакля жители города руководствуются спектаклем, который совпадает со свободным временем, когда есть возможность и освободилось время – идут не смотря на смысловую нагрузку, не на популярность (5 опрошенных). Актёрский состав и советы знакомых редко играют роль при выборе театральной постановки.

Сами же жители часто советуют посетить театр своим знакомым ( 47 опрошенных).

Респонденты чаще посещают спектакли родного города (29 опрошенных), чем постановки, прибывшие из других городов (6 респондентов).

На вопрос – для чего респонденты ходят в театр большинство честно ответили, что хотят получить удовольствие от постановки (23 опрошенных), или же духовно отдохнуть (24 респондента). Небольшая часть жителей посещают спектакли, лишь для сопровождения детей на сказки и детские постановки (9 опрошенных).

В работе театра зрителям хотелось бы изменить репертуар на более интересный (7 опрошенных), приглашать известных и знаменитых актёров (4 респондента). Некоторые респонденты подчеркнули отношение работников театра к зрителям и попросили деликатней обращаться с людьми, пришедшими на спектакль (2 респондента), так же была затронута тема недостаточного количества рекламы театра в городе (1 опрошенный).

Что же может произойти, что бы жители заинтересовались спектаклями г. Прокопьевска?

На первом месте жители предлагают увеличить рекламу спектаклей (12 респондентов), и сделать их более современными, внести то, что интересно молодому поколению (12 респондентов).

Некоторым жителям просто не хватает свободного времени для посещения театра (10 респондентов). Для небольшого количества жителей цена на спектакли оказывается слишком большой, и, если бы цены на билеты были меньше – они бы прошли (2респондента), лишь два респондента ответили, что им интересны именно знаменитости в спектаклях.

На вопрос предложить внести некоторые коррективы для большей посещаемости театра, жители посоветовали приглашать знаменитых актёров и вносить что-то более интересное (8 опрошенных), так же увеличить рекламу спектаклей (8 респондентов). Некоторые жители ответили, что для большей посещаемости надо меняться самим жителям, их культуре, ценностям и интересам, а не театру (4 опрошенных). Далее были предложения: изменить в цене (2 респондента), сделать ремонт здания (2 респондента), поменять персонал и сделать лучше организационную часть (2 опрошенных), нацелиться на более молодых зрителей и учитывать их интересы (2 респондента).

Нашлись и те жители, которых в театре устраивает всё, и менять там они ничего не хотели бы (4 респондента).

Работу актёров г.Прокопьевска жители оценивают положительно (45 респондентов), и лишь немногие высказались в пользу знаменитостей (5 респондентов).

Но, при выборе спектакля респонденты предпочитают знаменитых актёров (45 респондентов), местным (12 респондентов).

Большинство жителей не следит за театральными премьерами (38 респондентов).

На вопрос о том, как проходит свободное время:

Большинство ответили, что предпочитают проводить его на природе (19 респондентов), ходить в кинотеатр (17 опрошенных), за телевизором (8опрошенных), с друзьями (8 опрошенных), за компьютером (7 опрошенных), читать книги (4 опрошенных), ходить в театр (4 респондента), с детьми (3 респондента), спортом или хобби (3 опрошенных), на улице (3 респондента), в клубе (2 опрошенных).

Жители предпочитают кино (29 опрошенных), театру (8 опрошенных), клубам (7 респондента) и кафе (3 респондента).

Свой выбор объясняют личными интересами (20 опрошенных), удобством (13 респондентов), рекламой (4 опрошенных) и стоимостью (1 респондент).

Большинство зрителей ответили, что при оценке качества спектакля больше ориентируются на смысл и наполненность (39 опрошенных), важно, что бы присутствовали знаменитые и известные актёры (20 респондентов), некоторые ориентируются на имя режиссёра (6 опрошенных) или рекламу (2 опрошенных).

Выводы:

Таким образом, в рамках нашего исследования получились такие данные: зрителям важна популярность и имя артиста, или спектакля. Но, всё же, большинство ориентировано на смысл постановки. Жители больше предпочитают кино, чем театр, и не посещают театр из-за нехватки времени и недостаточной рекламы постановок.

Если предоставить жителям больше информации о театре и театральных постановках, пойти на встречу молодому поколению и учитывать их интересы при выборе репертуара, то можно привлечь зрителей.

Гипотезы полностью оправдались.

Библиография

  1. Асимов В.П. Русский театр. - М., 1998

  2. Берман Валентина, "Театр рассказчика: эксперименты, поиски, решения", 2001 г.

  3. Берман Вероника Символ самодостаточности.

  4. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. - М., 2003.

  5. Ирд К.К. Размышления о театре. Л., Искусство, 1973.

  6. Мельникова Е.В. Театр и город сибирской провинции

  7. Незнанский Е.И. Культура, которая живет… - М., 2000.

  8. Першина Людмила Встреча со сказкой. Радость волшебных открытий "Новое обозрение", 24.04.2002.

  9. Суворова Г.Д. Театр и художественная культура. Театр как социальная ценность. М

  10. Яснополянская З.И. Культура личности. - М.: Просвещение, 1999.

  11. http://www.openspace.ru/theatre/projects/158/details/5477/

  12. http://forsociologists.narod.ru/pub/sm1.html

  13. http://old.cw.ru/times/articles/15992

Просмотров работы: 162