ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поминова А.В. 1, Хлупина Н.О. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного

возраста, что подтверждается реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, затрагиваются вопросы развития интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса [3]. Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

Активность становится важной составляющей в развитии личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях. Проявление активности помогает в самоорганизации, саморегуляции, становлении самосознания, а также способствует развитию умения рационально действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде [2, с. 162]. Важнейшей задачей педагогов дошкольных образовательных организаций является определение путей, создание условий для стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее, разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка и успешнее идет его развитие. Особенности развития детей в современной дошкольной образовательной организации в различных видах деятельности, в частности, в игровой - исследовались в трудах Ю.П. Азаровой, Т.М. Бондаренко, Л.Г. Горьковой, Е.И. Логиновой, Л.А. Обуховой, Г.А. Урунтаевой и др.

Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра помогает ребенку проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает качества личности ребенка, учит учитывать интересы детей, сдерживать свои желания, развивает чувство ответственности, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапе объяснения нового материала, его закреплении или повторении [1, с. 214].

Таким образом, в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста особое значение придается игре. Именно в игре у ребенка развиваются психические познавательные процессы, качества личности, способности, а также расширяются представления об окружающем мире и действительности.

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации дидактическая игра может рассматриваться как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Использование дидактической игры способствует активизации у детей познавательных процессов, учит их действовать по правилам, развивает любознательность, внимательность, воспитывает интерес.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх «Путешествия», то у него развивается монологическая речь.

Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.

Следовательно, на основе изложенного материала мы пришли к выводам:

- игра - это мощный стимул и мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

- дидактическая игра способствует вовлечению каждого ребенка в активную работу;

- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;

- игра позволяет гармонизировать отношения между педагогом и ребенком.

Нами была разработана познавательная карта «Круговорот воды в природе» для детей старшего дошкольного возраста. Использование воспитателем данной познавательной карты в совместной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности будет способствовать совершенствованию и закреплению у детей ранее полученных представлений и умений, а также развитию познавательной активности. К карте прилагается оборудование и материалы, необходимые для дидактической игры (пластмассовый сосуд, банка с крышкой, пакет на молнии, краситель синего цвета, полиэтиленовая пленка).

Познавательная карта может использоваться в качестве дидактической игры по типу «гусек», где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фишек. По всему пути, который предстоит пройти детям, стоят точки разного цвета и содержат задания. Дети по очереди бросают кубик и с помощью фишек выполняют ход, а затем практическое задание. Например, попав на голубую точку, детям предлагается отгадать загадки о воде, на синюю точку - описать воду, используя разные прилагательные. Разместившись на желтой точке необходимо выполнить опыт «Разноцветный дождь», который закрепляет у детей представления о свойствах воды. Зеленая точка предлагает детям рассказать о том кому нужна вода и где она встречается. Фиолетовая точка содержит опыт «Вода в твердом состоянии». Данная игра может использоваться в совместной образовательной деятельности, как по инициативе воспитателя, так и по инициативе детей в самостоятельной деятельности. В нее дети могут играть индивидуально или подгруппой.

Таким образом, для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, в совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в ходе организованной образовательной деятельности могут использоваться дидактические игры. Овладение детьми содержанием игры, правилами, игровыми действиями будет способствовать ее использованию в самостоятельной свободной деятельности.

Список литературы

  1. Айдашева, Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина. - Москва: Феникс, 2004. – 326 с.

  2. Зубкова, П. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / П. И. Зубкова. - Москва: Просвещение, 2005. - 363 с.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.01.18)

Просмотров работы: 308