Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладывается фундамент здоровья. На данный момент складывается тревожная ситуация – у детей дошкольного возраста ухудшилось здоровье. Это связанно с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников [Error: Reference source not found]. На продуктовых рынках страны возросло количество некачественной продукции генномодифицированной, с различными добавками синтетического происхождения, которые зачастую вызывают пищевую аллергию, бронхиальную астму, дерматиты и кишечные расстройства. Поэтому, для того чтобы дети были здоровыми, следует научить их правильно питаться.
На сегодняшний день проблема культуры питания является актуальной, так как в современном мире для комфортной жизни следует подчиняться определенным нормам и правилам, и этикет поведения за столом не исключение. Неправильное питание может сказаться на здоровье не только в дошкольном возрасте, но в дальнейшем уже у взрослого человека. Только при постоянном правильном питании можно добиться гармоничного развития и обеспечить необходимую устойчивость к различным неблагоприятным факторам окружающей среды. Важно для создания благоприятной обстановки во время еды, формировать у детей навыки культурного приема пищи.
Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста - важная задача совершенствования у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью [Error: Reference source not found].
Формирование культуры здорового питания необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать на протяжении всего периода обучения детей с учетом возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный для формирования у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование представлений о культуре питания.
Культура питания – это правильный и умеренный прием пищи, умение вести себя за столом, соблюдение режима питания, знание основ правильного питание, знания о свойствах употребляемых продуктов и воздействия их на организм.
Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на педагогов ДОО ложится обязанность по формирование культуры питания и поведения ребёнка за столом. Профессиональная обязанность воспитателя дошкольной организации – сформировать у ребенка навыки культуры поведения за столом и приема пищи. Этот процесс происходит как в специально организованной деятельности, так и во время приема пищи.
Формирование у детей основ культуры питания, осознанного отношения к своему здоровью следует проводить через три основных направления [Error: Reference source not found]:
1. Формирование представлений значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов; о роли пищевых веществ, для нормальной работы и развития каждого живого организма; о полезности различных продуктов и блюд.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Работа по формированию культуры питания должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей, позволяя в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а также воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.
В ДОО для формирования представлений о культуре питания у дошкольников следует: обогащать и расширять знания детей о правильном питании и его роли для здоровья человека; воспитывать культуру поведения; знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе; воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.
Для формирования культуры питания у детей следует использовать разнообразные формы работы, такие как: Чтение художественной литературы (например: К. Чуковский «Федорино горе», Н. Носов «Мишкина каша», и т. д.); проведение бесед ( «Как ты относишься к кока-коле?», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом» и др.); наблюдения и сравнения («Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?» и др. ); игровые приемы; мультимедейные презентаций («Где прячутся витамины», «Молоко и молочные продукты» и др.); практические занятия; игры (сюжетно – ролевые; дидактические игры ( «Полезные – не полезные продукты», «Где прячутся витамины» и т. д.,); игры соревновательного характера («Кто быстрее соберет овощи для салата» и др.)); опытно–исследовательская деятельность (например: вместе с детьми можно приготовить сок из фруктов, творог из кефир и тд.); просмотры познавательных мультфильмов: («Замарашка», «Откуда берется еда», «Полезные и вредные продукты» и тд.).
Одним из важных условий формирования культуры питания является вовлечение родителей [Error: Reference source not found]. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области культуры питания, следует использовали различные формы и методы работы с семьей: папки – передвижки, проведение консультаций («Режим питания», «Польза овощей и фруктов», «Чем грозит переедание» и т. д.), оформление информационных стендов, книжные выставки (о правильной и здоровой пище, рецепты детских блюд), проведение родительских собрания («Здоровое питание больных аллергией»; «Витамины в рационе питания вашего ребенка» и др.).
При комплексном взаимодействии различных способов формирования представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста сформируются представления о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимых условий правильного питания; повысится уровень знания о вредных и полезных продуктах, пользе витаминов и продуктов в которых они содержатся; у детей значительно усовершенствуются навыки сервировки стола; закрепятся умения сохранять правильную осанку во время приема пищи.
Таким образом, следует достаточно внимания уделять проблеме формирования представлений о культуре питания у детей с самого раннего возраста, для того чтобы они были здоровыми и активными!
Список литературы:
Вдовина, Л.Н. Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, как составляющая и укрепляющая здоровья / Л. Н. Вдовина. - Пенза: Научно - издательский центр «Актуальность. РФ», 2015.
Макеева, А. Г. Формирование основ культуры питания у детей и подростков – методические аспекты / А.Г. Макеева // Вопросы детской диетологии. – 2013. - № 2
Мамаева, М.А. Если ребенок не хочет есть / М.А. Мамаева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 4.
Мищенко, О. В. Диалог с родителями о питании дошкольников / О.В. Мищенко // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 8.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москава. _:_ 2013. – 32 с.