Активизация инновационных процессов, усиливает потребность в педагогических кадрах, которые готовы без труда, включится в инновационную деятельность. В связи с этим возник вопрос « Как мотивировать педагогический коллектив к инновационной деятельности?»
Проанализировав психолого- педагогическую литературу мы выяснили, что исследованиями в области инновационной деятельности занимались такие ученые как: Л. Г. Богославец, В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Е. Г. Ильина, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майер, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой [1, с.34] .
Для того, чтобы ответить на поставленный перед нами вопрос стоит разобраться что такое: мотив, мотивация.
Существует ряд разных определений мотива: Инглишь (1934) «мотивом является то, что сознательно определяет как основу своего поведения».
ИНИЦИАЛЫ Теплов (1954)«мотивы – это то, что побуждает человека к постановке тех или иных целей».
ИНИЦИАЛЫ Левицкий «мотив - эти психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия»
В определении мотивации так же нет единого мнения одни ученые говорят что это - совокупность факторов, в другие понимают ее – как совокупность мотивов, в третьи – как побуждение, вызывающее активность организма и определяет его направленность[4, с.56].
Наличие мотива и мотивации это первый и главный показатель готовности педагога к инновационной деятельности.
По мнению В. С. Лазарева — Инновационной деятельность – это, улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования[5, с.37].
Мотивы могут иметь разный характер:
способ получения дополнительного заработка;
способ избежать напряжения в отношении с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Вторая составляющая готовности к инновационной деятельности– база актуальных знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационным моделям и технологиям образования.
Для включения в инновационную деятельность важно наличие совокупности знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми он владеет, т.е. компетентность в области педагогической инновационной деятельности. Все вышеперечисленные компоненты являются показателем готовности педагога к инновационной деятельности.
В процессе подготовки коллектива к инновационной деятельности, руководитель индивидуально беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду.
Так же немаловажно поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении[2 с.45].
Во время подготовки педагогов к инновационной деятельности следует использовать - разные формы:
1) проведение семинаров для сотрудников, направление их на курсы повышения квалификации;
2) организация «круглых столов» с приглашением известных ученых, специалистов, управленцев;
3) организация работы методических объединений или творческих групп;
4) практикумы;
5) самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.
Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.
Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.
Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.
Список литературы
Ангеловски, К. Учителя и инновации: учеб.пособие [Текст]/ К. Ангеловски.-М.:Просвящение, 1991.- 320.
Зубов, Н.Как руководить педагогами: учеб.пособие [Текст]/. Зубов Н.- М.:Просвящение, 2002.-143с.
Иванников, В.А. Психолоrические механизмы волевой регуляции[Текст]/ В.А. Иванников. – СПб.: Питер, 2006. – 208 С.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ / Е.П. Ильин–СПб.: Питер, 2000.–512 с.
Лазарев В.С. Инновационная деятельность учителя [Текст]/ / Электр. журнал «Инновации и эксперимент в образовании»