ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Медведева А.А. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования выделено, что культура в России имеет колоссальный опыт и может многому научить как взрослых, так и школьников. Через культуру народов можно развить такое качество, как толерантость. В нашей стране произошло глубокое взаимовосприятие культуры, быта народов. Их взаимодействие происходило в разных сферах с различной степенью интенсивности. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую культурную и социальную общность [5-с.35].

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры (С.Т Коненков, Н.А Касаткин и др.), в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры – всё это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, толерантности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил заключить, что национальная культура, или культура народов России, – это культура определённого народа, основанная на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации.

В связи с данным утверждением целесообразно рассмотреть понятие «толерантость».

Анализ литературы показал, что авторы по-разному характеризуют понятие «толерантость». Рассмотрим их в рамках исследования:

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений [3].

Разными народами данный термин понимается неодинаково, что определено их историческим опытом. Таким образом, в зависимости от культуры, языка, оно имеет различный смысл. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французы трактуют этот термин как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке толерантность - прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. В белорусском - толерантность используется как характеристика человека, но чаще в качестве характерного признака всего белорусского этноса.

Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает «терпение». Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В краткой философской энциклопедии толерантность трактуется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам [7 – с.715].

Широко понимается толерантность и в философии. Так, В.М Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности в признании и учете многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно разрешать противоречия и конфликты. [4 – с.47].

Таким образом, толерантность - это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

В рамках данной статьи будет так же рассмотрено понятие «младший школьный возраст».

Младший школьный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.

П.И Пидкасистый отмечал, что младший школьный возраст-очень важный период в формировании личности ребёнка, его нравственных качеств, в овладении нормами поведения. Младший школьник приобретает опыт жизни в коллективе (с членами которого его связывают не родственные или игровые отношения) и это имеет решающее значение для его дальнейшего нравственного развития. [6 - с.134]

Рассмотрев важные для изучения данного вопроса понятия, необходимо остановиться на понятии «особенности формирования толерантности».

Формирование толерантности – такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать мультикультурным, прочитав одну книгу по этому вопросу, если до этого он долгое время был монокультурным. В ходе своего многокультурного становления ученик проходит несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий [2 – c.235]

Обучение толерантности – первый, начальный и очень важный уровень становления ученика. Этот уровень предполагает развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовность допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности [2 – c.235]

Для развития толерантности учителю порой нужно очень немного – дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, неприкасайся, игнорируй, контролируй свои эмоции.

Понимание и принятие другой культуры – второй уровень становлении индивида многокультурной личностью – предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Если ученик принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что никто не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней большей и лучше понять ее.

Таким образом, овладев умением понимать и принимать различие, ученики переходят на следующий уровень – уважение культурных различий.

Уважение культурных различий – предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. Например, ученик, увидев школьницу с множеством косичек, не станет смеяться над ней, признавая ее право делать такую прическу, какую она захочет; не будет делать вид, что не замечает ее неординарности, а, наоборот, захочет узнать происхождение этой традиции.

Утверждение культурных различий. Его труднее всего достичь. На этой стадии ученик понимает, что толерантности, понимание, принятие и уважение культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция.

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснения ее противоположности – нетерпимого отношения. Нетерпимость основывается на убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это непросто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе.

Формирование толерантности тогда сможет занять достойное место в формировании личности, когда будет четко определено соотношение этого процесса с образовательными и воспитательными направлениями школы.

Исходя из выше сказанного, можно выделить педагогические условия формирования толерантности младших школьников:

  • каждому учителю необходимо знание социально-культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складывается межнациональные межличностные отношения в школе;

  • педагог должен искать истоки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности учебно-воспитательные работы, опираясь на общечеловеческие ценности, морали, искусства, религии разных народов;

  • учитель должен организовать учебно-воспитательную работу по ознакомлению детей с другими культурами так, чтобы, через включения детей разнообразную деятельность, она вызывала интерес [1-c.257].

Список литературы

  1. Васильев В.А. К вопросу о толерантности с современной России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С.249-262.

  2. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. 2010. № 3. С.232-237.

  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm

  4. Золотухин В.М. Две концепции толерантности./ Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 2009 – с.47

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

  6. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый [и др]; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — C.134.

  7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.

Просмотров работы: 589