После ниспослания Корана, которое свершилось в 632 году, таким объединяющим языком стал язык Писания. После проработки языка Корана грамматистами и закрепления норм на основе его текста, появляется классический арабский язык, который почти без изменений используется до сих пор. Аналогично, развитие орфоэпической нормы арабского литературного языка шло с опорой на развитие орфоэпии священного текста. На нее ориентируются все, чья профессиональная деятельность связана с использованием нормативной речи в её устной форме. [5, Фролов 1991]
До записи текста Корана, его часто читали люди, плохо подготовленные к этому, искажая смысл, что для сакрального текста неприемлемо. В связи с этим начинает формироваться каста профессиональных «чтецов» (qurra') Корана. А правила и регламенты, которым их обучали вобрала в себя наука о рецитации «'илм ат-таджвид». Кораническая рецитация – это чтение священного текста мусульман в ритуальных целях. Утверждая, что орфоэпическая норма арабского литературного языка (АЛЯ) вобрала в себя нормы орфоэпии Корана, необходимо сделать оговорку, что в рецитации также присутствуют явления, не встречающиеся за пределами этой сферы. [4, Фролов 2006]
Обучение рецитации строилось по принципу повторения за учителем. Так появился особый учебный стиль рецитации - муратталь. Для этого стиля характерно строгое следование орфоэпическим нормам рецитации, оставаясь свободным лишь в выборе темпа и расстановке пауз. После того, как чтец наделялся правом исполнять Коран на свой манер, он переходил к стилю муджаввад, то есть, распевному. В данном стиле чтец свободен в выборе мелодической орнаментации текста, разве что не должен превращать рецитацию в пение.
Как же он мог увеличить выразительность текста? Ему позволяли это сделать некоторые просодические явления, например, контраст долгих и кратких гласных, которые характерны для арабской фонетики. Одно из таких явлений чисто Коранической рецитации – регламентированное увеличение исходной длительности гласных. А так называемая, сверхдолгота – это удвоение или утроение длительности произнесения долгого гласного в определённых позициях. Пример таких позиций: перед гортанной смычкой (hamz-ой) или неогласованным согласным звуком. Возможна реализация сверхдолготы гласного [a] в составе видового отрицания с помощью частицы lā (лям-алиф) в контексте lā ilāha (нет никакого бога)… Этот способ усиления отрицания или эмфазы (передаётся термином «madd at-ta’zīm»). [1, Аббясов 2005]
Другим примером служит позиция после гортанной смычки. Причём такая смычка должна состоять из двух последовательных hamz, огласованной и неогласованной. В одном из стилей такая позиция для появления сверхдолготы определена ещё в средневековых трактатах. В нашей работе проверятся отличие от второго стиля, где такая позиция сверхдолготы не отмечена.
Примерами использования сверхдолготы в средней длительности было чтение ‘Асыма в передаче Хафса, примером чтения с предельной длительностью было чтение Нафи’а в передаче Варша. Именно эти два чтения и были были проанализированы экспериментальным путём: распевное – чтение Нафи’а, учебный вариант - чтение ‘Асыма. [3, Аганина 2007]
В качестве исходного материала были взяты аудиозаписи рецитации Корана известного египетского чтеца XX века Махмуда Халиля аль-Хусари. В 1961 году он стал главным чтецом в Египте и был первым, кто записал полный текст Корана на аудионоситель. Важно было выбрать одного чтеца для обоих стилей, чтобы нейтрализовать различия в индивидуальных особенностях чтецов.
Звуковые файлы анализировались с помощью программы Praat. Из записей были отобраны 11 сур, 32 аята, из которых вычленялись 83 реализации гласных в разных позициях. В этих гласных были измерены значения длительности, интенсивности и частоты основного тона. Эти данные были проанализированы методом многомерного дисперсионного анализа с помощью статистического пакета SPSS. Исследовалась статистическая связь фиксированных факторов с разными количественными уровнями: краткий, долгий или сверхдолгий гласный в позиции перед hamz-ой или перед неогласованным харфом, качество гласного и стиль, как фактор.
Отдельно исследовалась сверхдолгота гласного [a] в составе видового отрицания с помощью частицы lā (лям-алиф) в контексте lā ilāha. Особое внимание было уделено субституту огласованной и неогласованной hamz-ы. [2, Аганина 2012]
По результатам акустического и статистического анализа была получена следующая таблица:
Гласный |
Количественная категория (позиция) |
Средняя длительность (сек.) |
p-значение |
Значимость |
|||
Распевный |
Учебный |
||||||
А |
Сверхдолгота – видовое отрицание lā (lā-усиления) |
2,67 |
1,57 |
0,0014 |
+ |
||
А |
Сверхдолгота перед хамзой |
2,37 |
1,66 |
0,00011 |
+ |
||
А |
Сверхдолгота перед неогласованным |
1,64 |
1,54 |
0,352 |
– |
||
У |
Сверхдолгота перед хамзой |
2,187 |
1,563 |
0,022 |
+ |
||
У |
Сверхдолгота перед неогласованным |
1,593 |
1,473 |
0,268 |
– |
||
И |
Сверхдолгота перед хамзой |
2,316 |
1,527 |
0,0043 |
+ |
||
И |
Сверхдолгота перед неогласованным |
1,638 |
1,432 |
0,00063 |
+ |
||
А |
Долгота |
0,629 |
0,579 |
0,0022 |
+ |
||
У |
Долгота |
0,59 |
0,613 |
0,757 |
– |
||
И |
Долгота |
0,636 |
0,612 |
0,55 |
– |
||
А |
Краткий |
0,208 |
0,195 |
0,523 |
– |
||
У |
Краткий |
0,248 |
0,238 |
0,624 |
– |
||
И |
Краткий |
0,255 |
0,228 |
0,274 |
– |
||
А |
Субститут огласованной и неогласованной хамзы |
1,882 |
0,54 |
0,0012 |
+ |
Параметр p можно определить, как вероятность ошибочности гипотезы о том, что в исследуемых данных имеется статистическая связь. При значении p