Звуковая культура речи – это широкое понятие: оно включает в себя произносительные качествa (например, звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), двигательные средства выразительности (мимика, жесты) и элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
А.И.Максаков утверждает, что звуковая культура речи есть составная часть общей речевой культуры человека, охватывающая все «стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом»: произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Звуковая материя – это основная форма существования языка Материалистическое учение о языке утверждает, что язык – это важнейшее средство коммуникации людей в первую очередь благодаря его звуковой материи.
В науке звуковую материю изучают со стороны нескольких аспектов:
– акустического (физического): звук изучается, как колебательные движения воздушной среды, произведенные с помощью органов речи;
– артикуляционного (физиологического): звук изучается как продукт работы речевого аппарата (артикуляционного аппарата);
– функционального или лингвистического: звук рассматривается как один из вариантов фонемы (звукового типа), который выполняет смыслоразличительную и строительную функции.
Раздел языкознания, фонетика, изучает звуковую сторону речи, описывает звуковые явления как значимые части языковой системы, выполняющие функцию материальной звуковой формы для слов и предложений. Звуки лингвисты характеризуют с точек зрения образования звука – артикуляционных свойств языка, звучания – акустических свойств, восприятия – персептивных качеств. Все перечисленные факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Фонетические наблюдения над артикуляцией звуков у младших дошкольников и ее развитие создают базу для формирования речевого слуха, а также развития звуковой культуры речи.
Психологи, педагоги и лингвисты указывают, что именно звуковая сторона речи одной из первых у ребенка начинает формироваться. Например, Л.С. Выготский [1, с. 125], подчеркивал, что ребенок вначале своего развития овладевает внешней (звуковой) структурой знака.
Языковед А.Н. Гвоздев [1, с. 151] отмечал, что ребенок, овладевая звуковой речью и ее фонологическими средствами, проделывает большую работу. Ученый указывал на то, что на усвоение отдельных звуков ребенку требуется разное количество время. Кроме того, А.Н. Гвоздев [2, с. 44] считал, что воспитание звуковой культуры речи дошкольника способствует в дальнейшем усвоению грамматического строя языка: дети, наблюдая над языком, задумываются над тем, какую ролью имеет ударение в языке, каково значение интонации.
Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание, тесно взаимосвязанные – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Педагог Д.Б. Эльконин [3, с. 226] в связи с этим отмечал, что овладение ребенком звуковой стороной языка представляет собой два взаимосвязанных процесса: «формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Д.Б. Эльконин и его последователи (Л..E. Журова, Н.С. Варенцева, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова), считают, что обучение чтению начинается с освоения ребенком звуковой стороны языка, что обеспечивает последующее усвоение грамматики и орфографии.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.: Педагогика, 2013. – 125 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 151 с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение,2012. – 326c