СПРОС И ЗАКОН СПРОСА. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПРОС И ЗАКОН СПРОСА. ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА

Илюк А.Д. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В современном мире рынок представляет собой совокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денежных средств. Покупатели и продавцы являются основными субъектами рынка. Покупатели – те субъекты рынка, которые непосредственно участвуют в процессе покупки. Экономисты изучили, что потребительское поведение непосредственно влияет на спрос на соответствующие блага на рынке.

Актуальность темы реферата состоит в том, что сегодня изучение и анализ спроса на рынке становится главной задачей для индивидуальных предпринимателей и крупных предприятий. Постоянное отслеживание спроса на товары и услуги, способность быстро реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – залог успеха любого предприятия. Очень важно производить «правильный» товар, в котором нуждается потребитель. В современном мире рынок наполнен разнообразным ассортиментом товаров и услуг, из-за этого становится сложнее бизнесменам. Предприятия должны думать не только о производстве продукции, но и о сбыте. Именно поэтому предпринимателям стоит разбираться в экономической ситуации, анализировать желания и потребности людей, понимать, как изменяется спроса в зависимости от различных условий.

Целью моей работы является изучение спроса и закона спроса, а так же факторов, влияющие на спрос.

Таким образом, задачами реферата являются: 1) дать определение спросу и сформулировать закон спроса; 2) проанализировать кривую спроса; 3) изучить различие спроса и величины спроса; 4) перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения; 5) проанализировать, как изменяется спрос в зависимости от ценовых и неценовых факторов; 6) познакомиться с другими эффектами, действующие на спрос.

1. Спрос и закон спроса

Спрос можно определить как платежеспособная потребность в товарах и услугах. Таким образом, спрос выражает желание и возможность человека приобрести товары или услуги, которые имеются на рынке, потребитель при выборе товара определяет, может ли он себе позволить конкретное благо (Я МОГУ). Цена – это денежное выражение, стоимость упаковки товара или услуги. Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель хочет и может предложить производителю за данный товар или услугу.

Спрос (Demand)1 – это зависимость количества блага, которое покупатели готовы купить, от цены. Экономисты обязательно оговаривают в данном месте, в данное время, при прочих равных условиях. Потому что допустим в спрос на валенки в Сахаре один, в Антарктиде другой; спрос на туристические путевки летом один, а зимой другой. Именно поэтому важно оговаривать о каком спросе идёт речь. При прочих равных условиях – это магическое заклинание, которое экономисты используют постоянно. Дело в том, что количество блага, которое покупатели готовы купить зависит от множества разных факторов: от того какая нынче погода; от того, что вчера говорили по телевизору; сколько дней осталось до зарплаты, а не только от цен. Если мы хотим выделить чистую зависимость между количеством и ценой, нужно чтобы все остальные факторы оставались неизменными. Вот эту предпосылку экономисты коротко формулирует как при прочих равных условиях. Самое главное, что зависимость между количеством, которые готовы купить покупатели, и ценой в большинстве случаев отрицательна. Называют этот факт обычно законом спроса. Снижение цен увеличивает количество товаров, которое потребитель может приобрести на рынке, а повышении цен, наоборот, уменьшает это количество.

2. Кривая спроса, величина спроса

Задать спрос можно разными способами, самый простой и наглядный способ это таблица (см. таблица 1).

Таблица 1

Цена учебника по экономике, руб.за шт

Сколько человек готовы купить учебник при данной цене, шт. в мес

500

200.

400

400

300

600

200

800

100

1000

Допустим, у нас есть некий учебник по экономике, и мы можем рассмотреть, сколько учебников готовы купить в данном месте в данное время в данном районе Москвы при разных ценах. В соответствии с законом спроса: чем выше цена, тем меньше учебников будут покупать.

Туже самую зависимость мы можем показать и графическим способом. По одной оси координат мы расположим цену, по другой – количество учебников. Исторически сложилось, что цена (которая является независимой переменной) откладывается по вертикальной оси, а количество (зависимая переменная) – по горизонтальной. Расставляя точки, соответствующие разным ценам и количеству, мы получим линию или кривую спроса. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага покупатели готовы приобрести по разным ценам в данный момент времени (см. рис.1).

Рис.1 Кривая спроса

Таким образом, изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции в определенный момент времени (например, на 1 ноября 2017 года). Кривая спроса имеет всегда отрицательный наклон, это свидетельствует о том, что потребители желают купить большее количество товаров и услуг при наименьшей цене. В общем виде Qd=f(P), где Qd –величина спроса (demand), P (price) – цена.

В данном случае мы взяли линейную зависимость, для того чтобы было удобнее изобразить кривую спроса. В нашем случае легко задать спрос следующей математической формулой: Qd=1200-2P (1).

Следует обратить внимание, что экономисты выделяют термин величина спроса. Если спрос это вся зависимость, то величина спроса – конкретное количество товара, которое готовы купить потребители при данной конкретной цене. Если смотреть на график, то под величиной спроса мы понимаем конкретную точку, если посмотреть на функциональную запись – это значение функции при данном значении суммы. Например, Р=300, тогда Od=600 в соответствии с формулой (1).

Ясно, что спрос и величина спроса, немножко разные вещи, поэтому по-разному выглядят изменение спроса и изменение величины спроса. Величина спроса меняется только тогда, когда меняется цена. Предположим, у нас есть кривая спроса, и существует на ней некоторая точка – одна величина спроса. Если цена повышается, то покупатели при более высокой цене будут готовы купить меньше благ, и мы увидим уменьшение величины спроса, так же и наоборот (см. рис.2, рис.3).

Рис.2 Снижение цены Рис.3 Увеличение цены

Например, в результате санкций подорожала рыба, что привело к тому, что потребители покупают меньше данный товар, так как они переключились на куриное мясо. Это уменьшение величины спроса (сдвиг вдоль по графику спроса).

С другой стороны изменения самого спроса означают, что потребители готовы купить товар меньше или больше при любой цене (при Р1, при Р5, при Р14 и т.д.). Это способствует сдвигу кривой спроса либо вправо, либо влево (см. рис.4, рис.5). Так, если снизился доход покупателей, они могут себе позволить меньше любой при любой цене, то уменьшится сам спрос, и сама кривая спроса перемещается влево.

Рис.4 Увеличение спроса Рис.5 Сокращение спроса

Если мы хотим, чтобы граждане России меньше пили, алкоголизация населения, я считаю, одна из главных угроз национальной безопасности, то необходимо воздействовать на спрос и величину спроса. Воздействие на величину спроса это, конечно же, повышение цен, например, путем увеличение акцизов на алкоголь; сокращение спроса возможно при создании компании, пропагандирующей здоровый образ жизни и обеспечивающей условия для правильного и полезного досуга.

3. Типы спроса

Если рассмотреть наклон кривой спроса, то он зависит от того, какую долю в бюджете потребителя составляют затраты на данный товар. Если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. Например, если вы редко ходите в кино, то увеличение цены билетов в два раза вряд ли заставит вас ходить в кино реже. Однако если вы посещаете кинотеатры очень часто, подорожание билетов заставит вас сократить частоту просмотров фильмов в кинозале.

Таким образом, можно выделить несколько типов спроса:

  1. Индивидуальный спрос – спрос, который предъявляется отдельным покупателем на рынке.

  2. Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый всеми покупателями.

  3. Совокупный спрос – общее количество конечных товаров и услуг, который все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного времени при сложившемся уровне цен.

Объем рыночного спроса при каждом значении суммы равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены, именно так выражается связь рыночного спроса с индивидуальным.

4. Ценовые факторы спроса

Что стоит за законом спроса? Почему иногда закон спроса может нарушаться? Для того чтобы разобраться с этим, необходимо рассмотреть два эффекта: эффект дохода и эффект замены. Давайте предположим, что бедный студент пытается прожить на ежемесячную стипендию 1000 руб. И допустим, он питается только двумя видами еды: это килька в томате, которые стоит 50 руб., и булка хлеба, которая стоит 20 руб. Соответственно стипендии студента хватает для того, чтобы купить 8 банок кильки в томате и 30 булок хлеба в месяц. С точки зрения студента купить одну банку в томате означает отказаться от 2,5 булок хлеба и, наоборот, купить одну булку хлеба означает отказаться от 2/5 килек в томате. Предположим, что произошло два события: цена кильки повышается в два раза, теперь она стоит 100 руб., а студенту увеличивают стипендию до 1400 руб. И по-прежнему он может купить 8 банок рыбы и 30 булок хлеба. Однако будет ли он употребляет продукты в том же соотношение, что и раньше? Теперь одна банка кильки в томате равняется 5 булкам хлеба. А с другой стороны покупка 1 булки хлеба означает потеря 1/5 кильки. Получается, что килька относительно хлеба подорожала, а хлеб относительно кильки, наоборот, подешевел. Изменение соотношения цен изменило альтернативные издержки, в результате студент начнет покупать относительно подорожавшую кильку меньше, а относительно подешевевший хлеб больше. Таким образом, происходит замена кильки на булку хлеба. Этот эффект называется эффектом замены.

Рассмотрим вторую ситуацию, если цена на банку кильки в томате повысилась до 100 руб., но стипендия осталась на том же уровне, что и была. Тогда получится, что в номинальном выражении студент получает туже 1000 руб. что и раньше. Но в реальном выражении он не может себе позволить питаться так же хорошо, как питался прежде из-за того, что цена на кильку увеличилась. Экономисты говорят в этом случае, что реальный доход студента стал меньше. То есть он на свои деньги может в реальности купить меньше товаров, чем ранее. А если потребитель становится беднее и его реальный доход уменьшается, то он сокращает потребление всех нормальных благ. И так как в нашем примере килька и хлеб являлись нормальными благами для студентов, то в данном случае студент начнет покупать и меньше кильки, и меньше булок хлеба. Данный эффект называется эффектом дохода.

Если же цена на один товар понижается, то потребитель замещает дорогой товар более дешевым (эффект замещения). В результате у покупателя высвобождается часть дохода, и тогда он может потратить ее на другие покупки за счет экономии (эффект дохода).

Кроме того существует и третий ценовой фактор спроса – закон убывающей предельной полезности (ЗУПП). Предельная полезность – это полезность, получаемая от дополнительной единицы блага. Многие производители не повышают цены, тем самым увеличивая спрос. Всем известна сеть ресторанов Макдональдс. В Макдональдсе цены на их бургеры, напитки, картошку и другие продукты остаются очень долгое время стабильными. Однако очень часто данная сеть проводит различные акции: собери комбо обед, где каждый товар будет стоить всего 50 руб. Для человека 50 руб психологически кажутся достаточно небольшими деньгами. Но участник такой акции достигает вместо экономии обратный эффект. Потребитель начинает набирать большое количество товаров, в итоге получается достаточно хорошая сумма. Производители же имеют с таких акций хорошие продажи.

5. Неценовые факторы, влияющие на спрос

Однако кроме цены существует и ряд других факторов, которые также влияют на спрос. Давайте рассмотрим это влияние подробнее и перечислим, какие могут быть основные причины изменения спроса.

Первая причина это изменение доходов покупателей. Если доход покупателя растет, то спрос в большинстве случаев растет, если, наоборот, доход покупателей падает, то спрос на некоторые товары тоже снижается. Такие блага, которые ведут себя подобным образом, называются нормальными. Но бывают исключения в случаях инфериорных благ. Тогда при увеличении доходов, спрос падает, а при сокращении доходов, спрос увеличивается. Я могу привести примеры нормальных благ. Как правило, нормальным является спрос на недвижимость: становятся покупатели богаче, растут доходы, покупатели готовы купить больше квартир. Спрос на поход в ресторан, спрос на туристические поездки – как правило, это нормальные блага. С инфериорными благами сложнее, они определяются достаточно субъективно. Лапша быстрого приготовления с ростом дохода не имеет большой популярности, или шаурма, которую можно купить в метро, опять же с ростом доходов меньшее количество людей будет покупать шаурму, меньше будут пользоваться услугами ломбарда.

Грань между нормальными и инфериорные благами достаточно тонкая. Например, небольшая машина. Для кого-то это будет считаться нормальным благом, так как очень сложно накопить нужную сумму денег, и при увеличении доходов определенный слой населения сможет себе позволить такого класса машину. А для других людей небольшая машина будет инфериорный благом. И как только у них увеличится доход, они тут же смогут перейти на более дорогую, более вместительную и комфортную машину люкс класса.

Следующие факторы, которые влияют на спрос, это положение на рынках благ-заменителей и благ-дополнителей.

Блага-заменители, или по-другому их называют также субституты, это блага, которые борются друг с другом за потребителей. Они конкурируют между собой. То есть потребитель решает поехать на отдых ему в Крым или на курорты Краснодарского края. Потребитель решает, какой смартфон ему приобрести: компании Samsung, компании LG или более дорогой смартфон компании Apple. Именно в этих случаях товары и блага являются заменителями, то есть мы можем заменить один товар другим. Если один заменитель становится доступнее, на него снижаются цены, тогда мы видим, что покупатели переключается на него, и спрос на другой заменитель постепенно сокращается. Либо же если заменитель становится дороже, например красная икра, то реакция потребителей такая, что они переключаются на другой товар субститут (имитация красной икры).

Товары дополнители или по-другому комплементы – это блага, которые потребляются совместно. Баня и веник, машина и бензин, кино и попкорн. Спрос на один комплимент подталкивает спрос на другой комплимент. Так, если люди больше ходят в кино, то они больше покупают и попкорна. Очень часто в магазинах мы можем видеть, что товары комплементы продаются вместе. Например, в магазине мужской одежды можно купить сразу же костюм, сорочку, галстук, ремень, запонки. Это всё – примеры благ-комплементов. В интернет-магазине мы можем приобрести авиабилет и вдобавок к нему в страховку, билет на авиаэкспресс из центра города в аэропорт. Таким образом, нетрудно догадаться: если один дополнитель становится доступнее и дешевле, то спрос на другой дополнитель тоже увеличивается. И наоборот, если дополнитель становится дороже либо его нет на рынке товаров и услуг, то спрос на другой дополнитель сокращается. Так, становятся у нас дешевле услуги интернета, соответственно, скачивается больше фильмов.

Следующим критерием изменения спроса можно назвать информацию о данном товаре или услуге. Информация может быть положительной, тогда спрос увеличивается, и отрицательной, тогда спрос она уменьшает. Информацию мы можем получать от рекламных кампаний, отзывов знакомых, рецензий в интернете.

Изменения вкусов, обычаев и моды. Если в осенний и зимний период 2017 года будет в моде красный цвет, то спрос на вещи и аксессуары красного цвета увеличится. Проходит мода спрос падает. Так же, например, традиция празднования Нового года, мы можем отметить, что увеличивается спрос на елочные игрушки, ели, гирлянды, венки, костюмы для детей. И неважно, по какой цене они будут продаваться, потому что потребитель всё равно захочет всё это купить.

Некоторые товары и услуги обладают сезонным спросом: услуги Деда Мороза, лыжи, коньки, холодные напитки, костюмы для Хэллоуина. То есть, в зависимости от определенного времени года больше покупается тот или иной товар, и цены, соответственно, на сапоги осенью-зимой будут гораздо выше, чем летом.

Важным фактором изменения спроса является ожидание покупателей. К примеру. Если покупатель ожидает, что скоро товар подорожает, тогда логично купить его сейчас, пока не поздно, по низкой цене. Даже если ожидания были ложными, сам факт наличия ожиданий может искусственно увеличить цену на товар. Например, все бабушки города Твери ожидают, что в скором времени подорожает соль, и они начнут ее массово скупать. Тогда рост спроса может привести к подражанию соли. Таким образом, как считают экономисты, ожидания в большинстве случаев самооправдываются. Наоборот, если покупатели ожидают, что товар подешевеет, то они стараются отложить покупку и подождать снижение цен. И опять же такое поведение может искусственно снизить цены на товар.

Существует такой фактор как количество покупателей. Ясно, больше покупателей – выше спрос, меньше покупать – меньше спрос.

6. Эффекты, действующие на спрос

В некоторых случаях отмечается парадоксальность спроса – повышение величины спроса с ростом цены. Такое явление можно наблюдать у расточительных потребителей, для которых основной целью является демонстрация своего богатства и покупка предметов роскоши (дорогие автомобили, дизайнерская одежда, эксклюзивные ювелирные украшения). Товары, спрос на которые ведет себя подобным образом, называют товарами Веблена по имени американского социолога и экономиста.

Эффект Веблена – это демонстративное потребление благ, которые являются недоступными для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. В соответствии с эффектом Веблена покупка дорогого блага должна, по мнению покупателя, поднять его престиж и статус, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах. Например, школьники, которые стараются купить наиболее дорогой мобильный телефон. Это поднимает их «престиж» в глазах одноклассников. Чем телефон дороже, тем выше статус, в соответствии с ним больше желания данный товар купить. В данном случае психология пересиливает действие эффекта дохода и эффекта замена. Для такого покупателя полезность единицы товара зависит не от качественных характеристик, а от престижной цены, которую он заплатил за товар, от мнения окружающих. Эффект Веблена сопровождает прямая зависимость: повышение цены на товар приводит к повышению уровня его потребление.

Также существует и другой парадоксальный эффект – парадокс Гиффена. Он заключается в том, что при повышении цены на товары первой необходимости, их потребление повышается за счет экономии на других товаров. Потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных продуктов, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что потребители смогут потратить свои оставшиеся деньги после удешевления покупки на другие более разнообразные товары.

Английский экономист Роберт Гиффен писал о странной и парадоксальной ситуации в Ирландии. Несколько лет подряд урожай картофеля в Ирландии был очень плохим, потому что картошка была поражена новой болезнью – фитофтороза. Картошки не хватало, ее было мало, и цены на неё резко подскочили. Но, несмотря на повышение цен, ирландские крестьяне стали покупать больше картошки. То есть они действовали в противоречии с законом спроса. С помощью эффекта замены и дохода – этот парадокс можно легко объяснить. После того как картошка подорожала, возник эффект замены, который заставил бы ирландских фермеров есть картошку меньше, потому что она подорожала, а каких-то других видов продовольствия, допустим мяса, больше. С другой стороны, львиную долю своего бюджета ирландцы тратили именно на картошку, затраты на этот продукт питания были для них важнейшим элементом расходов. Соответственно подорожание картошки нанесло страшный удар по бюджету ирландцев и их реальные доходы резко упали. С точки зрения бедного ирландского человека картошка была не нормальным, а инфериорным благом, который начинает потребляться больше в момент крайней нужды. Таким образом мы видим, что эффект замены и эффект дохода были направлены в разные стороны, причём эффект дохода был более сильным, и в результате увеличилось потребление картошки

Таким образом, можно сказать, что товары Гиффена, для которых этот эффект появляется, это товары инфериорные с очень сильным эффектом дохода, которые начинают покупать больше именно в момент крайней нужды.

Существуют и другие определенные эффекты, которые способны определенным образом влиять на спрос.

Эффект присоединения к большинству в обыденной жизни мы можем назвать «стадным чувством». Дело в том, что человек склонен покупать то, что покупает большинство. Покупатель стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя наравне с ними, выдержать общий стиль и не быть «белой вороной».

Эффект сноба представляет собой обратный по отношению к предыдущему эффект. То есть здесь потребитель, наоборот, стремится выделиться из большинства, из толпы, быть особенным и оригинальным. Покупатель-сноб никогда не будет покупать то, что покупают все. Поэтому в данном случае можно сказать, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей.

Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени. В течение года выделяют три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), после чего следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно наступает в августе — сентябре (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в каждого течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спрос выражает с одной стороны потребность покупателя в некоторых товарах и услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определённом количестве, и с другой стороны возможность покупателя приобрести товары и услуги по цене, которая находится в пределах доступного для него диапазона. Изучение спроса организуется менеджером магазина (на крупных производствах создаются специальные отделы) и осуществляется повседневно под его руководством продавцами, заведующими отделами и товароведами.

Закон спроса гласит: чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше он покупается. Таким образом, между ценой товара и спросом на него существует определенная взаимосвязь, математически выражаемая с помощью обратно пропорционального отношения.

На спрос, как мы узнали, влияют различные факторы. Прежде всего это ценовые факторы (эффект дохода, эффект замещения, ЗУПП) и неценовые факторы (доходы населения, цены на другие товары, мода, сезон, ожидания покупателей и т.д.) Кроме всего этого спрос может вести себя парадоксально. В связи с этим выделяют следующие эффекты: эффект Веблена и эффект Гиффена.

Покупательский спрос – основа для развития производства товаров народного потребления. Систематическое изучение спроса помогает правильно организовать работу бизнеса, определить общее количество и вид товаров, в котором нуждается население, установить их ассортимент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

2) Микроэкономика: Учебник / С.Г. Серяков; Всероссийская академия внешней торговли. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

3) Микроэкономика: Учебник для бакалавров. Под реда. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой – М.: Юрайт, 2012. – 264 с.

4) Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

5) 50 лекций по микроэкономике // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://any-book.org/download/67412.html

1 Исторически сложилось, что экономикс – экономическая теория – развивалась в англоязычной среде. Именно поэтому все используемые понятия обозначаются при помощи английских аббревиатур и английских слов.

Просмотров работы: 3167