НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Малышева А.А. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из наиболее значимых моментов при осуществлении коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов.

Определяющая роль в установлении рамок дозволенной и добросовестной конкуренции отводится деятельности государства, направленной на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Осуществление государственной политики в этом направлении может быть эффективным лишь при наличии комплексного, всеобъемлющего подхода к данной проблеме.

С учетом такого подхода, государство применяет различные правовые механизмы и регуляторы. Именно в этих условиях в наиболее крупных масштабах возникают недобросовестные конкурентные приемы, а в праве, соответственно, появляются нормы, регулирующие способы и средства борьбы с такого рода негативными проявлениями конкуренции.

Целью исследования является анализ недобросовестной конкуренции и ценовой дискриминации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:

- раскрыть понятие и признаки недобросовестной конкуренции;

- выявить эффективность регулирования ценовой дискриминации в со-временных условиях.

1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции 1.1. Понятие недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция по своей сути является действием хозяйствующего субъекта, направленное на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.

В настоящее время не выработано единое понятие «недобросовестная конкуренция».

В юридической науке и законодательстве есть определения недобросовестной конкуренции, однако, имея единый смысл, их трактовки существенно отличаются. О. А. Городов в своей монографии, посвященной проблемам недобросовестной конкуренции, подробно изложил толкование понятия недобросовестной конкуренции различными авторами, исследовавшими эту проблему.

Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то, что впервые был поставлен в XIX веке перед французской судебной практикой, которая, согласно мнению В. А. Шретера, «по справедливости признается творцом проблемы недобросовестной конкуренции». Дореволюционные правоведы, как правило, избегали давать юридически точные собственные определения, касающиеся недобросовестной конкуренции.

А. И. Каминка ссылался на то, что «недобросовестная конкуренция — это вид конкуренции вообще... И если, в общем, в настоящее время признание конкуренции как необходимого о элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».

В. А. Шретер утверждал, что «недобросовестная конкуренция — явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».

Современные ученые более определены в изложении своих взглядов на недобросовестную конкуренцию.

Так, по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В. А. Дозорцева — несправедливая конкуренция) — это «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность является и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром».

Ю. И. Свядосц определял недобросовестную конкуренцию как «совершение таких действий в промышленных и торговых делах, которые направлены на извлечение имущественных выгод путем осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и обычаям действий по отношению к конкурентам в капиталистическом обороте».

Как видно, в настоящее время единого подхода к определению недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует. Также есть законодательное определение, недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые:

1) направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

2) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

3) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Она представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав и (или) наносит ущерб потребителям.

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им — их права защищаются потребительским законодательством. Добросовестность хозяйствующего субъекта проявляется в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Недобросовестная конкуренция — это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов действий. доминирующим она не нрав норм а делового Вместе недобросовестная правона

конкуренция — правонарушение, совершается отношения реа деятельности добросовест конкуренции.

сторону конкуренции противоправное поведение законода установленные обычаи оборота, требования добропорядоч разумности вред — оче правонарушения, так недобросовестная конкурен практику пре открытости рынков.

субъ умысел, она направлена необоснован преимуще в пр Таким образом, недобросовестная —

вопрос том, недобросовестную рассматривать как да, то каких соответствен признаков состава правонаруше до настоящего не

Защита признана составной собственности в са начале 1990 в конвенцию собственности включены конкуренции. Ак недобросовестной акт противоречащий обычаям в промыш 2

В века учреждающая Всемирную органи интеллектуальной защиту недобросовест конкуренции прав, составляющих собственность. И правомерность отнесения конку к объектам собственности и собственности соответственно подвергается сомнению, факты свидетельствуют признании сообществом установления правил борьбы

1.2. Признаки недобросовестной конкуренции

недобросовестной конкуренции:

в отличие монополистической может осуществляться только действиями, поведения (бездействия) не

данные действия рассматриваться правонаруше они противоречат только положениям действующего законодательства, но обычаям добропорядочности, справедливости;

действий недобросовестной конкуренции приобретение преимуще в предпринимательской дея

убытки лишь потенци репутации квалификации

Ст. Федерального закона г. № «О защите кон устанавливает недобросовестную том

1) ложных, неточных искаженных кото причи нанести деловой

2) заблуждение отношении способа места производства, н и количества товара или в от производителей;

субъ производимых с или другими

4) обмен введение в если этом не результаты интеллектуальной и приравненные ним юридического лица, индивидуализации услуг;

незаконное получение, информации, со коммерческую, служебную иную охраняемую тайну.

34 и конкурен

итог, допускается недоб связанная исключительного индивидуализации сред продукции, или ан о данного направ лицом ис собственности признания предостав знаку.

Эффективность ценовой дискриминации в современных условиях 2.1. ценовой дискриминации

В жизни сталкиваемся ситуацией, когда и же продается по ценам разным будь то на услуги проезд общественном Данная ситуация название

Как известно, конкуренция. между собой предлагая выгодные альтернативы. покупатели. борьбу только за но за условия его Наконец, конку покупатели и Если каждого из зави от то они договариваться, согласовывать интересы итоге сама заставляет примерно ценам.

то, какое-либо от а расчленить конкурентное пространство, предпосылки следу

1) возникает основе реальных рыночного механизма. особенностей – приве всех индивидуальных возможностей единому представительному все однако кривой спроса ценностных разных возможностях. Это рыночной есть покупатели, которые больше то

2) Если бы была больше, потребители от покупок а купили бы меньшее покупая больше при данной они за единицы Таковы общие правила

Географически и обособленные создают естественную базу ценовых различий, фирма имеет одновременного выхо эти рынки.

науку А. Пигу явление было и ранее. А. Пигу степени

Ценовая это ситуация, продаются ценам раз В совершенно он присваивается Примером данной дискриминации могут служить адвоката. (Рис. 1)

Рис. 1 Совершенная ценовая дискриминация

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

2. дискриминация второй это когда из товара. покупке будет чем приобретении этой же (Рис. 2)

Рис. 2 Ценовая дискриминация второй степени

На рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

3. дискриминация основана реализации товара группам примером данно дискриминации будет общественном ли имеющие транспортные цене. (Рис. 3)

Рис. 3 Ценовая дискриминация третьей степени

На рис. 3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

дискриминация нормальным (привычным) явлением многие считают её несправедливостью. Существуют регулируют некоторые ценовой дискриминации. ответить уверенностью о том, что ценовая отрица во всех смыслах не правильно. должны свыкнуться данной реальностью, как искоренить ценовую дискриминацию невозможно.

недобросовестной конкуренции на эффективность дискриминации

эффекта регулирования дискриминации позиции создания условий противоречивыми. сто установление цен или существенным может на реа так и смежных С стороны, реа различным может предложение и, продукции.

Также, регулирования ценовой дискриминации оказывает множество факторов - существенные различия в ценовой развитие во входных на Так, позиции права сложно участников рынка как создание дискриминационных конкуренцию на обращения товара услуги рынках.

С позиции промышленной России реализуют полномочия дискриминации служба по и антимонопольная России. Первые, устанавливая для потребителей, ограничивают поведение субъектов Анти законодательство прямо запрещает действия доминирующем положении по дискриминации потребителей, в числе путем необоснованного установления различных цен один товар. При этом, действия органами.

Однако целом оценки регулирующего состояние сектора согласно статьи За № 135 запрещается создание дискриминационных субъектом, занимающим положе рынке, этом отдельные виды раскрываются. С целью видов дискриминации положения 10 135 «О защите например, установление монопольно высоких цен.

Согласно определению, дискри возможно условиях покупателей по в зависимости эластичности порядка на товарном рынкам реализа отличающимся и участия товара оптовые и розничные приоб месту приобретения товару требо по особенностям на товарном признакам. То группу покупателей можно рассматривать на рынке и, соответственно, данном рынке возмож нарушения установление высокой цены на услуги, по ценовой дискриминацией потребителей. регулирования весьма ограничены.

инструментов проанализируем систему в (ЕС). при ценовую практике её типов ценовой дискриминации. отно потребителей, «связные» так установление различных внутри вне группы продавца. в дискриминации занимает вли конкуренцию.

вопросы дискриминации регулируются 82 о Евросоюзе. этом что одной доминирующее заключающееся «в условий эквивалентным обмена к контрагентами, привести потере конкурентного преимущества». этом различные оценки регулирования дискриминации базовом принципе ценовой - максимального потребителя.

применения статьи (с) о Евросоюзе положение priori то есть по интересов потребителей запрещены в принципе, от факта нанесения что лежит в основе решений по рассмотрению антимонопольного законодательства.

Со принятия о Евросоюзе был рас ряд дел о законодательства, с Так, по факту на один (услугу) были рассмотрены отношении авиакомпании British Airways, а также Irish Sugar. В частности, было что авиа устанавливала различные цены на для в течение нескольких компания по реализации Irish Sugar предостав скидки крупным оптовикам.

факту необоснованного различных определяется как дискриминация») - отношении компании Tetra Pak факту цен вертикально-интегрированными для контрагентов вне лиц по отношению аэропортам и которые являлись базовыми авиакомпаний.

практика ЕС ценовой дискриминации ограничения. положительное влияние экономический за счет Практика ЕС на что принципа priopri имеет Так, от определенных регуляторами дающих предоставлять скидки услуги обслуживания не позволяет Российской осуществлять деятельности низкобюджетных основной расхода является на аэропорту за количества и стоимости.

Таким образом, практика может учтена совершенствовании системы антимонопольного регулирования в России учете экономических эффектов реализации. дел о антимонопольного следует рассматривать все виды ущерба, возможные а системно рассмотреть случаи исключения видов дискриминации рамках осуществления программ развития отдельных или отраслей.

Заключение

Недобросовестная конкуренция это субъектов (группы лиц), направлены преимуществ пр осуществлении предпринимательской деятельности; законода обычаям делового требованиям добропорядочности, и справедливости; или могут причи убытки субъ либо или могут нанести репутации.

П рассмотрении дел нарушении антимонопольного рассматривать не все ущерба, но и а системно рассмотреть исключения некоторых видов дис рамках развития

нормальным ре отве с о дискриминация во с так полностью невозможно.

Н допускается недобросовестная приобретением использованием на индивидуализации юридического индивидуализации услуг. Решение антимонопольного нарушении положения быть лицом в орган власти интеллектуальной признания не предоставления охраны товарному знаку.

использованных источников
  1. Глаголева недобросовестной конкуренции наук: III Междунар науч. конф. 2017 г.). — Издательство ученый, 2017. С. 56-58.

  2. А. теория правоприменительная практика. 2008. С.

  3. Гражданский Российской от 30 1994 г. 51-ФЗ от № 238-239.

  4. Даутова З. Ценовая дискриминация: современного рынка Экономическая и практика: Междунар науч. конф. февраль 2012 г.). Чита: Молодой — 1-2.

  5. Каминка А. торгового п права. М.: 2007. С. 270–271.

  6. Российской Федерации, принята всенародным голосованием // – 25.12.1993. №

  7. Смирнова дискриминации: норматив и выявления // (25). С.43-45

  8. третьего выявления и Смирнова, Д. // Научное - - 6. -С.

  9. Шретер конкуренция: сборник по торговому Памяти профессора Шершеневича М., С.

  10. Юдин В. на правовых — — 566-568.

Просмотров работы: 302