РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Щербакова Т.С. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

История развития экономик развитых стран доказала, что рынок в качестве механизма распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ не безупречен, не обеспечивая идеального решения всех проблем. В связи с этим в мире непрерывно идёт поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что достоинствам и недостаткам рыночной систе­мы в полном объёме пока не находится места в экономической теории, они не удостоились от­дельного раздела в современных учебниках эко­номики.

Цель работы − изучить особенности российской модели переходной к рыночной системе экономики.

Для достижение цели необходимо выполнить ряд задач:

  • изучить теоретические подходы к анализу рыночной экономики;

  • сопоставить преимущества и недостатки рыночного механизма;

  • оценить современную переходную систему в России, тенденции и перспективы развития.

Объект работы − переходная экономика России.

Предмет работы − преимущества и недостатки рыночной системы.

Теоретической базой написания работы послужили монографии и учебные пособия, в которых рассмотрены модели и методы государственного регулирования экономики. Информационной базой написания работы послужили периодические издания Министерства экономического развития РФ, отражающие современное состояние и перспективы развития экономики России, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, отчёты Всемирного банка.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания: исторический, логический, сравнительно-аналитический.

1. Рыночная экономика как экономическая категория: сущность, признаки, структура

Рыночная система хозяйствования в стране начала строиться с масштабных преобразований социально-­экономической системы в России в 1990-х гг., которые были вызваны кризисом плановой системы хозяйствования.

Система общественного воспроизводства, в которой ресурсы распределяются и структура на­циональной экономики определяется в основном за счет действия рыночных механизмов, и составляет понятие рыночная экономика.

В экономической литературе рыночная экономика определяется как «система организации национальной эко­номики, основанная на товарно-денежных отношениях, множественности форм собственности, свободной конку­ренции производителей и граждан, являющихся собственниками своей рабочей силы», или как экономика, которая основан­а на «принципах свободного предпринимательства, многообразии форм собственности на средства производства, рыночном ценообразовании, конкуренции, договорных отношениях между хозяйствующими субъектами, ограничен­ном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность».

Рыночной системе экономики присущи следующие основные признаки: преобладает частная собственность в фондах предприятий, свободная конкуренция, ограничено вмешательство властей в хозяйственные процессы. Основные признаки рыночной экономики представлены в (табл.1).

Сегодня рыночная система хозяйствования зависит в первую очередь от характера взаимодействия государственного и частного секторов экономики. По данному критерию выделяются три основных типа эконо­мических моделей: социально-ориентированная, регулируемая и корпоративная экономики.

В социально-ориентированной модели государственная политика направлена на защиту инте­ресов граждан и отражение принципов экономического регулирования в долгосрочных программах (германская и французская модели).

Таблица 1

Характерные признаки рыночной системы хозяйствования

Наименование признака

Его сущность

1. Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности

Частная собственность соответствует требованиям развития рынка. Рынок порождён частной собственностью и без неё он немыслим.

2.Свобода хозяйственной деятельности

Каждый производитель свободен производить всё, что выгодно (что не запрещено законом). Продавцы свободны в выборе товара и места торговли.

3.Активный учёт спроса и предложения

Предложение − это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу. Спрос- это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу. Производитель выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя.

4.Конкуренция

Конкуренция − экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Благодаря конкуренции производители вынуждены искать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества.

5.Свободное образование цен (ценообразование)

Цены диктует рынок, исходя из соотношения спроса и предложения; необходимости получения прибыли. Спрос находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители готовы изготовить и продать.

В регулируемой экономике государственное вмешательство в хозяйственные процессы выра­жено установлением «правил игры», которое способствует развитию частного предпринимательства при отсутствии крупного государственного сектора (американская и английская модели).

В корпоративной экономике сочетается социальная защита населения с государ­ственными программами поддержки крупного бизнеса и определением приоритетов развития национальной эконо­мики (шведская и японская модели).

Прямо копировать какую-либо модель, не учитывая специфику национальной экономики, нельзя. Но можно заимствовать положительные элементы данных экономических моделей современными развивающимися странами.

Россия вступила на путь построения рыночной экономики в начале 1992 г., тогда началась структурная перестройка по­средством создания частного сектора, либерализация торговли и внешнеэкономических отношений, стабилизация финансовой и денежной системы и других мероприятий.

Различают две основные теоретические модели трансформации плановой экономики в рыночную: модель так называемой «шоковой терапии», при которой происходит масштабное разрушение государственного сектора экономики в течение короткого периода времени, и модель по­степенного реформирования экономики, когда сохраняется в течение довольно длительного периода сильный государст­венный сектор, постепенно передающий часть своих функций в руки частного бизнеса.

Обязательное условие реализации первой модели − максимальная либерализация внутри- и внеш­неэкономических связей, ведь ликвидация государственного сектора неизбежно сопровождается уничтожением сложившихся во время функционирования плановой экономики отраслевых и региональных хозяйственных связей. В период же формирования рыночной экономики население обеспечивается товарами и услугами за счёт их мас­штабного импорта. При подобном варианте трансформации экономической системы в переходный период происходит резкое ухудшение социальной обстановки в стране.

Постепенное реформирование плановой экономики может происходить как в формате закрытой экономики, так и в условиях либерализации международных экономических отношений. Тогда есть возможность гибкого управления процессами реформ и отсутствуют такие резкие социальные и экономические потрясений, как обвал производства, рост безработицы др. Модель по­степенного реформирования плановой экономики требует от государства неукоснительной реализации в течение долгого времени единой системной политики реформ, а это требует наличия политической стабиль­ности в обществе и высокого уровня поддержки курса реформ населением.

Таким образом, рынок является изобретением цивилизации, ры­ночные отношения − это свобода товаро­производителя, свобода покупателя и про­давца, рыночных цен, конкуренции и т. д. Рыночная экономика представляет собой экономическую организацию, где центральную роль играет не план, а рынок. В рыночной экономике сам механизм рынка с ценами, прибылями и убытками определяет, что, как, сколько и для кого производить.

2. Итоги перехода России к рыночным отношениям

В современных условиях рыночная экономика как экономическая система, базирующаяся на многообразии форм собственности на средства производства, рыночном ценообразовании и принци­пах свободного предпринимательства, является самой распространенной. Среди причин, объясняю­щих данную популярность, можно выделить следующие.

Во-первых, свобода производителей в принятии стратегических мероприятий, основанных на решении основополагающих вопросов экономики «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Потребители в условиях рыночной экономики также способны удовлетворить свои материальные и духовные потребности посредством использования ресурсов экономики.

Во-вторых, несомненным преимуществом рыночной системы выступает непосредственно гиб­кость самого рынка, когда влияние различных социально-экономических, политических факторов на пространство национальной экономики продуцирует адаптацию рыночной конъюнктуры к изменяю­щимся условиям внешней среды.

В-третьих, наличие жесткой конкуренции стимулирует предпринимателей к использованию по­следних новшеств и научно-технических разработок для сохранения, преумножения и завоевания ли­дирующих позиций по производству и продаже товаров.

В-четвертых, интенсивность протекания хозяйственных процессов вызывает активный круго­оборот использования ресурсов по принципу работы «черного ящика»: активный «вход» ресурсов в производственный процесс коррелирует со своевременным «выходом» в экономику готовой продук­ции, необходимой потребителям для удовлетворения своих потребностей.

Россия официально начала переходить на «рельсы» рыночных отношений в 80-х - 90-х годах прошлого столетия и процесс перехода, как отмечают многие экономисты, продолжается до сих пор. Интеграция в новое мирохозяйствование происходило крайне трудно по ряду причин: наличие «теневой экономики», доля сектора которой преобладает в пространстве российской эконо­мики до сих пор; слабая предпринимательская инициатив, особенно малого бизнеса; неконкурентоспособность промышленности и сельского хозяйства. В совокупности данные факторы вли­яют на сложное восприятие и принятие новых условий населением России. Более того, издержки пе­рехода к новым реалиям хозяйствования всегда выше издержек сохранения старой системы, что тео­ретически обуславливают слабую инициативу приспособления граждан России к турбулентным условиям новой экономики.

Сама суть рыночной экономики предполагает, что рыночные агенты: от домашнего хозяйства до предприятий, должны видеть в государстве партнера, а не патерналиста - контролера, оказывающе­го протекцию в различных сферах жизнедеятельности.

На практике российской действительности наблюдается, что данная роль государства − это лишь некий идеал, превалирующий в теоретической основе. Однако создание в обществе самого образа этого идеала − уже первый шаг к развитию, поэтому необходимо обозначить, какие проблемы встре­чаются на пути к экономическому совершенствованию рыночной экономики России и на этой почве предложить меры по их нейтрализации.

Одной из самых острых проблем, обостряющихся при становлении и активизации рыночной си­стемы, становится проблема бедности.

Распределение населения по численности с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода представлено в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, если в 2001 г. 27,5% населения имели доходы ниже прожиточного минимума, то в 2016 году данный показатель сократился до 13,5%. 19,8 млн. человек в настоящее время располагают доходом ниже прожиточного минимума.

Кризис, взявший начало в середине 2014 г. и оказывающий турбулентное воздей­ствие на социально-экономическое развитие России, сказывается на значительном уменьшении ре­альных доходов населения.

Таблица 2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в период 2000-2016 гг.

 

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума рублей в месяц

млн. человек

от общей численности населения(%)

млрд. руб.

от общего объема денежных доходов населения(%)

2001

40,0

27,5

238,6

4,5

1500

2002

35,6

24,6

250,5

3,7

1808

2003

29,3

20,3

235,3

2,6

2112

2004

25,2

17,6

225,7

2,1

2376

2005

25,4

17,8

288,7

2,1

3018

2006

21,6

15,2

277,1

1,6

3422

2007

18,8

13,3

272,1

1,3

3847

2008

19,0

13,4

326,7

1,3

4593

2009

18,4

13,0

354,8

1,2

5153

2010

17,7

12,5

375,0

1,2

5688

2011

17,9

12,7

424,1

1,2

6369

2012

15,4

10,7

370,5

0,9

6510

2013

15,5

10,8

417,9

0,9

7306

2014

16,1

11,2

478,6

1,0

8050

2015

19,5

13,3

700,5

1,3

9701

2016

19,8

13,5

722,3

1,3

9828

Что касается денежной системы, то сейчас она крайне нестабильна из-за волатильности курса рубля по отношению к долларовому эквиваленту. Согласно диагностике динамики курса доллара, в январе 2013 года валюта стоила 30,37 руб., а январь 2016 года продемонстрировал значение в 72,64 руб., что отрицательно влияет на динамику реальных доходов населения, выраженных в иностранной ва­люте (табл. 3).

Таблица 3

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Российской Федерации в 2013-2016 г.

Показатели

2013

2014

2015

2016

2016 к 2013, в %

Всего руб.

26565

29535

30929

32660

122,9

Курс доллара

30,37

33,40

56,24

72,64

239,2

Среднемесячная начисленная заработная плата, долл.

874,71

884,28

549,95

449,61

51,4

Россия традиционно считается страной с богатым количеством природных ресурсов, но рацио­нальное их использование до сих пор является проблемой первостепенного значения в интересах ста­бильного функционирования будущего российской экономики. Добыча сырья − это разрушение поч­вы, большой урон растительности, сокращение площадей леса, загрязнение воздуха. По различным оценкам, урон от нерационального природопользования может составлять 4% ВВП. Нанося природе такой вред, больше половины полученных ресурсов эффективно не используется, что может привести к их дефициту, в конечном итоге отразившемся на экономической безопасности страны.

Достижения научно-технического прогресса, несомненно, используются при производстве това­ров, но имеют место быть проблемы с инвестированием в науку и, как следствие, проблемы с челове­ческим потенциалом в этой же сфере. Число людей, занятых научными исследованиями (табл. 4) значительно снижалось вплоть до 2015 года, что, в конечном итоге, скажется на количестве научных разработок и нововведений. Все это грозит рыночной экономике России отсутствием конкурентных преимуществ в мировом пространстве, что особенно актуально в условиях обострившихся экономико-политических отношений с ведущими мировыми державами.

Таблица 4

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Численность персонала – всего

736540

735273

726318

727029

732274

738857

722291

в том числе:

             

исследователи

368915

374746

372620

369015

373905

379411

370379

техники

59276

61562

58905

61401

63168

62805

60441

вспомогательный персонал

183713

178494

175790

175365

173554

174056

171915

прочий персонал

124636

120471

119003

121248

121647

122585

119556

В развитии малого бизнеса можно отметить достаточно положительную тенденцию − государ­ство проводит политику поддержки, стимулирования развития предпринимательских способностей. Отрицательным моментом является лишь то, что небольшая доля населения, воспользовавшись предоставляемыми возможностями, реализует себя в предпринимательской деятельности. Так, менее 20% населения задействованы в частной практике, что на порядок меньше, чем у стран Европы.

На данный момент российская экономика претерпевает кризис: наблюдается резкое, скачкооб­разное повышение цен на широкий ассортимент потребительских и промышленных товаров, реаль­ный ВВП в стоимостном отношении снижается, падает качество жизни населения, растет удельный вес безработных, в т.ч. скрытых, в общей численности работающих граждан.

Стимулирование развития отечественной экономики является одним из необходимых методов повышения темпов экономического роста. Такую поддержку, в первую очередь, можно обеспечить путем увеличения объемов экспорта, в первую очередь, продукции обрабатывающих сек­торов экономики, на что сейчас направлены стратегические мероприятия развития экономики Рос­сии. Отечественный производитель может оказать существенную поддержку населению, выступая локомотивом посткризисного восстановления, мультиплицируя положительный эффект от поощре­ния промышленного развития.

Помимо прочего необходимо обеспечить рациональное природопользование, что вызвано коли­чественным изобилием природных ресурсов на территории России и эргономичным их использова­нием. Практика квотирования выбросов в окружающую среду или внедрения инноваци­онных способов экономичной разработки месторождений природных ископаемых будет здесь высту­пать эффективными мероприятиями с целью нивелирования отрицательного воздействия на окружа­ющую среду.

Что касается направлений в финансовом секторе, то разумным станет реализация мероприятий по восстановлению экономической конкурентоспособности и автономности, коррелирующей со спросом на иностранную валюту и, как следствие, с волатильностью ставки рубля. Так, меры по под­держке отечественных производителей, изменение товарной структуры экспорта и стимулирование импортозамещения в данном плане будут эффективны.

3. Необходимость государственного регулирования переходной экономики в России

Начиная с XXI века в России получила развитие экономика преимущественно ли­берально-рыночного типа, что не вызвало фундаментальных преобразований. При этом появилось отставание динамики благосостояния людей от роста уровня общей и профес­сиональной культуры, в результате отрицательных условий воздействия системы в Рос­сии международных жизненных стандартов на жизненный уровень населения.

Объективная необходимость и обусловленность государственного регулирования социально-экономического развития стран мирового сообщества подтверждается всем ходом становления капиталистических отношений, формированием товарных рынков и развитием рыночных отношений. При этом развитие рыночных отношений характеризуется усилением конкуренции, перепроизводством товаров и, следовательно, кризисами в экономике.

Согласно теории советского ученого-экономиста Н.Д. Кондратьева, кризисы в экономике происходят волнообразно, через определенные промежутки времени. Такие губительные для экономики последствия кризиса показали, что стихийные регуляторы рыночных отношений, которые внедрялись в нашей стране реформаторами переходного периода, не всегда приводят и способствуют поступательному росту экономики, более того, рынок не исключает кризисы, что приводит к крупным экономическим потерям.

Именно кризисы стали причиной того, что проблемы возникновения кризисных ситуаций и разработки мер по снижению их последствий стали широко обсуждаться видными учеными-экономистами. В результате были предложены модели антикризисного управления и развития рыночной экономики. Можно выделить наиболее эффективные модели, разработанные Дж. М. Кейнсом и В. Леонтьевым. Так, использование монетаристской модели Кейнса в экономике США позволило быстро выйти из кризиса 1930 г., а модели В. Леонтьева «затраты − выпуск», внедренной в развитых странах Запада, − значительно смягчить последствия кризиса 1980 г., когда в США объемы производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг сократились всего на 0,8 %, а в Японии, Германии и Италии сократились лишь темпы прироста объемов промышленного производства.

Необходимо отметить, что кризис 1980 г. отрицательно отразился и на экономике бывшего СССР, значительно упали цены на нефть, снизились объемы внешней торговли и темпы прироста объемов промышленного производства и агропромышленного комплекса. Стала очевидной необходимость реформирования экономики СССР и, в частности, перехода ее на рыночные отношения.

В стране началось широкое обсуждение этой проблемы. Видными учеными вносилось множество предложений по реформированию экономики и ее развитию. Было предложено и несколько программ перехода на рыночные отношения («400 дней» М.А. Бочарова, «500 дней» Г.А. Явлинского, «Как обустроить Россию» А.И. Солженицына и др.).

В Российской Федерации, как известно, с января 1992 г. началась реформа экономики по предложенной Е. Гайдаром и др. либералами монетаристской модели, разработанной Дж. Кейнсом. Правительством России было принято решение о полном отпуске цен на все товары для реализации рыночной концепции, в основу которой было положено то, что рынок сам отрегулирует все экономические процессы.

В результате «шоковой терапии» состояние экономики России стало определяться последствиями продолжительного и резкого падения объемов производства, которые сократились к 2000 г. по сравнению с 1987 г. (по различным оценкам) более чем на 50 %. Оставалась крайне низкой конкурентоспособность экономики нашей страны. Положение усугублялось отсутствием программы стабилизации экономики и инновационной направленности инвестиционной и структурной политики.

С 2001 г. в экономике страны наметились положительные тенденции, страна приступила к реализации программы удвоения валового внутреннего продукта (ВВП). Однако кризисы 2008 г. и 2014 - 2015 гг. привели хотя и к незначительному, но к сокращению ВВП и др. негативным явлениям. За 2015 год ВВП России сократился на 3,7%. Россия по уровню реального ВВП вернулась в 2008 год (Рис.1).

Рисунок 1. ВВП России (в ценах 2011 г., в млрд. руб.)

Естественно, на состояние экономики отрицательно повлияли факторы внешней среды. Это падение цен на нефть, санкции и др. факторы. В то же время качественные характеристики экономики меняются крайне медленно. Приобрела явно закономерный характер технологическая отсталость производства. Серьезный регресс охватил большинство производств современного технологического уклада, произошло вытеснение многих видов отечественной продукции с внутреннего рынка. Объемы продукции, произведенной с применением наукоемких и высоких технологий в 2014 г., по сравнению с 1990 г. сократились с 12 % до 4 %. В зоне «технологического отставания» оказались самолетостроение, приборостроение, станкостроение, производство электроники и все отрасли агропромышленного комплекса.

Это вызывает необходимость разработки теории антикризисного управления и создания механизмов вмешательства государства в рыночные процессы, т. е. регулирования рыночных отношений путем реализации основных форм эффективного развития экономики: планомерности и пропорциональности. В этих условиях экономика становится объектом централизованного воздействия путем государственного регулирования, которое позволяет смягчить негативные воздействия рынка.

Необходимо отметить, что развитие экономики в условиях нестабильного рынка и кризиса невозможно без формирования нового эффективного механизма государственного регулирования и инструментов управления рыночными процессами, предполагающих реализацию трех функций государственного регулирования экономики в условиях нестабильного рынка: целеполагающую; ориентирующую; нормативную.

Реализуя эти функции в переходный период экономики на рыночные отношения, государство должно решать основные задачи:

  • создание условий для развития конкуренции путем разгосударствления и приватизации государственной собственности;

  • облегчение широкой предпринимательской деятельности путем проведения льготной налоговой политики в отношении малого бизнеса и создания соответствующих условий его развития;

  • создание специальных фондов поддержки предприятий;

  • обеспечение эффективной и стабильной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в экономике страны и др.

Кроме того, в экономике страны должна быть сформирована соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура, обеспечен доступ к инвестиционным ресурсам. Это создание фондовых бирж, бирж земли, недвижимости, валюты и рынка ценных бумаг, дальнейшее развитие банковской системы и др. кредитных организаций.

Построение эффективной рыночной экономики невозможно без организации государственного контроля над рыночными процессами. В частности, необходим государственный контроль над процессами децентрализации и демонополизации. Особенно необходим контроль над ценами, включающий индексацию цен, прогноз цен, формирование механизма, регулирующего процессы ценообразования, прогнозирования компенсационных выплат из бюджета, вызванных ростом цен и др.

Необходимо применение эффективных методов государственного регулирования и их совершенствование: экономических (прямых и косвенных), балансовых; разработка новых методов, применение которых позволит решать проблему регулирования экономического развития страны в перспективе.

Рассмотрим основное содержание и экономическую сущность приведенных выше методов государственного регулирования экономики.

Административные методы регулирования экономики включают контроль над доходами, ценами, учетными ставками, квотированием, лицензированием, нормированием и др. Эти инструменты основываются на экономических интересах страны и реализующих их стимулах. Они осуществляются на основе существующего экономического законодательства и воздействуют на экономическое развитие через систему устанавливаемых государством норм и правил, разрешаемых (или запрещаемых) видов деятельности и др.

К методам прямого экономического регулирования экономики относятся различные формы целевого финансирования отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс, или базовых отраслей, отдельных регионов и предприятий. Это кредиты, в т. ч. льготные, субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, необходимых для стимулирования выполнения планов-прогнозов развития экономики и научно-­технического прогресса.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают непосредственное воздействие государства на производство и потребление товаров, которое осуществляется путем проведения государством активной налоговой политики в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических и таможенных отношений, амортизируемого имущества и др. Это воздействие не имеет адресной направленности.

Балансовые методы государственного регулирования экономики предполагают составление балансов: финансовых (на всех уровнях управления); материальных; энергетических; трудовых и др.

К программно-проектным методам государственного регулирования экономики относятся: программно-целевые методы − проектное финансирование и кредитование; общие и специальные целевые программы и проекты, содержащие ориентиры развития отраслей народного хозяйства, территорий или направлений деятельности. Наряду с применением государственного (бюджетного) финансирования таких проектов и программ, в них могут принимать участие муниципальные образования и частные компании. В результате появляются возможности сконцентрировать финансовые и другие ресурсы на приоритетных направлениях выхода из кризиса и развития экономики.

Обычно кризис в экономике преодолевается внедрением новых технологий, обеспечивающих прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста. Что касается экономики нашей страны, то после кризиса 2008 г. рост объемов производства осуществлялся за счет неиспользуемых производственных мощностей, которые были созданы в доперестроечный период и в настоящее время себя исчерпали.

Нынешние механизмы вывода экономики из кризиса должны кардинально отличаться от классических. Сейчас рынок изменился. Во-первых, он стал мировым и более развитым, а во-вторых, ему присуща глобализация, которая имеет тенденцию усиливаться. Мировая экономика развивается в направлении все большей концентрации. Этот процесс охватил целые отрасли. Возникли огромные и могущественные конгломераты. Происходит создание новых экономических образований, подконтрольных только высокоразвитым странам.

Для защиты собственного рынка необходима стратегия, по которой и приоритеты развития России в условиях глобализации должны развиваться в направлении восстановления и использования экономических связей не только в постсоветском пространстве, но и со странами Востока и др. Достижением в этом направлении можно считать создание таможенного союза России, Казахстана, Армении и Киргизии, экономических объединений стран ШОС и БРИКС, включение в систему интеграционных процессов большинства стран Латинской Америки и др.

Назрела необходимость решения проблемы развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Характерно, что все эти проекты крайне выгодны. И если для освоения Арктики необходимы принципиально новые технологии, то проблему развития Сибири и Дальнего Востока надо решать путем создания в России крупных территориально-производственных кластеров и научных интегрированных комплексов, предусматривающих глубокую переработку природных ресурсов, которыми располагает Сибирь, а также путем привлечения и закрепления трудовых ресурсов. России важно выстроить иную стратегию, направленную на равномерное развитие экономических зон и территориальных образований.

Для достижения стратегического развития экономики России необходимо создать систему управления инновациями 4-го и 5-го технологических укладов, опережающее освоение ключевых производств, определяющих научно-технический прогресс. Это откроет новые возможности ускоренного развития экономики и позволит определить приоритетные направления шестого технологического уклада.

Для России это разработка и внедрение нано- и био, высоких и наукоемких технологий; опережающее развитие базовых отраслей промышленности (автомобилестроения, электронной, атомной, электротехнической, судостроительной, химической, металлургической, ракетно-космической промышленности, информационно-коммуникационного комплекса, солнечной энергетики) и др.

Для перевода российской экономики на инновационные рельсы нужна целенаправленная промышленная политика. Так основой технологической стратегии России может стать производство новых поколений наукоемких потребительских товаров. Мы и сегодня не отстаем от Запада в производстве многих видов военной техники, реакторов для АЭС, морских буровых платформ. Освоены технологии производства самолетов и др. высокотехнологичных товаров, которые по своим характеристикам не уступают лучшим западным образцам.

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что все перечисленные проблемы решить одновременно невозможно. В первую очередь необходимо изменение приоритетов экономического развития. И, в частности, разработка и внедрение новых продуктов и инновационных технологий. Для этого важно обеспечить формирование национальной инновационной системы, включающей научно-исследовательские институты для разработки инноваций, др. научные и инновационные структуры, технологические и аналитические центры, правовые, финансовые, социальные институты.

Заключение

Становление рыночных отношений в России требует, в первую очередь, формирования нового регулирующего механизма, в котором важнейшая роль отводится государству. Такой механизм должен сориентировать экономическую политику на повышение эффективности производственного процесса, структурную перестройку экономики, формирование региональных структур регулирования экономики.

Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и прочее. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж − как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
  1. Викуленко А.Е. О создании в России адекватной экономической модели смешанного типа // Экономический вектор. − 2016. − № 3 (6). С. 4-8.

  2. Гладкова А.М., Козловская К.В., Вертей О.М. Теоретические подходы к оценке эффективности рыночной экономики России в условиях влияния кризиса // Апробация. − 2016. − № 5 (44). С. 119-122.

  3. Государственное регулирование экономики. Теоретические основы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / М.М. Есаков, Г.В. Есакова, О.П. Суковатова; РГТА, Рязань, 2016.

  4. Джалавян В.Б., Савенкова В.И. Экономические системы: их особенности и типы // НаукаПарк. − 2016. − № 5 (46). С. 44-47.

  5. Джураев А.Т., Аxматова М.Э., Тешаева М.Д. Современная характеристика типов экономических систем // Молодой ученый. − 2015. − № 12 (92). С. 409-413.

  6. Залескова Е.К. Проблемы социально-экономической системы // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (21-22 января 2016 года). Том III - Кемерово: ЗапСиоНЦ. − 2016 - 479с.

  7. Залиев А.Р. Проблемы основных типов экономических систем // В сборнике: Проблемы развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. − 2015. С. 85-88.

  8. Карпушин Е.С., Родионова И.С. Типы экономических систем и их влияние на социально-экономическое благосостояние общества // Экономика. Бизнес. Право. − 2016. − № 3-4. С. 31-36.

  9. Оробец А.А., Подлесная А.М. Экономические системы и их особенности // В сборнике: Социально-экономические проблемы и закономерности развития Северо-кавказского федерального округа. Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. − 2016. С. 141-144.

  10. Прокофьева Т.Ю. Особенности функционирования экономических систем // В сборнике: Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы материалы международной научно-практичес-кой конференции. − 2016. С. 62-67.

  11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] /http://www.gks.ru/ (дата обращения: 03.11.2017).

Просмотров работы: 509