РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РФ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РФ

Гринева Ю.В. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Одним из основных документов, которые регулируют экономическую деятельность, является федеральный бюджет. Он необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране федеральный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет является целостность основных финансовых категорий (налогов, государственных расходов) в их действии. То есть через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, которые опосредуют процесс образования и использования фонда денежных средств страны, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурной сферы, укрепление обороноспособности страны, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание материальных и финансовых резервов.

Объектом исследования является федеральный бюджет РФ, его роль в социально-экономическом развитии государства.

Предметом исследования являются доходы, расходы и функции федерального бюджета.

Задачами данного реферата является рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

- дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

- рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;

- дать общую характеристику Федерального бюджета;

-проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2010-2016 , то есть рассмотреть его доходы и расходы.

Целью реферата является исследование федерального бюджета, статистика его доходов и расходов.

Основная часть

Понятие федерального бюджета

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый проект государства на текущий год, обладающий силой закона. Госбюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет Российской Федерацииявляется основнымэлементом бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, которые опосредуют процессы образования и использования централизованного фонда денежных средств страны, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и некоторые доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социальной и культурной сфер, укрепление обороноспособности государства, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, формирование государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое роль, так как мобилизуемые доходы служат одним из главных средств претворения в жизнь планируемых государством мероприятий. Это предоставляет возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, реализовывать единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Функции федерального бюджета

Федеральный бюджет выполняет ряд функций, к числу которых относятся:

  • перераспределение ВВП;

  • распределительную;

  • общетеоретическую;

  • аналитическую

  • контрольную;

  • критическую;

  • информационную;

  • регулирующую.

Значение распределительной и перераспределительнойфункций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение. Аналитическая функция бюджета состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами. Контрольная функция бюджета позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах. Значение критической функции бюджета заключается в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности.

Регулирующая функция. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

Доходы и расходы федерального бюджета

Состав доходов Федерального бюджета

Все доходы государства в зависимости от способа извлечения могут быть объединены в 3 группы:

  • налоговые доходы

  • неналоговые доходы

  • безвозмездные поступления

К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса, относятся:

  • налог на прибыль организаций

  • налог на добавленную стоимость

  • акцизы на спирт, спиртосодержащую и табачную продукцию

  • акцизы на легковые автомобили и мотоциклы

  • акцизы по подакцизным товарам и продукции

  • налог и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых

  • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

  • водный налог

  • государственная пошлина

К неналоговым доходам федерального бюджетаотносятся:

  • доходы от пользования имуществом, находящимся в государственной собственности

  • доходы от продажи имущества

  • лицензионные сборы

  • таможенные пошлины и сборы

  • платы за пользование лесами и водными объектами

  • платы за пользование водными биологическими ресурсами

  • консульские сборы

  • патентные пошлины

  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на

недвижимое имущество и сделок с ним

  • прибыль Центрального банка РФдоходы от внешнеэкономической деятельности

К безвозмездным поступлениямотносятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

  • субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования

Классификация расходов Федерального бюджета

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства - затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  • ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий федерального масштаба;

  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

  • формирование федеральной собственности;

  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий и других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

  • федеральная инвестиционная программа;

  • официальный статистический учет.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации на финансирование следующих функциональных видов расходов:

  • государственная поддержка отраслей экономики, строительства, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

  • обеспечение правоохранительной деятельности;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • обеспечение социальной защиты населения;

  • обеспечение охраны окружающей природной среды;

  • развитие рыночной инфраструктуры;

  • обеспечение деятельности СМИ;

  • финансовая помощь другим бюджетам;

  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Исполнение федерального бюджета

Федеральный бюджет - составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Рассмотрим доходы и расходы федерального бюджета РФ в 2010-2016 гг. Данные представлены в соответствии с Министерством финансов РФ (таблица 1).

Таблица 1. – Доходы и расходы федерального бюджета в 2010-2016 гг.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы федерального бюджета

8 305,4

11 367,7

12 855,5

13 019,9

14 496,9

13 659,2

13 460,0

Расходы федерального бюджета

10 117,5

10 925,6

12 895,0

13 342,9

14 831,6

15 620,3

16 416,4

Дефицит федерального бюджета

-1812,1

442,1

-39,5

-323

-334,7

-1961,1

-2956,4

Исходя из вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что с 2010 по 2014 год доходы федерального бюджета увеличились с 8305,4 млрд. р. до 14496,9 млрд. р., а за последние два года (2015-2016 г.) снизились до 13460,0. Что касается расходов, за 2010-2016 гг. они увеличились с 10117,5 млрд. р. до 16416,4 млрд. р., разница составила 6298,9 млрд.р. Также, в данной таблице представлены показатели дефицита и профицита федерального бюджета. Можем сказать, что дефицит наблюдается в 2010, 2012-2016 годах и значительно увеличивается, а в 2011 году наблюдается профицит федерального бюджета.

Рисунок 1. – Доходы федерального бюджета РФ в 2010-2016 гг.

Рисунок 2. – Расходы федерального бюджета РФ в 2010-2016 гг.

Далее рассмотрим исполнение федерального бюджета в соответствии с данными Минфина РФ.

Таблица 2. –Доходы федерального бюджета и их состав, млрд.р.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы, всего

8 305,4

11 367,7

12 855,5

13 019,9

14 496,9

13 659,2

13 460,0

Нефтегазовые доходы

3 830,7

5 641,8

6 453,2

6 534,0

7433,8

5 862,7

4 844,0

Ненефтегазовые доходы

4 474,7

5 725,9

6 402,4

6 485,9

7 063,1

7 796,6

8 616,0

Связанные с внутренним производством

1 697,7

2 327,6

2 603,8

2 681,5

3 113,6

3 467,6

3 780,6

НДС (внутрений)

1 328,7

1 753,2

1 886,1

1 868,2

2 181,4

2 448,3

2 657,4

Акцизы

113,9

231,8

341,9

461,0

520,8

527,9

632,2

Налог на прибыль

255,0

342,6

375,8

352,2

411,3

491,4

491,0

Связанные с импортом

1 787,1

2 236,7

2 445,8

2 418,0

2 474,3

2 404,4

2 539,6

НДС на ввозимые товары

1 169,5

1 497,2

1 659,7

1 670,8

1 750,2

1 785,2

1 913,6

Акцизы на ввозимые товары

30,1

46,6

53,4

63,4

71,6

54,0

62,1

Ввозные пошлины

587,5

692,9

732,8

683,8

652,5

565,2

563,9

Прочие

990,0

1 161,6

1 352,7

1 386,4

1 475,2

1 924,6

2 295,8

налогов на прибыль, НДС, ввозных пошлин и т.д. Больше всего доходы складываются из ненефтегазовых доходов(8 616,0 млрд. р.), нефтегазовых доходов (4844 млрд. р.), НДС(2657 млрд. р.), доходов, связанных с внутренним производством (3780,6 млрд.р.) и импортом (2539,6 млрд.р.). Меньше всего доходов составляют акцизы на ввозимые товары, которые составляют 62,1 млрд.р.

Ниже представлены расходы федерального бюджета. Рассмотрим данные и проанализируем их.

Таблица 3. - Расходы федерального бюджета и их состав, млрд. р.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Расходы, всего

10 117,5

10 925,6

12 895,0

13 342,9

14 831,6

15 620,3

16 416,4

Общегосударственные вопросы

887,9

777,8

809,9

850,7

935,7

1 117,6

1 095,6

Национальная оборона

1 276,5

1 516,0

1 812,4

2 103,6

2 479,1

3 181,4

3 775,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 085,4

1 259,8

1 843,0

2 061,6

2 086,2

1 965,6

1 898,7

Национальная экономика

1 222,7

1 790,2

1 968,5

1 849,3

3 062,9

2 324,2

2 302,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,9

279,8

228,8

177,5

119,6

144,1

72,2

Охрана окружающей среды

13,5

17,6

22,5

24,3

46,4

49,7

63,1

Образование

442,8

553,4

603,8

672,3

638,3

610,6

597,8

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

Культура, кинематография

 

83,8

89,9

94,8

97,8

89,9

87,3

Здравоохранение

 

499,6

613,8

502,0

535,5

516,0

506,3

Социальная политика

344,9

3 128,5

3 859,7

3 833,1

3 452,4

4 265,3

4 588,5

Физическая культура и спорт

 

44,2

45,7

68,0

71,2

73,0

59,6

Средства массовой информации

 

61,1

77,5

77,3

74,8

82,1

76,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

 

262,7

320,0

360,3

415,6

518,7

621,3

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

 

651,3

599,4

668,1

816,1

682,0

672,0

Таким образом, можно сделать вывод, что больше всего расходов федерального бюджета направлены на обеспечение социальной сферы и составляют 4 588,5 млрд.р. Также, больше всего бюджетных средств затрачивается средства на национальную оборону (3775,3 млрд. р.), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1898,7 млрд. р.), национальную экономику (2303,1 млрд. р.). Меньше всего затрат идет на сферу ЖКХ (72,2 млрд. р.), спортивную сферу (59,6 млрд. р.), охрану окружающей среды (63,1 млрд. р.) и другие сферы.

Таблица 4. - Дефицит и профицит федерального бюджета, млрд.р.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Дефицит(-)/Профицит (+)

-1 812,0

442,0

-39,4

-323,0

-334,7

-1 961,0

-2 956,4

Проанализировав данные выше, можно сделать вывод, что дефицит наблюдается в 2010, 2012-2016 годах и значительно увеличивается с 39.4 млрд. р. (2012 год) до 2956,4 млрд. р. (2016 год), а в 2011 году наблюдается профицит федерального бюджета и составляет 442,0 млрд. р.

Таблица 5. - Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд.р.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

Источники финансирования дефицита федерального бюджета - всего

1 812,0

-442,0

39,4

323,0

334,7

1 961,0

2 956,4

Источники внутреннего финансирования дефицита

1 692,4

-336,9

21,4

270,2

481,4

2 257,0

2 913,6

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

8

Источники внутреннего финансирования дефицита (без учета изменения остатков на счетах)

7,5

1 302,8

420,7

831,8

4 076,3

1 242,4

-683,7

Сальдо внутреннего долга:

621,5

1 079,7

511,4

358,4

1 025,3

15,3

492,4

привлечение

857,2

1 378,8

911,9

821,7

1 348,9

836,0

1 054,9

погашение государственного внутреннего долга

-235,7

-299,1

-400,4

-463,3

-323,7

-820,8

-562,5

Бюджетные кредиты:

-157,8

-75,0

-2,3

-40,3

-165,0

-161,3

-177,9

предоставление

-170,3

-128,5

-129,8

-132,5

-247,8

-341,5

-355,0

Возврат

12,4

53,5

127,4

92,3

82,8

180,2

177,1

Поступления от продажи акций и земельных участков, находящихся в гос-венной собственности

14,9

126,2

43,9

41,6

29,7

6,3

406,8

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7

8

Курсовая разница

-132,4

142,3

-122,6

481,3

3 487,0

1 775,6

-1 345,0

Изменение остатков на счетах

1 684,9

-1 639,7

-399,3

-561,6

-3 594,9

1 014,6

3 597,3

Прочее

-338,6

29,7

-9,7

-9,2

-300,8

-393,4

-60,0

Источники внешнего финансирования дефицита

119,7

-105,2

18,1

52,7

-146,7

-296,0

42,8

Привлечение кредитов и размещение ценных бумаг

164,4

3,4

206,3

227,8

2,6

4,9

199,1

Погашение внешнего долга

-84,8

-101,1

-69,1

-65,2

-74,8

-238,0

-106,1

Другие источники внешнего финансирования

40,1

-7,5

-119,2

-109,9

-74,4

-62,9

-50,2

Таким образом, можно сделать вывод, что источниками дефицита федерального бюджета являются сальдо внутреннего долга, бюджетные кредиты, привлечение кредитов, погашение внешнего долга, продажа валюты. Больше всего восполняют дефицит:

  • привлечение кредитов и размещение ценных бумаг – 199,1 млрд. р.;

  • изменение остатков на счетах - 3 597,3 млрд. р.;

и другие.

Заключение

Нами была изучена тема «Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что федеральный бюджет –это основной финансовый документ, представляющий собой финансовый план государства, который объединяет доходы и расходы государства и имеет силу закона.

В экономическом смысле, под федеральным бюджетом понимаются денежные отношения, которые возникают у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях: перераспределение ВВП, распределительная, аналитическая, контрольнаяи другие.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти. Все доходы государства в зависимости от способа извлечения могут быть объединены в 3 группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета.

Список использованной литературы

  1. Функции федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/178160/federalnyiy-byudjet---eto-zakon-o-federalnom-byudjete(дата обращения: 14.10.2017 г.)

  2. Статистика доходов и расходов федерального бюджета РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 29.10.2017 г.)

  3. Сущность федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/242492/rol-federalnogo-byudzheta-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-rossii(дата обращения: 29.10.2017 г.)

  4. Дефицит федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения:14.10.2017 г.)

  5. Классификация расходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-40954-1.html (дата обращения: 15.10.2017 г.)

  6. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебное пособие/ Николаева Т.П.— М.: Евразийский открытый институт, 2014г.

  7. Социальное развитие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c2/1si3w/p3/ (дата обращения: 17.10.2017 г.)

  8. Федеральный бюджет, его основные характеристики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/7_72692_federalniy-byudzhet-ego-osnovnie-harakteristiki-sostav-dohodov-i-rashodov.html (дата обращения: 29.10.2017 г.)

  9. Федеральный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/federalnyj_byudzhet/ (дата обращения:20.10.2017 г.)

  10. Доходы и расходы федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biznes-prost.ru/byudzhet-federalnyj.html (дата обращения: 1.11.2017 г.)

Просмотров работы: 1635