ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Коняева Ю.В. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   
   
   
   

Введение

Актуальность темы данной работы подтверждается тем, что кредитно-денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности.

Целью работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:

- определение понятия денежно-кредитной политики;

- выявление основных целей денежно-кредитной политики;

- определение роли Центрального банка в регулировании денежно-кредитной политики;

- изучение инструментов денежно-кредитной политики;

- рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.

Объектом данной работы являются экономические отношения в сфере денежно-кредитной политики. Предметом являются особенности и проблемы денежно-кредитной политики в современных условиях.

Необходимо отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно-кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количество и качество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение.

Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения главной цели денежно-кредитной политики.

Основная часть

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из видов стабилизационной или антикризисной политики. Она, как и другие виды политики, направлена на сглаживание циклических колебаний экономики. Денежно-кредитная политика представляет собой способ регулирования народно-хозяйственных процессов для стабилизации экономической ситуации. Целью стабилизационной денежно-кредитной политики, как и любой стабилизационной политики государства, является обеспечение стабильного экономического роста и равновесия платежного баланса.

Комплексным экономическим понятием, отражающим достаточно широкий круг проблем современного общества и требующим больших усилий и специальных знаний для проведения ее эффективной организации, является денежно-кредитная политика. Её цель заключается в регулировании экономики посредством оказания воздействия на состояние денежного обращения и кредита.

Высшие стратегические цели государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Достижение этих целей возможно посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточная, или тактическая, цель денежно-кредитной политики – это стабилизация валютного курса и таргетирование инфляции - установление целей денежной системы, регулирование денежной массы Центральными банками, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков. Выбор промежуточной цели может определяться степенью независимости Центрального банка, его функциями в экономике, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике, а также степенью либерализации экономики. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно связаны между собой. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты Центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, Центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же Центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.д.

Центральный банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе. Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику, Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности. Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.

Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы — Центральный банк и соответствующие правительственные структуры — министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля за денежным обращением, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит Центральному банку.

Основными функциями Банка России в настоящее время являются:

- осуществление выпуска (эмиссии) наличных денег по поручению государства;

- хранение денежных резервов коммерческих банков и выдача им при необходимости ссуды, осуществление контроля за их деятельностью от имени государства;

- исполнение роли банкира правительства, поскольку он продает на фондовом рынке, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты правительству в случае особой необходимости, ведет расчетные операции для правительства и всех организаций, которые принадлежат государству, ведет денежные операции государственного казначейства, хранит государственные резервы в драгоценных металлах и свободно конвертируемой валюте;

- организация безналичного денежного обращения в стране, помогая коммерческим банкам страны осуществлять расчеты между собой по своим операциям и по поручениям своих клиентов;

- регулирование денежно-кредитных операций и наблюдение за тем, как действующие в стране коммерческие банки соблюдают законы.

Предложение (масса) денег, ставка процента, валютный курс, скорость сокращения денег и другое – это переменные денежного рынка, которые являются объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия.

В мировой экономической практике Центральные Банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

-изменение ставки рефинансирования;

-изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

-процентную политику Центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке;

-операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке;

-валютные интервенции.

Изменение ставки рефинансирования

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. В России рефинансирование Центральным банком коммерческих банков в своем развитии проходит такие этапы:

- с 1990 г. до 1995 г. осуществлялась выдача Центральным банком страны прямых целевых кредитов;

- с середины 1990-х гг. на смену вышеназванного порядка приходит этап использования рыночных элементов в рефинансировании банков;

- с конца 2008 г. начинается этап активизации рефинансирования и комбинирования как косвенных рыночных, так и прямых административных элементов в использовании данного инструмента денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка.

В таблице 1 рассмотрим ключевые ставки Центрального банка РФ с 2013 по 2017 годы.

Таблица 1 - Ключевая ставка Центрального банка РФ

с 30 октября 2017 г.

8,25 %

Информация Банка России от 27.10.2017

с 18 сентября 2017 г.

8,5 %

Информация Банка России от 15.09.2017

c 19 июня 2017 г.

9 %

Информация Банка России от 16.06.2017

со 2 мая 2017 г.

9,25 %

Информация Банка России от 28.04.2017

с 27 марта 2017 г.

9,75 %

Информация Банка России от 24.03.2017

с 19 сентября 2016 г.

10 %

Информация Банка России от 16.09.2016

с 14 июня 2016 г.

10,5 %

Информация Банка России

от 10.06.2016

Продолжение табл.1

с 3 августа 2015 г.

11 %

Информация Банка России

от 31.07.2016

с 16 июня 2015 г.

11,5 %

Информация Банка России

от 15.06.2015

с 5 мая 2015 г.

12,5 %

Информация Банка России

от 30.04.2015

с 16 марта 2015 г.

14 %

Информация Банка России

от 13.03.2015

со 2 февраля 2015 г.

15 %

Информация Банка России

от 30.01.2015

с 16 декабря 2014 г.

17 %

Информация Банка России

от 16.12.2014

с 12 декабря 2014 г.

10,5 %

Информация Банка России

от 11.12.2014

с 5 ноября 2014 г.

9,5 %

Информация Банка России

от 01.11.2014

с 28 июля 2014 г.

8 %

Информация Банка России

от 25.07.2014

с 28 апреля 2014 г.

7,5 %

Информация Банка России

от 25.04.2014

с 3 марта 2014 г.

7 %

Информация Банка России

от 03.03.2014

с 13 сентября 2013 г.

5,5 %

Информация Банка России

от 13.09.2013

Как основной инструмент денежно-кредитной политики ключевая ставка была заявлена Центральным банком РФ с 13 сентября 2013 года. До конца 2013 года она составляла 5,5% годовых. В 2014 году ключевая ставка менялась шесть раз. С 7% годовых она выросла к концу 2014 года до 17%. По информации Совета директоров Банка России такое повышение ставки было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. С 16 марта 2015 года ключевая ставка постепенно начала снижаться. До конца 2015 года произошло пять изменений ключевой ставки. 3 августа 2015 года было последнее изменение ставки в этом году. На тот момент она составляла 11% годовых. В течение 2016 года ключевая ставка изменялась два раза. 14 июня 2016 года она составляла 10,5% годовых, а 19 сентября 2016 года – 10%. И до конца 2016 года ключевая ставка сохранялась на уровне 10 %. В 2017 году первое изменение ставки произошло 27 марта, и она была снижена до 9,75% годовых. На данный момент в течение года произошло пять изменений. Последнее изменение было 30 октября 2017 года. Ключевая ставка достигла уровня 8,25% годовых. Данная ключевая ставка будет пока действовать до 15 декабря 2017 года.

Недостатком использования ставки рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Изменение нормативов обязательных резервов

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались Центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

С 1 декабря 2017 г. Советом директоров Банка России были установлены новые обязательные резервные требования для банков с базовой лицензией. В таблице 2 приведены их размеры.

Таблица 2 - Ставки резервирования по обязательствам банков

Обязательства банка

Процент

резервирования

с 1 декабря 2017 г.

Перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях

5,00%

Перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте

7,00%

Перед физическими лицами в рублях

1,00%

Перед физическими лицами в иностранной валюте

6,00%

По иным обязательствам в рублях

1,00%

По иным обязательствам в иностранной валюте

7,00%

За всю историю банковского дела сложились три основные формы хранения средств, выделенных в качестве резерва. Первая, в виде неснижаемого остатка денежной наличности в кассе кредитной организации. Вторая - неснижаемого уровня средних хронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третья - размещение резервов на специально открытых для этих целей счетах в Центральном банке. В современных условиях часто используется сочетание всех трех форм.

Процентная политика Центрального банка

Процентная политика Центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у Центрального банка и депозитная политика Центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Учетная ставка – это процент (дисконт), по которому Центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Это процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам. На практике этот показатель называют «ставкой рефинансирования».

Учетные ставки бывают трёх видов: простая учетная ставка, сложная учетная ставка и номинальная учетная ставка.

С помощью учетной ставки Центральный банк России осуществляет контроль деятельности каждого коммерческого банка страны.

Коммерческие банки можно проконтролировать двумя способами. Первый способ – это снижение учетной ставки. Когда учетная ставка теряет свой процент, коммерческие банки начинают наращивать свои резервы, за счет уменьшения расходов на ссуды от ЦБ РФ, что приводит к увеличению сумм по операциям со своими клиентами. Второй способ – это повышение учетной ставки. Данный способ имеет противоположный результат. При росте процента учетной ставки происходит сокращение резервов и, соответственно, сокращение выдаваемых сумм по проводимым операциям с клиентами коммерческих банков.

Один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики – определение размера учетной ставки, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда Центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Операции с государственными ценными бумагами

на открытом рынке

Данный метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот.

На рисунке 1 рассмотрим результаты от продажи и покупки ценных бумаг.

Рисунок 1 - Результаты от продажи и покупки ценных бумаг.

В результате покупки ценных бумаг Центральный банк РФ будет иметь рост денежной массы, снижение процентной ставки, рост инвестиций, рост ВВП, а при продаже ценных бумаг банк будет иметь, соответственно, сокращение денежной массы, рост процентной ставки, сокращение инвестиций и сокращение ВВП.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

- условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;

- объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;

- срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

- способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

Валютная интервенция

Валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие Центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция — это воздействие Центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.

Валютная интервенция — совместное регулирование валютных взаимоотношений стран-участниц, конкретно выражающееся в единой валютной политике в отношении третьих стран. Валютная интервенция осуществляется при активном участии и содействии государств — участников региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношение курсов валют. При этом используются Центральные банки или казначейства стран-участниц в операциях на валютном рынке в целях воздействия на курсы валют своей собственной страны либо иностранной путём продажи или покупки иностранной валюты или золота. Валютная интервенция представляет собой по форме и по существу крупную по масштабам валютную операцию, проводимую в рамках определённого, обычно кратковременного периода.

В Российской Федерации термин «валютная интервенция» обычно употребляется в связке с задачей поддержания российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США, когда Центральный банк РФ продаёт доллары, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Центральным банком РФ влечёт за собой падение курса российского рубля. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому при больших нарушениях в системе платёжного баланса валютная интервенция может в конце концов привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

Основными методами денежно-кредитной политики Банка России являются прямые и косвенные методы.

Прямые (директивные) методы — административные меры в форме различных требований и норм Центрального банка, определяющие объём денежного или кредитного предложения, а также процентные ставки на финансовом рынке. К ним относятся обязательные резервные требования, лимиты на кредитный портфель или привлечение депозитов, прямые ограничения процентных ставок по кредитам или депозитам. Прямые методы дают быстрый экономический эффект, поскольку оказывают непосредственное, хотя и нерыночное влияние на конъюнктуру финансовых рынков. При активном использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются. До 1990-х гг. прямые методы использовались в экономически развитых странах до начала процесса либерализации финансовых рынков.

Косвенные (рыночные) методы — операции Центрального банка, которые оказывают влияние на финансовые рынки путем их изменения конъюнктуры. К ним относятся операции на открытом рынке и операции постоянного действия. Косвенные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам является следствием либерализации и дерегулирования финансовых рынков, снижения степени вмешательства правительства в экономику, в том числе за счет приватизации в финансовом секторе, а также повышения степени независимости Центрального банка.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центрального банка существует два основных типа денежно-кредитной политики, которые взыскивают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы:

- рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») — направленная на ограничение объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте. Такая политика применяется как с целью сглаживания резких колебаний фаз экономического цикла, так и с целью борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной системы.

- экспансионная денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») — сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и общему ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживление деловой активности стимулированием инвестиционных процессов.

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом -Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.

Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.

Это дает основание расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики предусмотрены основные пути улучшения денежно-кредитной политики:

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование налоговой системы;

- стабилизация валютного курса;

- регулирование процентных ставок;

- повышение эффективности использования государственной собственности;

- развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья;

- единство денежно-кредитной и финансовой политики.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что кредитно-денежная политика играет огромную роль в экономической жизни государства. Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита. Конечной целью денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков и стабильность валютного рынка.

Главная роль в регулировании денежно-кредитной политики отводится Центральному банку России – банку, который возглавляет кредитную систему страны, имеет монопольное право эмиссии банкнот и осуществляет кредитно-денежную политику в интересах национальной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные цели, которые в свою очередь воздействуют на промежуточные цели, позволяющие достичь конечной цели.

Одной из наиболее обсуждаемых проблем является вопрос выбора наиболее эффективного режима денежно-кредитной политики, особенно для стран с переходной экономикой. В ходе решения этой проблемы, как правило, обосновываются преимущества и недостатки каждого из известных режимов, а в качестве практических рекомендаций чаще всего рассматриваются меры в различных областях экономики, реализация которых является желательной либо необходимой для эволюционного перехода к более совершенному монетарному механизму.

Таким образом, эффективность денежно-кредитной политики зависит не только от того, с помощью каких инструментов осуществляется воздействие на денежно-кредитную систему, но и от условий функционирования и состояния экономики в целом.

Список использованной литературы

Основная литература

  1. Нешитой, А. С. Финансы и кредит: Учебник / А. С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 576 с. - ISBN 978-5-394-02006-3. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414993

  2. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс].- Режим доступа:: http://znanium.com/bookread.php?book=389872

  3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=420172

  4. Финансы: учебник/коллектив авторов под ред. Е.В. Маркиной.- М.: КОНОРУС, 2014-432с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=225418

  5. Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php? book=486501

  6. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=468531

Дополнительная литература

  1. Балихина Н.В., Косов М.Е. Финансы и кредит: учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013.-303с.

  2. Финансы: Учебник / Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.http://znanium.com/bookread2.php?book=515974

  3. Финансы: Учебное пособие/Лупей Н.А./ЛупейН.А., СоболевВ.И., 3-е изд. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 448 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=548305

Интернет-ресурсы

10. Центральный банк Российской Федерации [Официальный сайт]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru

Просмотров работы: 1807