ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЙ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННЫЙ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Майоров Р.Р. 1
1Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал Финуниверситета)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность реферата обуславливается тем, что развитие в России рыночной экономики сопровождалось отрицательными последствиями в социальной сфере, что привело к негативным последствиям в функционировании системы пенсионного обеспечения населения страны. Ведь уровень пенсионного обеспечения является показателем экономического и социального положения населения в целом. Низкий уровень заработных плат и высокая инфляция привели к резкому уменьшению реального размера пенсий, возникло несоответствие уровня пенсий человека по возрасту, его вкладу на протяжении всего трудового стажа.

При реформировании системы пенсионного обеспечения возникла потребность в формировании многоуровневой пенсионной системы, которая состоит из обязательного государственного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения путем применения накопительных механизмов и формировании негосударственных пенсионных фондов.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются современные особенности пенсионного обеспечения в России, а объектом выступает - деятельность Пенсионного Фонда РФ в современной пенсионной системе.

Целью данного реферата является изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем и их устранение с помощью различных экономических реформ.

Основными задачами работы является:

- рассмотрение задач и принципов деятельности Пенсионного фонда РФ

- характеристика структуры Пенсионного Фонда РФ и деятельность ее элементов

- анализ современной модели пенсионного обеспечения в России

- анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ

- исследование трудностей новой модели пенсионного обеспечения в России в ходе пенсионной реформы

- рассмотрение проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного Фонда РФ

Основной задачей реферата является оказание воздействия на улучшение процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем.

Основная часть

Пенсионный фонд Российской федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. Пенсионный Фонд РФ представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. Структура включает в себя Правление пенсионного фонда, которому подчиняется Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Информационный центр персонифицированного учета.

Координацию деятельности Пенсионного фонда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Задачи правления Пенсионного фонда РФ:

  • отвечает за выполнение функций, относящихся к его компетенции

  • определяет перспективные и текущие задачи развития

  • формирует бюджет и сметы расходов, утверждает отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты;

  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ

Ревизионная комиссия была создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Функции Ревизионной комиссии включают общую организационную и методологическую поддержку внутреннего финансового контроля.

Ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ организует и контролирует работу подчиненных ей отделов.

Пенсионный фонд своими средствами предусматривает выплату ежемесячных пособий, пенсий достаточно многим слоям населения, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам и на многие другие социальные цели. В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:

- сбор и накопление страховых премий, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц

- капитализация ресурсов фонда

- контроль за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также за надлежащим и рациональным расходованием его средств

- назначение и выплата пенсий

- организация работы по сбору с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности по причине трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца

- исследовательские работы в области государственного пенсионного страхования

- ознакомительные работы среди населения и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенции Пенсионного фонда РФ

В Российской Федерации в течение последних лет проводятся различные мероприятия, направленные на усовершенствование существующей пенсионной системы, по итогам которых были достигнуты результаты:

- установление гарантированного минимального уровня оплаты пенсий, не ниже величины прожиточного минимума пенсионера

- восстановление пенсионных прав, которые были утрачены в ходе рыночных реформ

- увеличения размера трудовой пенсии

Главными задачами развития пенсионной системы на сегодняшний день являются:

- обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения

- гарантирование долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы

- установление уровня страховой нагрузки, который был бы приемлемым для субъектов экономической деятельности, с единым тарифом страховых премий для всех категорий работодателей

- гарантирование функционирования гибкой пенсионной системы, которая сможет адаптироваться к меняющимся условиям существования путем создания постоянно действующего механизма

- создание и совершенствование трехуровневой пенсионной системы для групп с различными доходами.

Характеристика трехуровневой пенсионной системы для групп с различными доходами:

1 уровень – трудовое обеспечение (государственная пенсия) в рамках государственной концепции обязательного пенсионного страхования, которое формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую, а также межбюджетных трансфертов федерального бюджета. Для граждан, которые не выполнили основные условия пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

2 уровень - корпоративная пенсия, право на которую приобретается в следствие дополнительных страховых взносов, которые уплачиваются на основании индивидуального трудового или коллективного договоров;

3 уровень - индивидуальная (добровольная) пенсия, образованная за счет вкладов, производимых физическим лицом в добровольном порядке.

Для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий предполагается установить разумный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также способствовать формированию достойных пенсий средне- и высокодоходным категориям граждан в рамках создания полноценной системы добровольного пенсионного страхования. Главным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы считается увеличение ее эффективности в целях совершенствования пенсионного обеспечения граждан за счет создания и инвестирования средств пенсионных накоплений. Усовершенствование системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их непосредственного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера. Функционирующий сейчас принцип исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств. Необходимо решить следующие проблемы, которые не могут быть правильно разрешены в рамках действующей пенсионной системы:

- постоянное регулирование индексации пенсий

- увеличение длительности трудового стажа, необходимого для назначения пенсий и установление размера пенсии с учетом трудового вклада работника

- гарантирование стабильного поступления в течение длительного периода в распределительную составляющую пенсионной системы страховых премий в объеме, необходимом для текущих выплат трудовых пенсий

- формирование страховых обязательств, обеспеченных государством по объему будущих пенсионных выплат

- поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат

В этой связи с появилась необходимость в изменении действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно корректировать все основные составляющие пенсионного обеспечения граждан и решать выявленные недостатки. Подразумевается, что обязательства пенсионной системы должны регулярно соотноситься с ее текущими доходами.

В существующих обстоятельствах, когда возрастает процесс глобализации, ускоряется интернационализация экономики, развивается межрегиональная интеграция, формируется международный рынок труда, открываются границы и, соответственно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, полученных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет громадное значение. Учитывая разнообразные условия получения права на пенсию в различных странах, человек, переехавший в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни. Интернациональное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на постоянное или временное место жительство в другое государство.

В области увеличения эффективности демографической программы необходимо осуществить стратегические задачи по сокращению смертности в детском и трудоспособном возрастах, увеличить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

К одним из острых проблем Пенсионного фонда можно отнести дефицит бюджета. Очевидно, что с каждым годом, доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны. В 2016 году дефицит бюджета составляет около 0,8 триллионов рублей. При увеличении страховых взносов на 5.5%, по прогнозам главы Пенсионного фонда России, дефицит будет увеличиваться, это связано с понижением фонда оплаты труда, поскольку фонд зарплаты будет расти по минимальному значению инфляции, а значит, роста практически не будет. Так, к 2017 году, дефицит может увеличится к 1,1 триллионов рублей. Это огромная цифра для Пенсионного фонда, такой дефицит обусловлен недостаточным тарифом страховых взносов, отсутствием финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечением 6 % на финансирование накопительного компонента. Проблему дефицита средств, в Пенсионном фонде предполагается решить за счёт денег фонда национального благосостояния. Кроме того, предполагается повысить порог зарплат, облагаемых страховыми взносами. На сегодняшний день бюджет Пенсионного Фонда РФ находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются. Так же проблему можно решить за счет, увеличения пенсионного возраста. Сегодня в России пенсионный возраст наступает для мужчин 60 для женщин 55, по сравнению с европейскими странами можно сказать что, это настоящая роскошь, для наших пенсионеров. Для сравнения пенсионного возраста в разных странах можно исследовать таблицу 1.

Таблица 1 – Пенсионный возраст в разных странах

Наименование страны

Пенсионный возраст мужчины

Пенсионный возраст женщины

Япония

70

70

Дания

67

67

Норвегия

67

67

Великобритания

65

60

Германия

67

67

Канада

65

65

Австрия

65

65

Бельгия

65

62

Греция

65

60

США

65

65

Франция

65

60

Исследовав таблицу 1, мы видим, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст гораздо выше, чем в России. Это оказывает влияние на размер пенсий. Такой низкий пенсионный порог, который, был установлен больше восьмидесяти лет назад, и который ни разу не менялся, сегодня доставляет большие неудобства правительству. Обязательства, данные государством в прежнее время уже невозможно выполнить.

В РФ необходимо постепенно изменение условий выхода на пенсию, с повышением качество социального обслуживания и другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, предоставление налоговых льгот для добровольных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах для самостоятельного накопления пенсий. Несмотря на то, что ставка пенсионных взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, проблема низкого размера пенсий является одной из главных. Для наглядности в таблице 2 приведены данные средней пенсии и ставки пенсионных взносов в разных странах.

Таблица 2 - Размеры пенсий и ставки пенсионных взносов в разных странах

Страна

Средний размер пенсии

Ставка

США

1500 долларов

15%

Израиль

1500 долларов

Около 12%

Франция

1000 евро

16,35%

Германия

1400 долларов

8,7%

Россия

Около 200 долларов

22%

Таким образом, мы можем наблюдать существенную, разницу между средней пенсией в России и в остальных странах, хотя ставка у нас выше, чем у остальных стран.

Так, накопительная часть пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в составляющей, которая касается гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и созданных пенсионных прав, а также создания эффективной системы контроля над инвестированием, и расширения списка финансовых институтов и инструментов.

По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.

Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.

Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.

Для решения многих вышеперечисленных проблем, связанных с дефицитами бюджета Пенсионного Фонда РФ, финансирования пенсионных премий, возраста выхода на пенсию и др. необходимо принять определенные меры, направленные на решения этих проблем. Вот некоторые из них:

- учреждение специальной системы страхования пенсионных накоплений, подобной страхованию банковских вкладов

- стимулирования самостоятельного накопления пенсий, путем введения дополнительных налоговых привилегий

- регулирование механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования

- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений

- содействие развитию добровольных пенсионных систем

- работа над повышением финансовой грамотности граждан

Говоря подробнее о последнем пункте решения этих проблем, стоит упомянуть, что невысокий уровень пенсионной грамотности населения является одной из главных причин низких пенсий. Многие люди считают , что пенсия является заботой государства и соглашаются на получение серых зарплат, что увеличивает долю работодателей, которые укрываются от выплат страховых премий в пенсионный фонд.

Помимо решения вышеперечисленных проблем, необходимо также позаботиться о проблемах накопительной составляющей пенсионной системы, важными из которых являются:

- создание механизма возвратности пенсионных накоплений и незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании

- совершенствование законодательства контроля над пенсионными накоплениями, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков

- сильное обесценивание всех пенсионных накоплений

- увеличение рисков по мере увеличения объема пенсионных накоплений, с учетом отсутствия инвестиционных инструментов

Государство стремится создать все условия для решения данных проблем, и разрабатывает все новые методы борьбы с ними.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране просто необходимо провести пенсионную реформу. Действующая пенсионная система не удовлетворяет многих. В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием весьма крупного числа проблем, которые требуют неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики нашей страны и в то же время не обеспечивает в полной мере потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

- очень слабая дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада

- слишком большая доля льготных пенсий

- нехватка справедливого механизма распределения пенсий

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется для того, чтобы ее сбалансировать и привести в равновесие. В нашей стране незамедлительно требуется заострить внимание на социальной сфере и проблемах её должного обеспечения.

Также можно сделать вывод о том, что современный при активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение всех этих проблем, ситуацию можно исправить.

Список использованной литературы:

  1. Нешитой, А. С. Финансы и кредит: Учебник / А. С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 576 с. - ISBN 978-5-394-02006-3. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414993

  2. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс].- Режим доступа:: http://znanium.com/bookread.php?book=389872

  3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=420172

  4. Финансы: учебник/коллектив авторов под ред. Е.В. Маркиной.- М.: КОНОРУС, 2014-432с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=225418

  5. Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=486501

  6. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=468531

  7. Балихина Н.В., Косов М.Е. Финансы и кредит: учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013.-303с.

  8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=538106

  9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 393. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=639041

  10. Самылин А.И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты: учебник / А.И. Самылин. — Изд. испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017.— 472 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=639050

  11. Финансы: Учебник / Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.http://znanium.com/bookread2.php?book=515974

  12. Финансы: Учебное пособие/Лупей Н.А./ЛупейН.А., СоболевВ.И., 3-е изд. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 448 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=548305

Просмотров работы: 519