ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «СЛАВЯНКА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «СЛАВЯНКА»

Мошкало И.Г. 1, Тимофеева С.А. 1
1ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Орловский филиал), г. Орел, РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале XIX века, было, положено начало истории изготовления сладостей в городе Старый Оскол. Небольшой цех по производству калачей и бубликов был открыт семьей Дьяковых. Вскоре домашнее производство было расширено, освоены новые рецептуры разнообразных пряников.

В советские годы было запущено производство карамели и пряников, а в годы Великой Отечественной войны производственные мощности предприятия были направлены на обеспечение фронта.

После войны техническое оснащение цехов фабрики значительно улучшили посредством автоматизации многих процессов. Были установлены тестомесильная, помадосбивальная и ротационные машины, механизмы для упаковки конфет. Такие усовершенствования позволили в разы увеличить объемы выпускаемой продукции.

В период с 1981 по 1990 год, был построены новый производственно-бытовой корпус, водонапорная башня, пробито несколько артезианских скважин, налажено дорожно-транспортное сообщение. В результате обновления на фабрике начали производить суфле «Птичье молоко», отливные и шоколадные конфеты.

Также у КФ «Славянка» есть узнаваемая эмблема – это русская девушка, в народном костюме. История появления «девушки», которая принесла узнаваемость кондитерской фабрике, потерялась в ее истории, но известно одно, что эмблема появилась чуть позже самой фабрики.

Исследуемая организация ЗАО «Славянка» представляет производство пищевых, шоколадных, карамельных, вафельных продуктов и др. продуктов.

Основная цель компании: «Мы можем сделать Вашу жизнь сладкой!!!».

Миссия Кондитерской фабрики «Славянка»: производить качественные продукты по доступной цене.

Отменное качество кондитерских изделий, выпускаемых фабрикой «Славянка», обеспечивается за счет использования натурального, экологически чистого сырья и высококачественных добавок. Особое внимание на предприятии уделяется качеству входящего сырья, каждая партия которого проходит тщательный анализ, в том числе на отсутствие генетически модифицированных ингредиентов и безопасность для здоровья потребителей.

Стратегические цели компании:

  1. Обеспечение безопасности и поддержание гарантированного качества выпускаемой продукции, путем совершенствования технологических процессов, систем мониторинга и предупреждающих воздействий.

  2. Поддержание устойчивого доверия потребителей, удовлетворения их требований и ожиданий.

  3. Увеличение прибыли компании за счет уменьшения потерь при производстве продукции.

Финансовая стратегия компании: выживание предприятия в конкурентоспособности; достижение темпов роста; сокращение расходов.

ЗАО «Славянка» в отрасли производства шоколадных изделий, занимает достойное положение, несмотря на большое количество конкурентов. Мировой кондитерский рынок продолжает расти как по физическому объему товаров в обороте, так и в стоимостном выражении, хотя и сталкивается с конкуренцией со стороны целого ряда альтернативных изделий, таких как изделия закусочного типа, выпечные и т.п.

Российский рынок шоколадных изделий отличается высокой концентрацией. Почти 3/4 общероссийских продаж шоколадных изделий контролируют пять ведущих игроков: это международные гиганты кондитерской отрасли Nestle, Kraft Foods (КФ «Покров», Владимирская область) и Mars (США); холдинг «Объединенные кондитеры», куда входят крупнейшие отечественные производители шоколада - ОАО «Рот-Фронт», ОАО «МКФ «Красный Октябрь», ОАО «Бабаевский» (Москва); и кондитерское объединение «СладКо» - ОАО «СладКо» (Екатеринбург) и ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка» (Ульяновск). Среди отечественных игроков этого сегмента можно отметить, пожалуй, лишь ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» (город Старый Оскол), специализирующуюся на выпуске батончиков и выпускающую оригинальную продукцию под маркой «Чудо»: «Обыкновенное Чудо», «Просто Чудо», «Любимое Чудо» и т.д., которая по цене заметно выигрывает у продукции «иностранцев».

Нами был проведен SWOT-анализ, где были проанализировали слабые и сильные стороны, возможности и угрозы исследуемой организации. (таблица 1).

Таблица 1 – SWOT – анализ для ЗАО «Славянка»

 

Возможности

  1. Проникновение на новые рынки

  2. Расширение ассортимента

  3. Использование новых технологий

  4. Завоевание позиций на рынке как самые «натуральные» конфеты

  5. Увеличение производственных мощностей

Угрозы

1.Зависимость от поставок, что может сбить производство

2.Рост цен у поставщиков, что приведет к росту цен на конфетные изделия

3.Активный рост конкуренции

4.Изменение потребностей со стороны покупателей

5.Неблагоприятные изменения в структуре граждан

Сильные стороны

1. Оборудование, позволяющее работать практически без брака;

2.Высокое качество выпускаемой продукции;

3. Контроль качества сырья и готовой продукции.

4. Умеренные цены

5. Экологичность производства

6. Достижение инноваций в области упаковки

7. Спрос не зависит от времени года

8.Существуют розничные торговые точки, торговые помещения и торговый персонал;

Как воспользоваться возможностями?

1.Изучать новые сегменты рынка

2.Использовать и вводить в производство новые технологии

3.Изучать предпочтение покупателей

4.Соглосовывать качество ассортимента с стандартами ГОСТ

Как нейтрализовать угрозы?

  1. Проводить маркетинговые исследования

Слабые стороны

  1. Отдаленность от центральных партнеров

  2. Оборудование, требующее модернизации

  3. Отсутствие грамотных специалистов за границей

  4. Большой объём отходов

Что может помешать воспользоваться возможностями?

  1. Большая конкуренция

Самые большие опасности для компании

1. Увеличение цен на конфеты, низкая окупаемость затрат

Для дальнейшего процветания (существования) на рынке, ЗАО «Славянка» необходимо сконцентрировать внимание на:

  • совершенствование существующего портфеля продуктов;

  • создание линии продуктов с высокими потребительскими свойствами;

  • формирование фирменного стиля компании;

  • совершенствовать производство.

Фирма в долгосрочном периоде может столкнуться с рядом угроз, такими как:

  • зависимость от поставок, что может сбить производство;

  • рост цен у поставщиков, что приведет к росту цен на конфетные изделия; активный рост конкуренции;

  • изменение потребностей со стороны покупателей;

  • неблагоприятные изменения в составе населения;

  • рост пошлин на ввозимое и вывозимое сырье;

  • рост стоимости коммунальных услуг, что повлечет за собой увеличение цен на ассортимент;

  • высокий уровень безработицы;

  • появление новых видов кондитерских фабрик (конкурентов);

  • увеличение расходов на исследовательские разработки и т.п.

По данным PEST – анализа (таблица 2), проведенного для ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», можно сделать следующие основные выводы:

1. На рынке России ужесточается конкуренция между производителями. Однако, конкуренция в определенной степени за счет роста потребления кондитерских изделий.

2. Объемы продаж только повышаются, что как следствие ведет к тому, что конкуренция на данном рынке будет только возрастать, как среди действующих участников рынка, так и между действующими и вновь появляющимися отечественными и зарубежными производителями.

Таблица 2 – PEST – анализ ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка»

Факторы макровооружения

Влияние факторов

Политические

1.Рост пошлин на ввозимое сырье и импортируемые кондитерские изделия

2.Поддержка российских производителей

Экономические

1.Рост доходов населения

2.Снижение уровня инфляции

3.Рост оборота оптовой и розничной торговли

4.Рост оборота общественного питания5.Рост стоимости коммунальных (платных услуг)

6.Высокий уровень конкуренции на рынке

7. Присутствие на рынке мировых лидеров кондитерской промышленности

8.Высокий уровень безработицы

Социальные

1.Любовь к сладкому и вкусному со стороны потребителей

2.Рост потребления конфет, начиная с детского уровня

3.Большое влияние рекламных роликов на потребителя

4.Рост рождаемости

5.Доверие российскому производителю

Технологические

1. Совершенствование производства

2.Появление новых видов кондитерских изделий

3.Совершенствование технологий сбыта и продвижения

4. Увеличение расходов на исследования и разработки

При проведении SNW-анализа организации можно выделить структуру внутренней среды по блокам: товарный, функциональный, ресурсный, организационный, управленческий (таблица 3).

Таблица 3 - SNW-анализ значимых параметров в деятельности ЗАО «Славянка»

п/п

Значимые параметры в деятельности предприятия

Качественная оценка

Комментарии

Сильная

Нейтральная

Слабая

1.

Обучение персонала

 

+

 

Обучение проводится, но не так регулярно

2.

Условия труда

+

   

Благоприятные условия

3.

Мотивация и стимулирование персонала

   

+

Мотивации нет

4.

Текучесть кадров

 

+

 

Текучесть как у конкурентов

5.

Квалификация персонала

+

   

Самые лучшие и квалифицированные кадры

6.

Оценка качества работы персонала

+

   

Работаем без брака и прочих дефектов

7.

Социальный пакет

+

   

Есть

9.

Уровень технической оснащенности

   

+

Есть что улучшить

10.

Информационное обеспечение

   

+

Хорошо развито

11.

Качество выпускаемой продукции

+

   

Высокое качество

12.

Организация маркетинга на предприятии

+

   

Маркетинг развит, происходит постоянный анализ потребностей потребителей

13.

Производственные площади

+

   

Велики

15.

Состояние охраны труда

+

   

Соответствует закону РФ

16.

Дилерская сеть

+

   

Существуют

17.

Объемы производства

+

   

Поставка товара проходит как в РФ, так и за рубежом

18

Ассортимент выпускаемой продукции

+

   

Ассортимент самый различный, как для детей, так и для взрослых

19.

Численность персонала

+

   

Все укомплектовано

20.

Заработанная плата

+

   

Выше всех конкурентов

21.

Имидж (деловая репутация) предприятия

+

   

Репутация отличная, а имидж высокий, так как работает маркетинг

22.

Психологический климат в коллективе

 

+

 

Благоприятный

23.

Финансовая устойчивость предприятия

+

   

По данным финансового анализа положение очень устойчивое

24.

Территориальное расположение

+

   

Точки продаж расположены в близко доступных районах

25.

Ценовая политика

 

+

 

Цены всегда колеблется в одном диапазоне от 70 до 220 рублей

26.

Объемы продаж

+

   

Входит в 1 самых продаваемых

27.

Сроки выполнения заказов

+

   

Все заказы выполнятся точно в срок

28.

Зависимость от поставщиков

 

+

 

Существуют несколько поставщиков, т.к. альтернатив нет

29.

Ориентация на потребителя

+

   

Цель - угодить клиенту по всем его предпочтениям

30.

Стратегия развития предприятия

+

   

Стратегии существуют

Проанализируем конкурентоспособность ЗАО «Славянка» исходя из пятифакторной модели М. Портера (таблица 4).

Таблица 4 - Анализ конкурентных сил в отрасли по Портеру на примере ЗАО «Славянка»

Параметр

Значение

Описание

Направления работ

Товары – заменители «Цена - Качество»

3

Конкуренты существуют и занимают высокую долю на рынке

Расширять границы и ориентироваться на производство новой продукции

Количество игроков

3

Количество отраслевых производителей велико

1.Проводить частые маркетинговые исследования.

2.Делать упор на качестве продукции, которая не содержит никаких красителей, веществ и т.п.

Дифференциация продукта

1

Продукция разнообразна

Есть к чему стремится, постоянный анализ рынка, привет к более крепкой позиции в сегменте выпуска конфет.

Доступ к каналам распределения

2

Наш товар могут позволить все жители и любая аудитория в разных городах РФ

1.Необходимы инвестиции в компанию, для продвижение товара за рубеж

Чувствительность к цене

2

Цена товаров полностью соответствует качеству. Каждый клиент найдет прекрасный товар по своему кошельку.

Проводить исследования, изучать статистику по оплате труда и т.п.

На основе анализа конкурентного состояния предприятия ответим на следующие вопросы:

  1. Какова угроза появления новых конкурентов?

Большая угроза появления конкурентов, так как каждый вид продукции имеет собственного конкурента.

Основными конкурентами в категории «конфеты в коробках», являются ООО «Одинцовская кондитерская фабрика», ЗАО «Крафт Фудс Рус», компания «Нестле», компания Ferrero.

Основными конкурентами в сегменте «карамель» являются компания «Нестле», группа «Рошен» (Украина) и ОАО «Кондитерское объединение «Сладко».

Конкурентами в сегменте рынка «весовые конфеты» являются компания «Нестле», группа «Рошен» (Украина) и ОАО «Кондитерское объединение «Сладко».

В сегменте рынка «шоколадные батончики» компаниями - конкурентами являются: Mars (Snickers, Bounty, Mars, Twix), Nestle (Kit Kat, Nesquik, Nuts) Cadbury (Picnik). Активно развивает данное направление компания Ferrero (Duplo, Kinder Bueno, Kinder Country).

Основными конкурентами в сегменте рынка «шоколадные плитки», являются ЗАО «Крафт Фудс Рус», компания «Нестле».

  1. Какова угроза появления товаров-субститутов?

Если на рынке появился субститут, то это будет представлять реальную угрозу, конкурирующие фирмы воздержатся от повышения цен на свои товары и будут стремиться совершенствовать их. В нашей примере, уже существуют товары–субституты.

  1. Каковы рычаги воздействия покупателей?

Покупатели отрасли неодинаковы и по своим потребительским запросам. Они предъявляют спрос на различный уровень обслуживания, качества и надежности изделий, различную информацию, сопровождающую представление товара, и т.д.

Покупатели не располагают достаточными альтернативными источниками снабжения. Возможности воздействия покупателей ограничены, если их потребности не могут быть в достаточной мере удовлетворены другими продуктами требуемого качества.

  1. Как фирма влияем на покупателей?

Фирма часто проводит ярмарки, акции, предлагает большой выбор ассортимента.

  1. Каковы рычаги воздействия поставщиков?

В роли поставщиков для организаций по продаже кондитерских изделий выступают производители этих товаров, то есть заводы. А без заводов, работа в организации по продаже кондитерских изделий может приостановиться. Например, агент может заключить сделку на предоставление определенного объема товара, но завод не справляется с работой, поэтому идут затраты. Можно сделать вывод о том, что поставщики существенно влияют на организации по продаже кондитерских изделий в целом.

  1. Каков уровень конкуренции в отрасли?

Уровень конкуренции достаточно высокий. Существует множество компаний, производящих похожий ассортимент. В зоне расположения прилавков, находится множество точек и ларьков разных производителей.

В этих условиях, ЗАО «Славянка» несомненно, является одним из лидеров кондитерского рынка, с большими производственными мощностями, развитыми сетями и каналами реализации продукции, с широкой гаммой продукции, представленной на рынке.

ЗАО «Славянка» демонстрирует стабильное положение на рынке, действует как лидер, у нее есть ряд преимуществ по сравнению с конкурентами. Отличительной чертой является забота о своих потребителях, а также доступность. Компании необходимо поддерживать постоянное качество своей продукции на уровне российских стандартов, придерживаться разработанных стратегических целей.

Список используемых источников:

  1. Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т. В. Кириченко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 484 с. - ISBN 978-5-394-01996-8 [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com /bookread2.php?book =415005

  2. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 3-е изд. пераб. и дополн. - М.: Проспект, 2014. - 1104с.- ISBN 978-5-392-11235-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.book.ru/book/916383

  3. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы: Учебник / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 512 с. ISBN 978-5-9776-0246-4 [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=260447

  4. Официальный сайт Кондитерской фабрики «Славянка» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.slavjanka.ru/ (дата обращения 12.12.2017)

  5. Портных, В.В. Стратегия бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Портных. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 276 с. - ISBN 978-5-394-01961-6 [Электронный ресурс].-URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430630

Просмотров работы: 1220