МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Суровцева И.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сущность межбюджетных отношений основывается на конституциональном механизме распределения бюджетных прав между органами Правительства Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Наиболее обширной зоной ответственности в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Наиболее ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В Бюджетном кодексе установлен полный перечень бюджетных прав Российской Федерации. В частности, в области бюджетных отношений на федеральном уровне осуществляется установление общих принципов организации и принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации, принимаются законы, основанные на правовых основах функционирования бюджетной системы Российской Федерации. В этом же порядке устанавливается правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, процедура регулирования межбюджетных отношений, определяются основы бюджетного процесса в Российской Федерации, причины и виды ответственности из-за нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации обладают целым рядом полномочий в сфере регулирования государственного и муниципального долга. В плане регулирования межбюджетных отношений они имеют право определять единые принципы и требования предоставления бюджетных кредитов. Помимо этого, они устанавливают порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также реализовывают контроль за их использованием.

Одним из ключевых принципов функционирования бюджетной системы любого государства является принцип сбалансированности бюджета. В Российском законодательстве он определен как соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). Кроме того, Бюджетный кодекс РФ прямо указывает на то, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита (ст. 35 БК РФ). В этих условиях возникает так называемый вертикальный дисбаланс – несоответствие расходных полномочий и доходных источников. С целью устранения вертикального разрыва федеративные государства используют межбюджетные трансферты (гранты). Межбюджетные отношения являются регулируемой системой и объектом управления со стороны государства.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2017-2019 гг. будет сосредоточена на решении следующих задач:

- содействие сбалансированности бюджетов субъектов и местных бюджетов;

- совершенствование эффективности правового регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и повышение эффективности системы делегирования полномочий;

- оптимизация форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов.

Повышение эффективности системы межбюджетных отношений в 2017-2019 гг. будет обеспечено за счет перераспределения в пользу доходов федерального бюджета налога на прибыль с последующим предоставлением эквивалентной суммы бюджетам субъектов через механизм дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Кроме того, за счет дополнительных поступлений федерального бюджета по налогу на прибыль организаций планируется предоставление субъектам грантов за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий.

Формами перераспределения средств между бюджетами являются:

- дотации;

- субсидии;

- субвенции;

- иные межбюджетные трансферты;

- бюджетный кредит.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в ред. №157-ФЗ от 01.07.2017 определены предельные объемы межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 – 2019 гг. (таблица 1).

Таблица 1 – Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2017 – 2019 гг. в млрд. руб.

Показатель

2017 год

Предельные объемы 2018 год

Предельные объемы 2019 год

Межбюджетные трансферты, всего:

1599,7

1558,0

1499,7

в том числе:

 

Дотации:

728,3

754,6

765,7

Субсидии:

414,5

366,2

334,2

Субвенции:

311,5

307,5

308,2

Иные межбюджетные трансферты:

145,4

129,7

91,6

Дотации доминируют в данной структуре, так как их объемы увеличиваются. Таким образом, в Российской Федерации с 2017 по 2019 гг. планируется снижение всех межбюджетных трансфертов на 100 млрд. руб. Из них только дотации увеличиваются на 37,4 млрд. руб., субсидии уменьшатся на 80,3 млрд. руб., субвенции уменьшатся на 3,3 млрд. руб. и иные межбюджетные трансферты также уменьшатся на 53,8 млрд. руб. в период с 2017 г. по 2019 г.

Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности довольно многообразны. Они изменялись в ходе развития российской модификации бюджетного федерализма. В настоящее время опубликовано много трудов, обобщающих рубежи формирования межбюджетных отношений. Оценивая периоды развития межбюджетных отношений с разных позиций, большая часть авторов сходятся в выделении следующих этапов (таблица 2):

Таблица 2 – Характеристика этапов развития межбюджетных отношений в России.

Этапы

Цель

Результат

1 этап. Годы стихийной децентрализации 1991-1993 гг.

1)Создание новой бюджетной системы РФ.

2)Формирование основ межбюджетных отношений.

Принятие законов, которые определяют принципы построения бюджетной системы; межбюджетные отношения формировались стихийно, под воздействием политических и субъективных факторов и вышли за рамки законодательного регулирования.

2 этап. Экспериментальный бюджетный федерализм 1994-1996 гг.

1)Снижение роли государственного регулирования экономики.

Введение единых нормативов отчислений от налогов; расширение налоговых прав для региональных и местных органов власти; образование в федеральном бюджете Фонда финансовой поддержки регионов.

3этап. Период углубления кризиса межбюджетных отношений 1997 — 1998 гг.

1)Преодоление кризиса межбюджетных отношений.

Принятие законов, способствующих реформированию местных финансов; изменение механизмов межбюджетного регулирования.

4 этап. Реформа становления межбюджетных отношений 1999–2000 гг.

1)Расширение налоговых полномочий.

Осуществление перехода к новой методике распределения трансфертов; изменение системы перераспределения налогов.

5 этап. Развитие бюджетного федерализма 2001 — 2005 гг.

1)Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. 2)Разграничение налоговых полномочий, доходных источников и расходных полномочий

Дальнейшее совершенствование системы финансовой помощи бюджетам других уровней; законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств.

6 этап. Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами 2006 г. и далее

1)Повышение эффективности межбюджетных отношений

Упорядочение бюджетного устройства в РФ; повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами.

Основным направлением в преодолении отмеченных тенденций является нормативное регулирование налоговых отчислений от того или иного налога и оказание финансовой помощи из фондов, определенных в федеральном бюджете.

Так, по результатам обзора практики регулирования межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, проведенного центром фискальной политики, большинство регионов в 2016 г. не использовали механизм закрепления единых нормативов отчислений от налогов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает предположение о совокупности элементов межбюджетных отношений как отдельной самостоятельной системы, поскольку межбюджетные отношения обладают свойством динамичности, т. е. способности перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Как показали результаты анализа, каждому этапу развития межбюджетных отношений свойственны свои цели и задачи, особенности государственного регулирования, в том числе через принятие нормативной базы.

Список источников:

1) «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения – 15.12.2017 г.)

2) Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с изменениями и дополнениями). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения – 15.12.2017 г.)

3) Суглубов А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г. – 263 с.

Просмотров работы: 727