НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Журавлева А.В. 1
1Финансовый Университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день одной из основных задач государственной налоговой политики является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изменения начали действовать в 2019г. Несмотря на сложные экономические условия в России, данные Федеральной налоговой службы свидетельствуют о положительных результатах ее работы.

Как следует из данных таблицы 1, общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 г. по отношению к 2016 г. составила 119 %. При этом первое место по доле налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых – 23%, на втором – НДС – 20%, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций (19%) и налог на доходы физических лиц (18%).

Таблица 1

Динамика структуры и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 – 2017 гг.

Налоги

1.10.2016 г.

1.10.2017 г.

2017 г. в % к 2016 г.

млрд руб.

%

млрд руб.

%

НДПИ

2, 094

20

2, 934

23

140

НДС

2, 124

20

2, 451

20

115

Налог на прибыль организаций

2, 047

19

2, 437

19

119

Налог на доходы физических лиц

2, 124

20

2, 289

18

108

Акцизы

0, 955

9

1,136

9

119

Налоги на имущество

0, 559

5

0, 630

5

113

Всего

10, 503

100

12, 498

100

119

Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступлений налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением номинальных доходов населения.

Стоит заметить, что важное влияние оказала фиксация действующих налоговых условий для бизнеса в течение 4-х лет, начиная с 2014 года. На период с 2011 по 2015 гг. произошло снижение налоговой нагрузки на экономику с 34,5% до 30,17% (таблица 2).

Однако, продолжается тенденция зависимости объема налоговых доходов бюджета от нефтегазового сектора. До 1/3 части доходов консолидируемого бюджета РФ формируется за счет доходов от добычи и экспорта углеводородного сырья.

Отмечается снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 4,06% до 3,22% за счет снижения налоговой базы, что связано с кризисом 2008-2010 гг., в том числе снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%.

Таблица 2

Структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2011-2015 гг. в % к ВВП

Виды налоговых доходов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Налоговые доходы и платежи, в том числе:

34,5

32,49

31,8

31,9

30,17

Страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование

6,3

6,13

6,61

6,46

6,98

Налог на добавленную стоимость

5,81

5,3

4,98

5,06

5,24

Таможенные пошлины

8,25

7,62

7

7,09

4,16

Налог на добычу полезных ископаемых

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Налог на доходы физических лиц

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на прибыль организаций

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Акцизы

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Прочие налоги и сборы

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

Из общей суммы доходов - доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

Таким образом, можно сделать вывод об изменении налоговой политики в отношении общей налоговой нагрузки и по отдельным налогам.

С 2015 г. началось сокращение объема налоговых поступлений (включая таможенные пошлины) в федеральный бюджет, их величина опустилась до отметки 14,7% ВВП против 17,2% ВВП в 2014 г. (таблица 3). В 2016 г., согласно предварительным оценкам Минфина России, планируется дальнейшее сокращение объема налоговых доходов до 13,5% ВВП. В дальнейшем согласно основным направлениям бюджетной политики на 2017–2019 гг. запланирована стабилизация объема налоговых поступлений на уровне 13,8–14% ВВП.

Основным фактором снижения налоговых доходов в последние годы является сокращение поступлений от экспортных пошлин. Доходы от экспортных пошлин снизились с 6,1% ВВП в 2014 г. до 3,4–2,4% в 2015–2016 гг. В 2017–2019 гг. ожидается дальнейшее снижение объема доходов от экспортных пошлин до 2,1–1,9% ВВП.

Таблица 3

Поступления основных налоговых доходов и таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2014-2019 гг., % ВВП и доля в общей сумме

Вид дохода

%%ВВП

в % к итогу

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2014

2015

2016

2017

2018

2019

факт

оценка

план

факт

оценка

план

Налоговые доходы и таможенные пошлины, всего

17,2

14,7

13,5

14

13,8

13,8

100

100

100

100

100

100

1. НДПИ

3,7

3,9

3,4

3,8

3,7

3,6

21,4

26,6

25,4

27,4

26,4

25,8

2. Экспортные пошлины

6,1

3,4

2,4

2,1

1,9

1,9

35,5

23,4

17,8

14,7

14,1

13,9

3. НДС, всего

5

5,2

5,5

5,6

5,8

5,9

29,4

35,6

40,5

40,4

41,9

43

3.1. НДС (внутренний)

2,8

3

3,2

3,3

3,5

3,6

16,3

20,6

23,5

23,9

25,3

26,3

3.2. НДС (импорт)

2,2

2,2

2,3

2,3

2,3

2,3

13,1

15

17

16,5

16,6

16,8

4. Налог на прибыль

0,5

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

3,1

4,1

4,1

5

5

5,1

5. Импортные пошлины

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

4,9

4,8

4,8

4,3

4,2

4,2

6. Акцизы на импорт

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

7. Акцизы (внутренние)

0,7

0,7

0,8

0,9

0,9

0,9

3,9

4,4

5,6

6,7

6,8

6,4

В том числе:

                       

7.2. Акцизы на алкогольную продукцию

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,6

0,6

0,9

0,7

0,7

0,6

7.3. Акцизы на табачную продукцию

0,4

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

2,3

3,2

4,1

4,2

4,2

4

8. Прочие налоговые доходы

0,2

0,1

0,2

0,1

0,2

0,1

1,3

0,6

1,2

1

1,1

1

При этом рост поступлений НДПИ в результате повышения ставки по НДПИ на добычу нефти оказался сравнительно небольшим: увеличение с 3,7% ВВП в 2014 г. до 3,9% ВВП в 2015 г., с ожидаемым падением в 2016 г. до отметки в 3,4% ВВП (основной фактор – падение цен на нефть). В среднесрочной перспективе в 2018–2019 гг. запланирована стабилизация поступлений по НДПИ на уровне 3,7–3,8% ВВП. Также можно отметить прогнозируемый рост поступлений по НДС с 5,5% ВВП в 2016 г. до 5,9% ВВП в 2017–2019 гг. за счет увеличения доходов от «внутреннего» НДС, что свидетельствует о росте, прежде всего, внутреннего потребления. При том, что поступления от НДС обеспечивают около 40% общей суммы налоговых доходов федерального бюджета, рост объема НДС в федеральном бюджете в соответствии с бюджетными проектировками должен оказать определенное стабилизирующее влияние в условиях сохранения нефтегазовых доходов на низком уровне и даже их дальнейшего снижения к 2019 г.

Таким образом, можно отметить, что налоговая нагрузка в Российской Федерации оценивается как средняя для экономически развитого государства. В то же время, с точки зрения осуществления экономического роста, данные показатели налоговой нагрузки достаточно высоки, что может являться сдерживающим фактором для развития экономики страны.

Основные направления налоговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов включают в себя принцип неповышения налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. В течение периода с 2017 по 2018 гг. сокращение структурного дефицита федерального бюджета устранит предпосылки для повышения налоговой нагрузки. Кроме того, немаловажным приоритетом в сфере социально-экономического развития является снижение теневого сектора экономики и повышение уровня налогового администрирования.

С 2017 года в ведении Минфина России находятся налоговые администраторы, обеспечивающие сбор 90% доходов бюджетной системы. Основная задача - создание такой системы администрирования, которая была бы основана на единой методологической и информационной основе. Это обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса.

Оптимизация учета и контроля налоговых льгот поспособствует увеличению прозрачности налоговой политики. Основной задачей является внедрение концепции налоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых расходов и оценки их эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

Проведенный анализ основных тенденций изменения налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о недостаточной реализации, регулирующей и социальной функций налогов. Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федеральным законодательством. Необходимо установить приоритетные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной политики. Кроме того, планируется принять ряд мер, которые позволят усилить контроль за недобросовестными налогоплательщиками. Это позволит усилить влияние налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)

  2. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с.

  3. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. –URL: https://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)

  4. Росстат [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/

  5. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)

  6. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. – URL: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения 19.12.2017 г.)

Просмотров работы: 788