РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012-2017 ГГ. ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012-2017 ГГ. )

Ситкина О.А. 1
1Орловский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Орел, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении многих лет туризм в России не рассматривался как важный аспект экономической политики. Сейчас он приобретает все более и более важное значение. Множество людей ежегодно покидают свое обыденное место жительства с целью оздоровления в местах, специально для этого предназначенных; познания культур других народов; отдыха на морских побережьях. Помимо того, туризм включает в себя образовательные, профессионально-деловые поездки, путешествия как внутри страны, так и за ее пределами.

Таким образом, туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте [1].

С каждым годом повышается социально-экономическая и политическая значимость туризма как одной из важнейших сфер мирового хозяйства. Развитие туризма играет огромную роль как во внутренней экономической политике, так и на мировом уровне, внося огромный вклад в отношения между государствами. Хорошо развитый туризм приносит стране большой доход, является одним из источников финансирования государственного бюджета и одним из компонентов формирования внутреннего валового продукта (ВВП) (рис.1) [2].

Рис. 1. Валовая добавленная стоимость туристской индустрии c 2012 по 2015 гг.

Туризм так же имеет важный культурный аспект. Путешествуя по разным странам, человек познает традиции и нравы местных жителей, становится более образованным и толерантным, что способствует развитию межкультурных коммуникаций.

Россия, имеющая огромнейшие территории, расположенная в 4 климатических поясах, омываемая 13-ю морями, имеет гигантский потенциал в развитии въездного и внутреннего туризма.

Однако люди по-прежнему предпочитают отдых за границей. В этом и заключается не теряющая актуальность проблема: почему граждане РФ, имея в своей стране множество достопримечательностей, культурных ценностей, памятников истории, прибрежных туристических городов, горнолыжных курортов все же отправляются отдыхать за границу, вывозя деньги из страны.

Выездной туризм стал частью жизни большинства граждан России. Каждый человек мечтает побывать на курорте другой страны, но не все грезят путешествиями по собственной. Рассмотрим статистику выезда и въезда граждан с 2012 по 2017 гг. (рис. 2) [2].

Динамика въездного туризма довольно нестабильна. Стоит отметить, что колебания с 2012 по 2014 гг. незначительны, однако, с 2014 г. имеет место стабильное увеличение потока. В 2015 г. показатели выросли на 13,7% по сравнению с 2014 г., в 2016 г. – на 11,2% по отношению к 2015 г. Что же касается 2017 г., то показатели выросли на 16,8% по сравнению с первым полугодием 2016 г. Четко наблюдается положительная динамика, что не может не радовать. За 4 года, не включая еще неизвестные полные данные 2017 г., количество поездок в нашу страну увеличилось с 2570,5 тыс. до 3267 тыс. и продолжает увеличиваться.

Рис. 2. Динамика выездного и въездного потока с целью туризма в период с 2012 по 2017 г.г. (тыс. поездок.)

В 2014 г. произошло присоединение полуострова Крым к России. Ослабление позиции рубля, напряженность в политических отношениях с Европой и США, падение цен на нефть сыграли свою роль, так как многие европейцы отказались от посещения России. С другой стороны, это повлияло на увеличение туристических поездок из азиатских стран.

Однако, несмотря на положительную тенденцию к увеличению въездного туризма, он по-прежнему является «бледной тенью» туризма выездного, хотя и в этой сфере происходят благоприятные изменения.

Начиная с 2013 г., количество поездок за границу стабильно уменьшается, и уже в 2014 г. показатели снизились на 3,72% по отношению к предыдущему году. Имея большое количество курортных городов и издавна являясь излюбленным местом отдыха россиян, Крым имеет не только политическое, но и экономическое значение, ведь теперь люди будут меньше вывозить и больше ввозить деньги.

На протяжении долгого времени излюбленными местам для отдыха россиян были Египет и Турция. Их показатели стабильно росли вплоть до 2014 г. (рис. 3). Из-за большого количества отелей на берегах Красного и Средиземного морей и приемлемых цен эти страны пользовались огромным спросом, но из-за накаляющейся политической обстановки и угрозы терроризма постепенно стали терять свои лидирующие места.

В ноябре 2015 г. был издан указ о прекращении отношений в сфере туризма с обеими странами, в результате чего произошел резкий скачок в сторону уменьшения показателей выездного туризма. На этот фактор повлияла и серия терактов в Париже в том же месяце. В общем, показатели выездного туризма снизились на 31,3% по сравнению с 2014 г.

Рис. 3. Статистика поездок в Турцию и Египет за 2012 – 2017 гг.

В 2016 г. поездки в Турцию были возобновлены, в 2017 г. показатели уже достигли уровня I полугодия 2015 г. Такой наплыв туристов был предсказуем, граждане РФ ждали открытия границ и возобновления туризма.

Продолжает развиваться и внутренний туризм, являющийся одним из преимущественных направлений в политике в этой сфере.

Обратимся к таблице 1, в которой представлены наиболее посещаемые места в РФ за 2016 г.

Таблица 1

Посещаемые места

Количество посетителей, млн. чел.

Москва

12,95

Санкт-Петербург

4,1

Крым

5,6

Сочи

6,5

Наиболее посещаемым городом является Москва из-за богатства достопримечательностей и широкого развития туристической инфраструктуры.

На втором месте оказывается курортный город Сочи. Он набирает популярность в связи с построенными к олимпиаде объектами, такими как горнолыжные курорты «Роза хутор», «Горки город» и «Альпика сервис», множества новых гостиниц. Огромное влияние оказало проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр.

На третьем месте Крым, а, в особенности, город федерального значения Севастополь. Имея множество гостиниц разного качества на любой вкус, он быстро набирает обороты вплане привлечения отдыхающих.

Немалое значение имеет и Санкт-Петербург с его невероятным количеством культурных достопримечательностей. Ежегодно тысячи выпускников съезжаются в Петербург на праздник «Алые паруса».

Также развивается и горнолыжный бизнес (рис.4) [6]. За 2016-2017 гг. наименьшее количество посетителей было в «Свияжких холмах» – более 200 тыс. чел., а максимальное в Шеренгеше – 1 млн. чел.

Главными факторами, сдерживающими развитие туристического рынка России, по-прежнему остаются в большинстве своем низкое качество обслуживания и рейтинги гостиниц при достаточно высоких и несоразмерных качеству ценах, низкая развитость в преобладающем числе городов специализированной инфраструктуры, низкое субсидирование сферы туризма [4].

Что предпочтут российские и иностранные туристы в 2018 г. еще не известно, так как на это влияет не только экономический фактор, но и политический. Цены для потребителей важны и люди всегда предпочитают наиболее благоприятный вариант соотношения цена-качество, но многое зависит и от политической ситуации в стране и в мире.

Рис. 4 Рейтинг горнолыжных курортов России за 2016-2017 г.г.

Именно поэтому показатели внутреннего и внешнего туризма зависят от проводимых в этой сфере реформ, контроля со стороны государства. Таким образом, стоит отметить наиболее значимые направления и меры развития туризма как одного из факторов развития экономики России в целом:

  • Развитие инфраструктуры. К этому относится увеличение финансирования уже имеющихся гостиниц и курортов, поддержание малого бизнеса в сфере туризма, строительство новых объектов и т.д.

  • Повышение доступности – улучшение средств связи, скидки на дорожные расходы, пакеты услуг и т.д.

  • Диверсификация туристических предложений – развитие новых туристических маршрутов и видов туризма.

  • Повышение качества туристического сервиса. К этому относится введение на курортах систем питания ALL и ULTRA ALL, повышение качества обслуживания, установление четкого соотношения цена – качество и т.д.

  • Снижение цен до разумных приделов.

  • Повышение информированности туристов с помощью социальных сетей, СМИ [5].

Список литературы.

  1. Квартальнов В.А. Туризм Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.

  2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.12.2017).

  3. Статистика въезда-выезда с целью туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/statistics/ (дата обращения: 01.12.2017).

  4. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turstat.com/ (дата обращения: 01.12.2017).

  5. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году. – М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015. – 220 с.

  6. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru / (дата обращения: 01.12.2017).

Просмотров работы: 449