ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Симонов С.В. 1, Гринева Ю.В. 1, Ванюшкина В.П. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионное обеспечение является сферой жизненных интересов всех население нашей страны и имеет ряд организационных, финансовых и других особенности. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Объединяющим началом всех стран является «трехуровневая» система, включающая государство, негосударственные и частные пенсионные фонды и основные институты. Подобная схема принята в большинстве развитых стран.

Пенсионные накопления – это средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете гражданина в ПФР, или негосударственном пенсионном фонде – НПФ (в случае если гражданин перевел свои пенсионные накопления туда)[2].

В отличии страховой части, пенсионные накопления не виртуальные деньги, учтенные на лицевом счете, а очень даже себе «живые» деньги, вложенные в ценные бумаги и прочие финансовые инструменты. Эти «живые» деньги копятся на лицевом счету застрахованного лица в течение всей его трудовой деятельности,27 дожидаясь выхода их владельца на пенсию, когда он сможет их получить. В случае смерти гражданина, данные накопления могут быть унаследованы правопреемниками – близкими родственниками.

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование пенсионных. Также, по выбору самого гражданина, 22% могут идти на формирование страховой пенсии.

Пенсионные накопления формируются у граждан 1966 года рождения и старше пенсионные накопления формируются только за счет добровольных взносов, а также посредством направления средств материнского капитала на пенсию[8].

Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, которым в период с 2002 по 2004 год включительно были выплачены страховые взносы в накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве[8].

Если гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года, за ним сохранялось право выбора собственного пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений. Таким образом, гражданин мог выбрать либо формирование пенсионного страхования, либо формирование страховой и накопительной пенсии одновременно.

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся. В настоящее право выбора пенсионного обеспечение гражданами сохраняется у лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование[8].

Способы управления пенсионными накоплениями

Уплаченные за застрахованных лиц взносы в зависимости от способа

формирования пенсии могут накапливаться на индивидуальном счете, становясь пенсионными накоплениями. Эти взносы могут быть перечисленных как страхователем (работодателем), так и самостоятельно гражданином в рамках Программы государственного софинансирования. В любом случае накопления необходимо передать в управление. Сделать это можно выбрав страховщика[8]:

  • ПФР — государственный Пенсионный фонд России;

  • НПФ — негосударственный пенсионный фонд.

При выборе ПФР также важно определиться, какой управляющей компании (УК) можно доверить:

  • УК, с которой у ПФР заключен договор доверительного управления;

  • ГУК (государственная УК) — Внешэкономбанк.

Если гражданин остановил свой выбор на управляющей компании, в том числе и государственной, то назначение и выплата будет осуществляться Пенсионным фондом России. Если выбор был сделан в пользу НПФ — соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Сделать выбор в пользу формирования накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде — это, по сути, отказаться от услуг ПФР. Распоряжаться (инвестировать) накоплениями самостоятельно негосударственный фонд не может, поэтому он без ведома гражданина выбирает частную управляющую компанию. Другими словами, при доверии пенсионных накоплений в НПФ застрахованное лицо не вправе выбирать УК, которая будет управлять его средствами.

Чтобы перевести свои накопления из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, нужно:

  • заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании;

  • обратиться в ПФР с заявлением о формировании накопительной пенсии в выбранном НПФ.

Также застрахованное лицо имеет право перейти из одного56 негосударственного пенсионного фонда в другой, сделать это можно один раз в год. Однако рекомендуется менять пенсионный фонд не ранее, чем один раз в пять лет, чтобы не потерять инвестиционные средства.

Помимо НПФ гражданин может формировать свои накопления в частной или государственной управляющей компании (ГУК):

  • частная УК выбирается из числа компаний, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры доверительного управления в30 зависимости от итогов конкурса Минфина РФ;

  • гражданин может выбрать и ГУК — Внешэкономбанк, а также инвестиционный портфель, в соответствии с которым будут инвестироваться пенсионные средства.

Также в ГУК поступают ранее сформированные накопления «молчунов», т.е. граждане, которые не предпринимали никаких действий по выбору УК или НПФ.

Любой из этих компаний застрахованное лицо может доверить формирование своей будущей пенсии. В отличие от негосударственного пенсионного фонда ПФР дает гражданам право выбирать, какой УК доверить свои накопления и по какой схеме будут инвестироваться его пенсионные средства.

Согласно статье 18 Федерального закона No 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в25 РФ» ПФР передает управляющей компании средства пенсионных накоплений в доверительное управление. В свою очередь УК обязуется управлять активами инвестора на фондовом рынке. Между ПФР и УК заключается договор в письменной форме, который содержит индикатор финансового рынка. Данный индикатор применяется для определения ффективности управления накоплениями и утверждается в соответствии с методикой Банка России. Срок договора должен составлять не более 15 лет.

В соответствии с договором доверительного управления УК от своего имени заключает сделки на рынке ценных бумаг. Данные сделки должны быть проведены в интересах клиента. От этого зависит вознаграждение компании, которое представляет собой часть прибыли или процент от стоимости активов.

Таким образом, доверительное управление является услугой по управлению денежными средствами и ценными бумагами, которую предлагает управляющая компания.

Что касается зарубежных пенсионных систем, в различных странах мира могут быть использованы совершенно разные модели. Они могут включать в себя и социальное обеспечение, страхование (чаще в обязательном порядке), личные пенсионные накопления. Редко в какой стране можно встретить одноэлементную модель, чаще всего используют комбинацию накопительных или распределительных систем начисления пенсий населению. Рассматривать стоит пенсионные системы наиболее развитых стран – ведь на опыте именно таких государств РФ основывает свою политику в области управления пенсионными отчислениями. Необходимость рассмотрения опыта формирования систем пенсионного обеспечения в развивающихся странах обусловлена тем, что данные страны более близки по развитию с РФ, в отличие от высокоразвитых стран, и проблемы, возникающие при реформировании пенсионных систем в этих странах, в чем-то схожи с существующими в РФ.

И. Хирои приводит такую классификацию современных систем пенсионного страхования стран Азии: страны, по уровню экономического развития сопоставимые с ведущими западными. Они уже достигли или в ближайшее время достигнут всеобщего охвата населения пенсионным обеспечением. Однако с недавних пор эта группа азиатских государств столкнулась с проблемой старения населения и упрощения систем социального обеспечения (Сингапур, Южная Корея, Тайвань).

В странах, относящимся к высокой стадии индустриализации и стремящимся к достижению всеобщего охвата населения социальным обеспечением, наблюдаются различные уровни предоставления услуг пенсионного обеспечения, а большая часть населения (фермеры, работники частного сектора, вольнонаемные рабочие) вообще не охвачена социальным обеспечением (Индонезия, Таи – ланд, Филиппины, Малайзия)[10].

В странах, относящимся к начальной стадии индустриализации, социальное обеспечение предоставляется ограниченному кругу лиц (военнослужащие, государственные чиновники). К ним относятся Камбоджа, Мьянма, Лаос, Вьетнам. И далее следуют страны, которые из-за большой численности населения невозможно отнести ни к одной из трех групп (Индия, Китай).

Рассматривая системы пенсионного обеспечения в различных странах Азии, можно выделить два подхода. Первый – это Центральные резервные фонды (ЦРФ) в Сингапуре и Малайзии (и в некоторой степени в Таиланде) и Обязательный резервный фонд в САР Гонконг, созданный в 2000 г. (это подход на основе установленного размера взносов). Второй подход – это системы с установленным размером пособий для работников частного сектора и государственных служащих (представлен в Индии, Корее, Таиланде, на Филиппинах).

Охват программами с установленным размером пенсионных пособий составляет от очень низкого до 30% (Индия, Таиланд) и почти всеобщего (Корея). Так, коэффициенты замещения (отношение размера средних пенсионных пособий к заработной плате) в таких системах составляют от 30% в Таиланде до 50–60% в Корее и на Филиппинах[10].

В связи с тем, что большинство таких пенсионных систем носит распределительный характер и соответственно финансирование пенсий происходит за счет текущих взносов, недостатком такой системы является возможность и высокая вероятность повышения ставок взносов работников в случае возникновения финансового дефицита. Также при повышении КПИ (коэффициент престарелых иждивенцев – отношение пожилых людей к населению трудоспособного возраста) данные системы, по-видимому, будут подвержены таким же финансовым трудностям, как и системы в развитых странах.

Далее мы предлагаем рассмотреть отдельно пенсионные системы некоторых стран, которые являются одними из лучших в мире и необычными по своему строению.

Пенсионная система Великобритании – одна из самых старых в мире и наиболее сложная по организации[3]. В настоящее время британским пенсионерам выплачивают как базовую пенсию(государственную) , так и трудовую пенсию от национальной системы страхования. Пенсия зависит от стажа и заработка гражданина.

Базовую государственную пенсию получают мужчины в возрасте 65 лет и женщины старше 60 лет. Ее уровень ограничен и индексируется в соответствии с инфляцией. Государство выплачивает пенсию в размере 20% от средней заработной платы работника. Трудовая пенсия формируется за счет взносов работника, пополам с работодателем. Она зависит от размера выплат и составляет более 20% от дохода.

Во Франции действует распределительная пенсионная система. За счёт взносов активного населения происходит формирование доходов, из которых выплачиваются пенсии неработающим гражданам. Как правило, пенсионер во Франции получает пенсию аж из трёх касс, а в некоторых случаях их число растёт до 5 (если в течение своей жизни человек имел многопрофильную карьеру). Государство контролирует порядок начисления и выплат пенсии, а представители профсоюзов или ассоциаций работников и работодателей сотрудничают на основе социального партнёрства. Если лицо во Франции не работает официально, у него свободная профессия, он является ремесленником или предпринимателем, то должен уплачивать самостоятельно в пенсионный фонд страны отчисления в размере 16,35% от своего заработка. Официально устроенные у работодателя граждане Франции уплачивают приблизительно такую же величину взносов, но половину из этой суммы перечисляет сам работодатель[9].

Размер пенсии во Франции равен 50% от среднего заработка, который рассчитывается за последние 11 лет трудовой деятельности. В данной стране также установлены минимальные и максимальные размеры пенсий – 6 тыс. евро в год нижний порог, и 12 тыс. евро в год – верхний. Возраст, когда гражданин Франции выходит на пенсию, составляет 60 лет, но если к этому моменту лоции работало менее 41 года, то он будет получать пенсию не в полном размере, а за меньше на 1,25%, либо ему следует отработать до 65 лет. При достижении французами 65 лет уже не имеет значения, сколько лет он работал – пенсия будет перечисляться в полном объёме. Не смотря на такую вроде бы правильно выстроенную пенсионную систему в стране, во Франции существует дефицит пенсионной системы, с которой государственные органы собираются бороться при помощи новых реформ.

Следующей страной, которую мы решили затронуть, является Германия. Ее пенсионная система основана на принципе солидарности поколений. Она означает, что работающие граждане оплачивают содержание нынешним пенсионерам в Государственный фонд, затем из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов человек платит сейчас, тем больше пенсионных прав он получит потом[10].

В среднем гражданин Германии вносит в Пенсионный фонд около 20% ежемесячной заработной платы, выплачивая пополам с работодателем. Во время службы в армии или декретного отпуска у женщин, взносы платит государство. Пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных факторов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода (в Германии он составляет 67 лет), стажа работы, заработной платы.

Помимо государственной пенсии, выплачивается промышленная пенсия с предприятия. Кроме того, многие работники участвуют в частных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

В Швеции пенсия включает себя три части[9]:

  • условно-накопительную (формируется за счёт взносов работников – 16% от заработка);

  • накопительную (зависит от заработка человека, перечисляются на счёт, являются реальными активами, подлежащие инвестированию в НПФ или управляющие компании);

  • гарантированную (тот обязательный минимум, который гражданин пенсионного возраста обязательно будет получать).

В итоге человек в Швеции может получить несколько пенсионных выплат, и в соотношении к его заработной плате сумма будет составлять порядка 70%.

Эквадор - государство на северо-западе Южной Америки. Как видим, страна совсем небольшая, однако согласно рейтингу сайте «Международная жизнь», Эквадор является лучшим место для жизни после ухода на пенсию в 2013 году. Эта страна привлекает пенсионеров низкой стоимостью жизни, благоприятным климатом и доступным здравоохранением. 40% пенсионных выплат в Эквадоре предоставляются государством в лице Института социального страхования (IESS). В настоящее время в Эквадоре существует 4 варианта выхода на пенсию для тех, кто рассчитывает получать ежемесячную пенсию:

• без возрастного ограничения (480 ежемесячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы);

• 60 лет (360 ежемесячных выплат или более 30 лет работы);

• 65 лет (180 ежемесячных выплат или более 15 лет опыта работы);

• 70 лет (120 ежемесячных выплат или более 10 лет работы).

Пенсионный возраст в Эквадоре, по состоянию на май 2013 года, составляет 60 лет. В данной стране действует масштабная дисконтная программа для лиц старше 65 лет. Пенсионерам снизили налоги, предоставили скидки около 50% на государственный и частный транспорт внутри страны, билеты на культурные и спортивные мероприятия, оплата электроэнергии и воды.

Следующая страна, которую мы рассмотрим, будет Япония. Ее пенсионная система состоит из двух уровней. Первый уровень - базовая пенсия, которая предоставляется всем жителям независимо от их уровня дохода, национальности и профессии. Базовые пенсии разделяются на пенсию по возрасту, по инвалидности и потери кормильца. Второй уровень - государственная и трудовая пенсии, которую получают работники в дополнение к основной. Пенсионный возраст в Японии составляет 65 лет. Если граждане продолжают трудовую деятельность, размер из пенсии ежегодно увеличивается.

Интересная пенсионная система в Китае. Раньше пенсию в этой стране могли получать только чиновники и служащие государственных компаний. Других граждан обязаны были содержать их дети – но обязаны они в силу моральных принципов, а не законов государства[9]. С 2009 г. в стране был проведён ряд реформ, и пенсией стали обеспечены более 55% сельского населения Китая. В КНР пенсия зависит от многих факторов: проживает человек в сельской местности либо в городе, кто является его работодателем (государство или частник). Таким образом, государственная пенсия равна 20% от среднего заработка китайца в регионе; в сельской местности пенсия составляет 10% от дохода в месяц крестьянина; работающие в частных организациях китайцы обязаны направлять в пенсионный фонд 8% от заработка сотрудника, а ещё 3% добавляет работодатель. Пенсионный возраст в Китае равен 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Таким образом, рассмотрев данную тему, можно убедиться в том, что она весьма актуальна, т.к. пенсионные накопления в Российской Федерации являются крупной и значимой системой повышения пенсии. С созданием Пенсионных накоплений в России пенсионное обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений.

Также, в данной статье мы рассмотрели пенсионные системы других стран и может сказать, что все они существенно отличаются друг от друга. Во всех странах существуют свои варианты выхода на пенсию, выплаты пенсионных пособий пенсионерам, разные уровни, на которые она делится сама пенсионная система. Например, как было сказано выше, в Японии существует двухуровневая пенсионная система, в Эквадоре государство приводит 4 варианта выхода на пенсию, в Германии работающие граждане «обеспечивают пенсионеров» через государственный фонд. Однако, мы может заметить и сходства всех пенсионных систем, в том числе и с Россией. Оно заключается в том, что практически во всех этих странах, пенсионный возраст в среднем составляет 60-65 лет.

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения мы считаем необходимым внести изменения в нормативно-правовые аспекты по индивидуальному учету застрахованных лиц. Данная система должна соответствовать требованиям, связанным с внедрением системы условно накопительных счетов и накопительных элементов финансирования пенсий.

Далее, требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.

Также, мы считаем, что будет целесообразно осуществить централизацию функций учета обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной пенсионной системы и профессиональной пенсионной системы в рамках ПФР.

Необходимо, также, более четко определить правовой статус ПФР, который позволил бы ему более четко выполнять функции страхования, сбора страховых взносов, назначения и выплаты пенсий. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом.

В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольного пенсионного накопления через налоговые льготы и повышение действующих гарантий сохранности накоплений.

Список использованной литературы:

  1. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2016. - 192 c.

  2. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.: СПб: Питер, 2016. - 224 c.

  3. Комаровская, С. Д. Social Welfare in Britain / Социальное обеспечение в Великобритании / С.Д. Комаровская. - М.: КДУ, 2015. - 190 c.

  4. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2011. - 144 c.

  5. Куценко В.В., Ровбель СВ. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, перспективы. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2011. - С.28.

  6. Роик, В. Д. Пенсионная система России. Вызовы XXI века и пути модернизации / В.Д. Роик. - М.: Питер, 2012. - 256 c.

  7. Соловьёв А. К. Проблемы развития пенсионной системы России и пути их решения // Финансы. 2012. №12.

  8. Пенсионные накопления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/chto_nuzh_pens_nak/ (дата обращения: 21.10.2017)

  9. Пенсионные системы в зарубежных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sfc-am.ru/publication/library/pensionnie_sistemi_razlichnih_stran.html (дата обращения: 21.10.2017)

  10. Хижный, Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы / Э. Хижный. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - 272 c.

Просмотров работы: 240