ШКОЛА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ШКОЛА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сотникова К.Е. 1
1Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова в г.Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность нашей темы заключается в том, что именно со школы начинается особенная роль человека в обществе, так как именно с этого времени ребенок принимает роль субъекта учебной деятельности. Школа – это начало начал. Она, как никто и ничто другое, превращает человека в личность. Именно там мы начинаем раскрываться, делать первую достойную заявку о себе миру.

Школа – специфическая социальная организация, поскольку:

- результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;

- она общественно подотчетна, обязательна для учащихся, и следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Социализация личности – процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.

Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации [1].

Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович Мудрик, доктор педагогических наук, выделяет два основных направления:

социально-психологическое – несознательное осваивание ребенком норм социального поведения, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком.

социально-педагогическое – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В. Мудриком:

- психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как: импринтинг (запечатление) – закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов; экзистенциальный нажим – процесс усвоения языка и социально значимых норм поведения, происходящий на неосознанном уровне; подражание – неосознанное копирование человеком поведения (моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей; идентификация (отождествление) – уподобление человека другому индивиду, группе или выдуманном персонажу; рефлексия – анализ своих эмоций, чувств, поведения, состояний и способностей;

- социально-педагогические механизмы социализации, включающие в себя: традиционный механизм социализации, представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения; институциональные механизмы социализации, функционирующие в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями; стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры; межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами [3].

Таким образом, за время нахождения в школе, в процессе учебной деятельности ученики не только получают базовые знания, но и усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности [2].

Список использованной литературы:

  1. Бронфенбрееннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976. – 168 с.

  2. Роль школы в социализации ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.https://fulledu.ru/ .html

  3. Школа как фактор социализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.com/

Просмотров работы: 172