СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кабардаева Д.А. 1
1Технический институт (филиал) СВФУ им. М. К. Аммосова в городе Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В младшем школьном возрасте происходит много изменений, в том числе и психофизические, которые тесно связаны с поступлением ребенка в школу. В новой среде, т.е. в школе, меняется основной вид деятельности, социальное окружение, отношение ребенка к миру взрослых и самому себе.

В.А.Ситаров в своем учебном пособии «Дидактика» отметил следующее: «Младший школьный возраст - значительный этап в жизни ребёнка, связанный с существенной перестройкой всей логики психологического развития, с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с обретением первой социально значимой роли - статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом».

Социально-психологические исследования показывают, что именно младший школьный возраст является чувствительным для процесса социализации. Одним из решающих факторов социализации, при поступлении ребёнка в школу, становится освоение учебной деятельности, выработка обязательных школьных умений и навыков,развивающиеся в школе межличностные отношения. На основе этого формируется социальная и эмоциональная жизнь ребёнка, а также развивается его представление как о самом себе, так и о том, что думают о нём другие [6, c.85]

В настоящее время современные дети уделяют мало времени на социальную активную позицию и редко участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций, и можно сделать вывод, что дети «лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества» [5,с.5], с которым я полностью согласна. Именно поэтому организация воспитательного процесса в современной школе должна быть направлена на «формирование осознанной системы представлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях» [5,с.5].

В своей литературе Л.И.Божович пишет: «младший школьный возраст является периодом рождения социального «Я» ребенка, где ключевым моментом становится развитие социальной позиции школьника с ведущей учебной деятельностью».В младшем школьном возрасте у детей возрастает интерес к социальной тематике, что очень важно учитывать при построении программы социализации [1, c.98].

В своих исследованиях Н.Ф. Голованова отметила, что учащиеся начальной школы интересуются широким кругом социальных тем: война и мир, дружба и любовь, ненависть, конфликты и насилие, конформность и свое «Я», планирование жизненных целей и поиск смысла жизни, политика, экономика, болезни и горе, религия, творчество, различный жизненный опыт людей, социальные роли, права и обязанности членов общества, значимость членов семьи и многие другие.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть ограничено или сведено к какому-то одному виду учебной деятельности, но должно пронизывать и охватывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельности. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе [2, c.145].

Для социализации младших школьников в современной школе нужно обязательно обеспечить реализацию педагогического сопровождения, т.е. помогать детям на протяжении всего обучения, с помощью которого они будут проходить путь социализации, вовлекать школьников в совместные виды деятельности, а также работать с ними индивидуально. В процессе обучения в начальной школе можно использовать большое разнообразие методов и приемов, которые обеспечивают социализацию младших школьников.

Одним из важных средств социализации младших школьников, является совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации. План социализации и воспитания обучающихся начальной школы должен быть направлен на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни, к которому можно отнести разнообразные виды деятельности школьников(учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка в соответствии с моральными нормами и нравственными установками [3, c.85].

«Социализированность обучающихся является результатом социализации, которая в общем виде понимается как совокупность индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих наибольшую успешность в значимой для данного индивида деятельности, положительное самоощущение и эмоциональную удовлетворенность жизнью в целом»-считает Матвеева О.Н. [4, c.]

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что школа является одним из главных факторов социализации. Основной педагогической целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка, а также становление и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного человека, именно эти цели направлены на социализацию младших школьников, которые будут социализироваться на протяжении всей своей жизни.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 375 c.

  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб.пос. для студ. выс. уч. зав.- СПб: Речь, 2004. – 272 с.

  3. Кукушин В.С. Теория и практика воспитательной работы. - М.:-Ростов-на-Дону, Изд. центр МарТ, 2004. – 470 c.

  4. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. Общественные науки. - №16(20).2010.- С.156

  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2010. – 400 с.- (Стандарты второго поколения).

  6. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пос. для студ. выс. уч. зав./ Под ред. В.А.Сластенина. – 2- е изд, стереотип.. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

  7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1632 c.

Просмотров работы: 360