ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курочкина Е.С. 1
1Кемеровский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни.

Наличие электронной среды является результатом развития глобальных информационных и коммуникационных технологий, а также наличие достаточно большого количества предприятий, использующие преимущества этой среды в своей деятельности

Современное предпринимательство активно использует возможности информационных технологий в своей практике, но любая предпринимательская деятельность должна быть конкурентоспособной.

Любая предпринимательская деятельность имеет свои особенности. В сфере электронного предпринимательства все осуществляется по средству Интернета, будь то объем продаж, величина спроса или конкурентоспособность организации.

В условиях жесткой конкурентной борьбы современные информационные технологии – это один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности торговых предприятий, средство для сокращения издержек, повышения эффективности и привлечения новых клиентов.

Особенностью понятия «электронная коммерция» является его применение ко всей экономической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.

Попытки систематизировать и унифицировать категории и понятия электронной коммерции предпринимались многими авторами. Существует множество трактовок, в той или иной степени раскрывающих суть электронной коммерции. Необходимо отметить, что большинство зарубежных авторов в своих трудах опирается более на практическую сторону вопроса и уделяют меньше внимания теоретической части.

Одним из первых авторов, который рассмотрел теоретические аспекты данного явления, и давший характеристику электронной коммерции, является американский экономист Дэвид Козье. Основой электронной коммерции Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость [4].

Некоторые авторы электронную коммерцию и электронную торговлю считают синонимами или частными случаями друг друга. Так, например, Л.С. Климченя определяет электронную коммерцию как составную часть электронного бизнеса, а электронную торговлю характеризует, как частный случай электронной коммерции [2].

Такого же мнения придерживается О.А. Кобелев, рассматривая электронную торговлю в качестве важнейшей составной части электронной коммерции, которую в свою очередь он характеризует как «предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными» [3].

И. Голдовский считает, что: «Под электронной коммерцией подразумевается продажа товаров, при которой как минимум организация спроса на товары осуществляется через Интернет» [1]. С.В. Пирогов трактует электронную коммерцию как «технологию совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными» [5].

Многие экономисты, кроме понятия «электронная коммерция», рассматривают понятие «электронный бизнес». И. Успенский характеризует электронный бизнес как «любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли».

Делая вывод можно сказать, что под электронной коммерцией авторы понимают осуществление любых бизнес-процессов с использованием сети Интернет. К основным бизнес-процессам, осуществляемым с использованием современных информационных технологий, можно отнести следующие: предоставление информации о товаре; получение (оформление) заказа; обеспечение доставки; приём платежей, консультирование и др.

Введение различных информационных технологий для предпринимателей является новой возможностью для удовлетворения постоянно растущих потребностей и требований самих предпринимателей, кроме этого, это сказывается и на факторе конкурентоспособности.

Доступ к электронному информационному обмену позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения трансакционных издержек, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, высокую скорость финансовых расчетов, позволяет уменьшить расходы на доставку (главным образом для товаров, которые могут быть получены электронным способом), улучшить анализ рынка и стратегическое планирование, дает большие возможности для маркетинговых исследований, а также открывает одинаковый доступ к рынку как для крупных корпораций, так и для небольших фирм. Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей.

Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная коммерция позволяет даже самым мелким предприятиям достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.

Помимо несомненных преимуществ, осуществление электронной коммерции несет ряд недостатков, как для отдельного потребителя, так и для общества в целом. К ним относятся: несовершенство законодательной базы в области электронной коммерции; привлекательная среда для мошенничества; необходимость обеспечения достаточного уровня безопасности; снижение конкурентоспособности коммерческих предприятий, не имеющих представительства в электронном пространстве.

Для развития электронной коммерции важным фактором является рост числа пользователей сети Интернет.

В разных странах электронная коммерция развивается не равномерно. Кроме этого все больше возникает необходимость в квалифицированных специалистах, которые имеют достаточно узкую специальность, связанную с информационными технологиями.

Рынок электронной коммерции в России расширился за последние годы, каждый день появляется все больше новых предложений на рынке. За счет электронной коммерции потребителями предоставляется огромный выбор различных товаров и услуг, а на выбор определенного товара необходимо минимальное количество времени и денежных средств.

Способствуя глобализации, размытию национальных границ, ускорению информационного обмена, электронная коммерция представляет собой одну из главных мировых тенденций экономического развития. Экономический эффект от использования технологий электронной коммерции имеет положительный рост, и несомненно, уже сегодня данная сфера деятельности стала неотъемлемой частью жизни общества.

Список литературы

  1. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. СПб.: Питер, 2001. 240 с.;

  2. Климченя Л.С. Электронная коммерция: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 2004. 191 с.;

  3. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 684 с.;

  4. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. С. 2.;

  5. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. 428 с.

Просмотров работы: 118