Такие особенности развития исламского фундаментализма на современном этапе связаны с его антропологией, в которой отсутствует идеал богочеловечности. Вследствие этого возникает требование от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Абсолюту. Не призывая людей быть совершенными, «как Отец небесный», фундаменталистская идеология требует полного подчинения себя богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия в этом случае остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью [3].
Для исламских фундаменталистов Коран и Сунна являются единственным источником всех человеческих ценностей и законов. Все остальные нормы являются неверными и должны быть отринуты. Коран, ниспосланный людям с небес, как сценарий земного существования для фундаменталистов вечен и абсолютно верен, а значит, ему должны следовать все народы в полном объёме. Особое внимание на таком, очевидном для мусульман положении приходится акцентировать потому, что согласно широко распространенной в исламе точке зрения Коран можно разделить на две части: его суть, идеи которой вечны, и конкретно-историческую, несущественную часть, являющуюся обязательной только для исламского общества VII века н.э.
С этим подходом, взаимосвязана очень четко выраженная у исламских фундаменталистов идея дихотомии мира, полярности добра и зла. Они рассматривают все существующее как арену вечной битвы между силами добра, возглавляемыми Аллахом, и силами зла, во главе которых стоит сатана, битвы, идущей на всех уровнях, от человеческой психики до мировых войн, исходя из принципа «кто не с нами, тот против нас» [1,41]. По их мнению, только «истинным» мусульманам можно доверить государственную власть с дальнейшей социальной и политической перестройкой общества. А добиться этого можно только прибегнув к вооружённому насилию. «Неверные» общества считаются не только противоестественными, но и преступными, совершающими преступление против Бога, а значит, подлежащие полному разрушению. Но, поскольку современное общество далеко не везде исламское, проводится мысль о необходимости «наведения порядка» и приведения всего в соответствие с шариатом. Для этого активно используется терроризм, как способ манипуляции общественным сознанием и достижения политических целей при помощи устрашения. События на Ближнем Востоке являются наглядным тому примером.
Противоречие исламского фундаментализма заключается в приоритете волюнтаристической установки на подчиненность божественному началу в ущерб установке на самосовершенствование по образу и подобию бога. В итоге создается благоприятная среда для взращивания террористических с чертами религиозного фанатизма радикального толка.
Список литературы:
Коровиков А.В Исламский экстремизм в Арабских странах. Москва. Наука.1980.
Ханбабаев К. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе: общее и особенное [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/religiozno-politicheskiy-ekstremizm-na-severnom-kavkaze-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 03.12.2017)
Харлова А. Возникновение и распространение ислама [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.km.ru/referats/1C4E15F9DB944CCF8CBD0EFA088B5642 (дата обращения: 01.12.2017)