Новая информационная эпоха, стремительное развитие информационных технологий, постоянный рост объема информации требует изменений во всех сферах жизни. Образование не является исключением, поскольку должно всегда идти в ногу со временем.
Ускорение развития общественных и экономических процессов, научно-технического прогресса, интеллектуализации человеческой деятельности вызвано, прежде всего, внедрением информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства ставит новые требования к современному обществу и его важнейшего института - системы образования. Именно поэтому, одним из путей модернизации образовательной системы России является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных и высших учебных заведений.
По мнению академика Н. И. Жалдака, широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, дает возможность раскрыть значительный гуманитарный потенциал всех дисциплин, благодаря формированию научного мировоззрения, развития аналитического и творческого мышления, общественного сознания и сознательного отношения к окружающему миру.
Концепция открытого образования, которую поддерживает движение за свободное и открытое программное обеспечение предусматривает наличие достаточного количества учебных материалов высокого качества, как с технической точки зрения, так и с методической. Со стороны государства требования к учебным материалам, которые могут быть использованы в электронном обучении, изложенные в разработанном Положении об цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) и содержат следующие условия.
Во-первых, это соответствие программе учебной дисциплины, для изучения которого разрабатывался ЦОР. Учитывая частые изменения в учебных программах, как к содержанию, так и к количественным характеристикам необходимо иметь возможность корректировать существующие ЦОР, то есть иметь легальные средства их редактирования.
Во-вторых, наличие соответствующих методических рекомендаций по использованию ЦОР в профессиональной деятельности. Такие рекомендации иметь практическую значимость, когда в их разработке принимают участие специалисты-практики, а не только разработчики и специалисты-теоретики.
В-третьих, это соблюдение действующих санитарных норм, эргономических и программно-технических требований к ЦОР.
Соответствие ЦОР таким требованиям обычно определяется только во время ее практического использования с постепенным исправлением ошибок и недостатков, а значит, снова приходим к пониманию того, что необходимо иметь доступные средства создания ЦОР. Последняя четвертая требование говорит о соблюдении законодательства России о защите авторских прав. Причем эти права должны соблюдать не только по отношению созданного ЦОР, но и к средствам создания ЦОР.
Исследованию отдельных проблем внедрения ИКТ в учебный процесс, его дидактическим, методологическим и психологическим аспектам использования в процессе преподавания отдельных учебных предметов, формированию информационной культуры как системного качества ученика и учителя посвятили многие педагоги.
Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:
- позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;
-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Таким образом, применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.
ЦОРы используют как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу , из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.
Анализируя педагогический опыт учителей по использованию ЦОР на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;