ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Валитова А.Х. 1, Солощенко М.Ю. 1
1БГУ Стерлитамакский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В недавнее время наше общество столкнулось с такой серьезной проблемой, как отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации молодого поколения, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания уже не актуальна для современного общества, а новая еще до конца не сформирована. За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы три государственные программы патриотического воспитания. В 2016 году вступила в силу государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы", которая разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания. Главной целью программы является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную [3, c 5].

Проблема патриотического воспитания исследовалась многократно и с разных сторон. Изучались такие аспекты как теоретико-методический: само понятие «патриотизм», его характеристика и средства формирования. Так и прикладные: всевозможные направления патриотического воспитания.

А.С.Макаренко утверждал, что каждый школьник должен быть мужественным, смелым и трудолюбивым. Так же он отмечал, что не только в героических поступках проявляется патриотизм, от истинного патриота нужно не только моментальное героическое решение, но и мучительная, длинная, нажимная работа, зачастую неинтересная и тяжелая. Он считал, что школа должна воспитывать образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.[4, c.115].

В 30-40 гг. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.

В последнее время воспитание молодежи в патриотическом духе рассматривается вместе с проблемой гражданского воспитания (А.В. Беляев, С.Е. Матушкин, К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов и др.).

Чувство патриотизма - тот внутренний идейный стержень, который во многом определяет активную жизненную позицию гражданина, его ответственность за порученное дело. Патриотическое воспитание служит началом, основой идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьника. Вот почему проблема патриотического воспитания в процессе обучения различным предметам (в том числе математике) с учетом их специфики является особенно злободневной. Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителями математики стоит и другая, не менее важная задача – максимальная реализация возможностей своего предмета в деле формирования нравственной личности школьника. «Было бы, весьма поверхностно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над освоением математической науки неизбежно воспитывает - исподволь весьма постепенно - в молодом человеке целый ряд черт, имеющих моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Сделать этот процесс более активным и результаты его более прочными - достойная задача для учителя». (А. Я. Хинчин, в статье «О воспитательном эффекте уроков математики»).

При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

  1. использование историко-математического материала;

  2. проведение нестандартных уроков;

  3. решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;

  4. внеклассная работа.

Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.

Работа с историей математики показывает, что именно при помощи истории науки, которая методически правильно включена в урок, достигается вышеуказанная цель. Например, можно заметить, что история науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникала и развивается в связи с практической деятельностью человека.

Изобретение самолета потребовало решения задачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н.Е. Жуковский, применив новые математические методы, решил эту задачу, создав основу математической теории полета.

Для подростка очень важно иметь пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. «… моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

В воображении школьников должны предстать живые люди с их прозрениями и ошибками, глубокие мыслители, преданные своему делу, отдающие ему всю жизнь, вступающие друг с другом в споры, смело борющиеся за распространение новых идей, а порой и отступающие, скрывающие под давлением обстоятельств результаты своих исследований. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И. Лобачевского, М.В.Остроградского, М.Л.Чебышева и других ученых являются ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Наблюдения показывают, что ученики 5-9 классов общеобразовательных школ знают в лучшем случае имена Пифагора, Евклида, Виета, теоремы, которых входят в школьный курс математики. Поэтому считаем, что ученики должны знать и такие имена, как М.И. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С.Н. Бернштейн, М.В. Келдыш и многих других отечественных ученых. Их имена вошли в историю науки в связи с решением практических задач, имеющих большое значение для развития народного хозяйства, военной техники, развития науки.

В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии и во время Второй мировой войны способствовали созданию теории артиллерийской стрельбы. А.Н. Колмогоров изучал явления рассеивания артиллерийских снарядов [2, c.46].

Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов и высоких стремлений, на этом основывается преподавание истории математики у Б.В. Гнеденко. Так, при сравнении биографий С.В. Ковалевской и П.Я. Кочиной, школьники увидят два мира, две эпохи, две судьбы. С.В. Ковалевская не была принята в университет, ей не разрешили работать в России, П.Я. Кочина же окончила Ленинградский университет, работала в Академии наук СССР, ей присвоено звание Героя Социалистического труда. Однако вклад обеих женщин-математиков в развитие науки очень велик.[1, c.42]

Большое значение в патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом я рассказываю при прохождении темы “Приближенное значение числа” в 5-м классе или темы “Приближенные вычисления” в 8-м классе, а также можно предложить учащимся написать рефераты о деятельности Крылова и выступить на вечере, посвященном этому знаменитому математику.

В мемуарах Маршала Советского Союза Г.К. Жукова приведены фамилии многих выдающихся советских ученых и конструкторов, возглавлявших в годы Великой Отечественной войны коллективы по созданию оборонной техники [1, c 50]

Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г.

Учителя математики, могут оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.

«Исторические сведения о математике своей Родины и её достижениях естественно развивает патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу. Русская математика, как старая, так и новая, дает для этого очень богатые возможности»- историк, методист-математик И.Я. Депман. Раскрытие роли ученых народов нашей страны в становлении и дальнейшем развитии математической науки во всём мире, рассказ об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, скромности и самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

Список литературы

  1. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математик в школе: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 1988

  2. Колмогоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии [Текст] / Под ред. В.А. Успенского. – М.: Наука, 1997. – 224 с.

  3. Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

  4. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям [Текст] / Ястребцов И.М. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246.

Просмотров работы: 207