НАУКА КАК СПЛЕТЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НИТЕЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ, ИЛИ ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАУКА КАК СПЛЕТЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ НИТЕЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ, ИЛИ ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»

Кувшинова Е.А. 1, Петрухина Е.А. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, ИРИТ, гр. М-17-ИВТ-1
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ченый должен быть готов к тому,

что в здании, которое он возводит,

будут жить другие

Людвиг Гиршфельд

Актуальность избранной темы объясняется пересечением двух событий – 100-летнего Юбилея Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и 45-летия кафедры «Информационные системы управления» (ИСУ). Необходимость рефлексивного осмысления и вызвана наложением двух знаменательных событий. История складывается из множества составляющих – повседневность буден, события, юбилеи, судьбы людей, их научные успехи и заблуждения. Полотно истории соткано из множества видимых и невидимых нитей, переплетений человеческих судеб. Каждый человек ткет историческое полотно, но зачастую, будучи участником событий, не задумывается о течении истории. 45 лет назад была организована кафедра «Информатики и систем управления» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. История кафедры – это не сухие факты, хронологически изложенные в документальных записях структурного подразделения университетского архива [6], книги, журнальные статьи. Но, прежде всего, это люди, судьбы которых тесно переплетены и неразрывно связаны с кафедрой. Юбилей нашей кафедры «Информатика и системы управления» – это повод осмыслить пройденный путь, а, значит, нам, будущим инженерам и ученым этой специальности, познакомиться поближе с преподавателями и сотрудниками кафедры, вехами их жизненного пути, мечтами и надеждами, успехами и неудачами. Все достижения коллектива кафедры есть территория выявления особенностей нашей профессии, проблем, стоящих перед коллективом как структурным подразделением, а также освоения и осмысления системы профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий инженер избранной специальности.

Цель данной статьи – проведение и обобщение результатов интервьюирования преподавателей кафедры как основы формирования фондов личного происхождения качественно нового университетского архива, создаваемого в рамках проекта «Политех. Время. События. Люди» [3]. Старт этого проекта как раз был дан в этом юбилейном году. Этот проект – не просто описание истории кафедры через призму биографии людей, репрезентирующих ее историю (преподавателей, сотрудников, студентов, магистров, аспирантов), но и попытка реконструкцииконцептуальной истории той или иной технической дисциплины [4]. Интервьюирование преподавателей кафедры способствует выявлению мотивации учёных к занятиям любимым делом – наукой, что позволяет посредством опросов приблизиться к «созданию» социального портрета современного учёного и преподавателя [5], выделить как типичные черты преподавателя того или иного исторического периода, так и личностно-неповторимые особенности, присущие талантливым ученым-преподавателям. Из всего многообразия, вероятно, и выкристаллизовываются искры понимания специфики нелегкого преподавательского труда, результативность которого имманентно включает различные показатели, среди которых научные – занимают ведущую позицию. Из недавно проведенного исследования начинает формироваться осознание тенденций развития науки вообще, и нашего технического направления, в частности, что есть важный момент предстоящего выбора жизненного пути после окончания магистратуры. Так, погружение в историю оказывается и погружением в себя, свою будущую карьеру.

В ходе исследования был проведён ряд интервью с тремя преподавателями кафедры ИСУ, внёсших весомый вклад в ее развитие. Эти люди репрезентируют три поколения учёных, причем, все они – выпускники данной кафедры. Каждый из них ещё со школы тяготел к техническим дисциплинам, поэтому выбор технического ВУЗа был глубоко обоснован.

Соколова Элеонора Станиславовна – профессор, доктор технических наук, действующая заведующая кафедрой, была среди первых выпускников этой кафедры. После окончания средней школы её выбор выпал на новую, для того времени, специальность – «Автоматизированные системы управления». Специалисты этого направления были востребованы – развивались крупные производства, изменялись запросы общества. Таковы знаки времени. «Зарплата инженера была 120-130 рублей, рабочего на заводе 200-360. Но в моем окружении никто не говорил о зарплатах, о материальном благополучии, были люди, которые просто хотели получать знания, потому что это интересно. Профессия инженера не была престижной по тем временам, просто хотелось учиться. Наверное, школы закладывали хорошие знания, учителя пробуждали интерес к учебе», – говорит Элеонора Станиславовна. На старших курсах она начала заниматься научной и практической деятельностью, уже участвовала в хоздоговорах кафедры с крупнейшими предприятиями города Горького. Студентка Соколова не стремилась в науку, но жизненные обстоятельства сложились так, что после успешного окончания вуза она приняла решение остаться на кафедре в должности старшего лаборанта, а не начать свою инженерную карьеру. Важным аспектом, повлиявшим на начальные этапы научной деятельности, Элеонора Станиславовна считает личность научного руководителя или наставника. Её научным руководителем был Сагунов Виктор Ильич, внёсший огромный вклад не только в развитие кафедры (он руководил кафедрой целых 27 лет), но и в науку – ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РФ, он был академиком Академии проблем качества. Именно его она считает человеком, открывшим для неё путь в науку. «Настоящий преподаватель должен пониматьжизнь,студентов, работодателей, для которых мы готовим студентов, быть опорой коллектива, т.к. мы все работаем в коллективе; каким-то образом участвовать в судьбах студентов, делиться знаниями так, чтобы студент их принял, заинтересовать предметом, научить студента думать, учиться, чтобы студент не заучивал, и дифференцировано подходить на экзаменах. Экзамен – это стресс. Студент должен не заучивать, а накапливать общую культуру знаний», – вот так говорит Элеонора Станиславовна о качествах настоящего преподавателя. Одной из главных проблем современного образования она считает, то, что иногда студенты, поступив в ВУЗ, не понимают, зачем им высшее образование, приходят без цели получения знаний. Необходимые качества IT-специалиста, по ее мнению, – умение учиться, желание получать знания, стремление к саморазвитию вместе с динамично изменяющейся отраслью.

Сейчас Элеонора Станиславна, помимо деятельности заведующей кафедрой, преподаёт студентам основы программирования и теорию надежности систем. Несмотря на свою большую загруженность и нехватку свободного времени, она всегда находит время для общения со студентами, готова помочь, дать совет, открыта для предложений и новых идей. «У нас самый молодой коллектив кафедры в ВУЗе. Сейчас очень большая проблема в ВУЗе – кадры, потому что средний возраст – 60 лет. Поэтому наша задача – оставить молодых. Это можно сделать, поддерживая их интерес. Мы ищем людей, готовых работать на кафедре; стараемся «нащупать» их интересы, предложить тематику, в которой мы работаем; студент может активно работать в том направлении, которое его интересует. Если ему не нравится направление, то и его результат будет хуже», – рассказывает Элеонора Станиславовна. Будущее кафедры она видит в молодых учёных, в их идеях и проектах. По её мнению, для привлечения молодых специалистов необходимо создать возможности зарабатывать в ВУЗе, предоставив перспективы для исследований, технику, материалы, возможность обмена опытом с зарубежными специалистами.

Тема коммерциализации науки, трансформировавшейся в технонауку, невероятно актуальна сегодня. Многие современные ВУЗы важной стратегией развития университета считают необходимость преобразования результатов научной деятельности в коммерческий продукт – новые технологии. «Важно подчеркнуть, что титул «предпринимательский» не имеет никакого отношения, например, к переходу вуза в ранг «промышленных предприятий» по извлечению прибыли от своей коммерческой деятельности. Основной статьей доходов вуза, как это и положено образовательному учреждению, является предоставление услуг в сфере образования (высшее образование, переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные курсы). Вместе с тем, сочетание передовых научных исследований и разработок, проводимых в вузе, с эффективной коммерциализацией части их результатов и последующим использованием полученных знаний и опыта в учебном процессе является наиболее привлекательным для изучения у молодежи», – отмечает российский учёный Николай Рудольфович Тойвойнен, директор Международного департамента Минобрнауки России [2].

Таким образом, можно проследить динамику движения развития науки, описанную Б.Г. Юдиным – происходит тенденция прикладнизации современной научной деятельности: «Это предполагает понимание познавательной деятельности, включая и научную, как деятельности в некотором смысле вторичной, подчиненной практическому преобразованию, изменению окружающего мира и человека. Открывается возможность для переосмысления, точнее даже сказать – оборачивания – сложившегося ранее соотношения науки и технологии. Если традиционно это соотношение понималось как технологическое приложение, применение выработанного научного знания, то теперь оказывается, что сама деятельность по получению знания «встраивается» в процессы создания и совершенствования тех или иных технологий» [8]. Однако эта тенденция рождает и проблемы для дальнейшего развития науки. Так производство новых технологий, актуальность которых обусловлена запросами общества на текущий момент, определяет науку отдельной области, происходит активное финансирование и создание условий для её развития, в то время как возможности науки в других областях не востребованы, её развитие замедляется. Дополнительная нагрузка ложится на плечи учёных, свою научную исследовательскую работу они вынуждены совмещать с коммерческой деятельностью, от них требуются знания менеджмента, маркетинга, экономики и других областей знаний, необходимых для данной деятельности. «Можно рассуждать так: раз вуз должен заниматься коммерциализацией результатов своей деятельности, то давайте из всех профессоров сделаем предпринимателей. Это неправильное решение, поскольку, переключаясь на занятие коммерцией (кстати, очень время- и трудозатратное дело), ученый не сможет полноценно заниматься своей наукой, а это будет означать, что по прошествии нескольких лет мы потеряем высокий уровень исследований в данной сфере и, как результат, по прошествии еще какого-то количества лет потеряем само бизнес-направление. С другой стороны, давайте признаемся честно, коммерциализация, как и любая другая сфера деятельности, требует определенных знаний и сильно наказывает за непрофессионализм», – утверждает Н Р. Тойвойнен.

Представителем следующего поколения учёных кафедры ИСУ является доцент, к.т.н. Тимофеева Ольга Павловна, она является заместителем заведующей кафедрой по учебной работе уже несколько лет, совмещая преподавательскую деятельность с научной работой в области многокритериальной оптимизации. Сама Ольга Павловна очень активный, позитивный и открытый человек, замечательный преподаватель, за это её любят коллеги и студенты. Ещё в школе она увлеклась программированием, алгоритмизацией решения задач. Узнав, что в техническом ВУЗе Нижнего Новгорода есть кафедра ИСУ, выпускающая специалистов по интересной для неё области, она без колебаний поступила в политехнический институт. Её научным руководителем также являлся Виктор Ильич Сагунов, которого она вспоминает как удивительного преподавателя. Ольга Павловна, так же, как и Элеонора Станиславовна, считает чрезвычайно важным влияние научного наставника на становление карьеры молодого учёного. «Сагунов как-то ненавязчиво умел указать вектор развития. Оборачиваясь назад, я вижу, что он верно показывал, что дальше делать, подсказывал и подводил к новым идеям. Такое ощущение, что он эту ниточку, по которой я должна была пройти свой путь, знал, видел в ней будущее. Я считаю это большим талантом, это сложно, а у него хорошо получалось», – рассказывает о нём Ольга Павловна. Также отмечает удивительную проницательность Виктора Ильича при взгляде на будущее, обладание дальновидностью – именно он открыл на кафедре ИСУ профиль СБК («Системы безопасности компьютеров»), позже сформировавшуюся в научную школу. В то время эта тематика была не очень актуальна, только начинала развиваться, но недостаточно активно. Сейчас это направление очень популярно, набирая обороты с каждым годом, и эта научная школа стала известна в научном мире. В студенческие годы научной деятельностью она не занималась, однако, хорошо зарекомендовала себя на кафедре во время учёбы. На дворе были 90-е, и молодому специалисту-выпускнику было особенно трудно найти работу, поэтому после защиты дипломной работы Ольга Павловна изъявила желание остаться на кафедре, продолжив обучение в аспирантуре. Для научных исследований она выбрала научное направление, которым занималась кафедра, – техническая диагностика систем. Часто участвовала и продолжает участвовать, на протяжении многих лет, в международной научно-технической конференции «Информационные системы и технологии». По словам Ольги Павловны, в те годы не так часто проводились научные конференции, различные гранты или финансирование для исследований, поэтому заниматься научной деятельностью было довольно трудно. Сегодня IT-сфера активно развивается, появляются уникальные интересные гранты для исследований и разработок, проводится множество конференций, как в нашей стране, так и за рубежом. В этом также заинтересованы и работодатели, активно способствуя развитию науки. Поэтому в настоящее время вхождение в научную работу стало гораздо проще, и студенты уже с младших курсов вовлекаются в науку, параллельно с учебным процессом. Ольга Павловна очень благодарна кафедре за помощь на начальном этапе вхождения в науку: «На нашей кафедре это очень хорошо развито, все всем помогают. Как-то командами работают: и младшие аспиранты, и студенты, и преподаватели, все вместе. Тогда и у молодежи более живой ум, они быстрее предлагают идеи, а взрослые знают, как это реализовать, и этот симбиоз очень хорош», – говорит Ольга Павловна. Таким образом, она отмечает важность именно коллективной научной работы, сам смысл необходимости создания кафедр и научных школ.

Почему же так важно для человека получить высшее образование, чтобы успешно состояться в жизни? На этот вопрос Ольга Павловна отвечает, что это необходимо, как и самим студентам, так и их преподавателям: «Работа в этой области – это живая работа, это всегда что-то новое, новые лица, новые интересные нестандартные вопросы. Студенты не только получают ответы, но и много дают преподавателю, то есть от студентов рождаются новые идеи, появляются новые вопросы, на которые сам порой не знаешь точного ответа, приходится изучать новую литературу». Именно через высшее образование, получаемое в избранной сфере, происходит адаптация к миру, формируется динамичность и умение обучаться. Все это есть необходимые качества для успешного карьерного роста и формирования профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.

В разговоре о будущем кафедры также чётко прослеживается идея прикладнизации науки. Ольга Павловна отмечает: «Сейчас кафедра развивается, работает не только над своими внутренними задачами, но и старается объединяться с другими институтами, например, сейчас идёт работа с ИТС (институтом транспортных систем). Системы управления нужны не только для обработки информации, но и для решения технических задач в разных областях, в частности, на транспорте, обработке информации, получаемой с камер, обработке дорожных ситуаций. Поэтому будущее видится как продолжение этого направления –совместной работы с другими областями для решения различных прикладных задач».

Яркий представитель молодого поколения преподавателей кафедры – Дмитриев Дмитрий Валерьевич. Несмотря на то, что в науку он пришёл сравнительно недавно, уже добился большого успеха. Помимо преподавательской деятельности на кафедре, он активно реализует стартапы в области IT-технологий, успешно осуществляет НИР со студентами кафедры, в частности, выполняет работы поиска интеллектуальных решений сложно-формализуемых задач. Он занимается компьютерным зрением, прогнозированием и диагностикой; под его руководством выигран конкурс «Старт 1», по теме «Система гибридной биометрической верификации по изображению лица человека», проводимый фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Именно пример Д.В. Дмитриева показателен как некий образец деятельности молодого учёного, участвующего в коммерческой реализации своей научной деятельности.

По словам Дмитрия Валерьевича, в науку он пришёл случайно. Школа сотрудничала с нашим техническим ВУЗом, часто уроки и курсы проводили преподаватели НГТУ. Так он узнал о структуре ВУЗа, требованиях и принципах высшего образования. Благодаря этому его выбор специальности был осознанным. На вопрос «Зачем человеку получать высшее образование, ведь вся информацию можно найти в учебниках или интернете?» Дмитрий Валерьевич отвечает нам, что цель высшего образования – это передача опыта, возможность для человека получить ответы на свои вопросы от уже опытных специалистов. Также он считает: «Мы учим вас учиться, то есть мы можем подтолкнуть к пониманию, как находить те или иные знания и формировать навыки, которые вам необходимы». Поступив на одно из направлений кафедры ИСУ, он, помимо обучения, начал заниматься и научной работой. С первых курсов работал с Виктором Ильичом Сагуновым по исследованию и разработке технических систем, однако после его кончины был вынужден сменить специфику исследований на программные системы. В данном ключе он продолжил работу с Бушуевой Мариной Евгеньевной и Соколовой Элеонорой Станиславовной, ставшей его научным руководителем; интересные работы были и с Андреевым Вячеславом Викторовичем. Стоит отметить, что научные работы Дмитрия Валерьевича были привязаны к разным областям науки: материаловедение, программирование, техническая диагностика систем. Междисциплинарные связи, таким образом, – это инструмент повышения уровня научных знаний,основа систематизации знаний, связующее звено практики и теории, позволяющее спроецировать полученные знания на реальные прикладные задачи. Любую конкретную прикладную задачу можно отнести к нескольким теоретическим областям, поэтому этот синтез необходим для возможности всестороннего решения поставленной задачи. Как по ступенькам, Дмитрий Валерьевич начал подниматься по своей научной карьере: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Следующей своей «ступенькой» он называет защиту диссертации. Сейчас Дмитрий и сам отличный активный преподаватель кафедры. Студенты любят его за открытость, умение чётко и понятно преподнести сложный материал, готовность ответить на любые вопросы, чувство юмора. Качества, необходимые для преподавателя он формулирует так: «В первую очередь, чтобы кого-то учить, человек и сам должен быть обучаемым. Нельзя все изначально знать, нужно развиваться. А в нашей IT-сфере без саморазвития никуда не денешься, стоит полгода посидеть на месте и всё, ты уже отстал. Также надо любить науку и надо любить студентов, иначе нельзя».

Среди главных трудностей научной работы Дмитрий Валерьевич отмечает сложность понимания актуальности и важности решения исследуемой проблемы, но, по его мнению, не стоит бояться сомнений, не должно быть страха выхода за рамки существующих парадигм: «Сомнения – это нормально в науке. Хуже, когда все по полочкам, все дано сразу, всё понятно, и ты действуешь по алгоритму, тогда уже нет ни интеллектуальности, ни прогресса, ни открытий». Среди качеств, присущих настоящему учёному, он отмечает трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, умение логически мыслить, иметь «научное чутьё» –интуицию. Специалисты IT-сферы должны уметь думать алгоритмически, не только разрабатывать сложные программы и тестировать их, но и находить сильные стороны чужих работ, применяя их в своей деятельности, ценить и принимать опыт других специалистов. «Быть счастливым – это много знать, много уметь, и все это использовать на пользу людям, в том числе и себе» – это жизненное кредо Дмитрия Валерьевича. Именно в этом его смысл занятия наукой и преподавательской деятельностью.

Карл Поппер полагал, что каждая теория – это детище какого-то одного гениального создателя, учёного. Однако, как отмечает С. Тулмин, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что основу эволюционной модели истории развития науки составляет постепенное сплетение концептуальных нитей в сложные концептуальные системы. Таким образом, научные открытия – это не труд одного ученого-гения, это всегда осмысление, переработка опыта предшественников и дальнейшее развитие научных теорий на его основе. Кстати, это соответствует внутреннему развитию научных дисциплин, согласно концепции С. Тулмина, или же есть порождение новых научных дисциплин через научные революции в соответствии с концепцией Т. Куна [1]. «Наука является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно века, и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни», – полагал А. Пуанкаре [7]. Именно поэтому, наша кафедра тщательно подходит к подбору кадров, стремясь синтезировать накопленные знания опытных преподавателей с новыми подходами и идеями, вдохновленными умами молодых сотрудников. Все трое интервьюируемых преподавателей очень ценят работу на кафедре и отношения с коллегами, рассказывают о теплых, дружеских, почти «семейных» отношениях внутри коллектива. «Очень много внимания уделяется именно кадрам, как подобрать человека на кафедру, мы стараемся подбирать фанатов, в хорошем смысле этого слова, которые «пашут» не просто за материальные блага, ради карьеры, а кому интересно быть на кафедре и заниматься тем, что составляет предмет коллективного интереса. Люди с холодными сердцами у нас не задерживаются», – считает Дмитрий Валерьевич Дмитриев.

Эпиграфом к данной статье стали слова Людвига Гиршфельда, польского учёного-медика. Действительно, именно кафедра и есть то самое «возводимое здание», в котором предстоит трудиться последующим поколениям. Прошедшие сорок пять лет – это история, демонстрирующая объединение опыта разных поколений учёных. Кафедра «Информатики и систем управления» представляет коллектив заинтересованных людей, занимающихся научными изысканиями, решением нетривиальных задач, постоянно накапливая опыт, передавая его молодому поколению, выступая неким «двигателем», вырабатывающим энергию развития науки нашей страны.

Список литературы

[1]. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян; под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – С. 164-165.

[2]. Галеева, В. Коммерциализация науки – неизбежное благо. Интервью Николая Рудольфовича Тойвойнена // Санкт-Петербургский Университет. 2006. №2. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spbumag.nw.ru/2006/02/num_index.shtml. (Дата обращения: 10.12.20 17).

[3]. Михайлова, Т.Л. От модели Т.Куна – к конструированию концептуальной истории науки, или об одном учебном проекте // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей; под общей ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгельмана. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2017. – С. 62-65.

[4]. Михайлова, Т.Л. О концептуальных основаниях магистерского курса «История и методология науки и техники в области электроники»: обобщение опыта / Т.Л. Михайлова // Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий. Сборник научных статей. Под общей редакцией Н.А. Ястреб. – Вологда. 2017. – С.191-194.

[5]. Михайлова, Т.Л. Воспитательный и коммуникативный потенциал историко-научной составляющей магистерских курсов по философии науки и техники: обобщение опыта / Т.Л. Михайлова // Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и технике. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р.Е. Алексеева. 2016. – С.639-647.

[6]. Официальный сайт кафедры Информатики и систем управления. История кафедры. [Электронный ресурс]. – URL: http://isu.nntu.ru/?q=node/9 (Дата обращения: 26.11.2017).

[7]. Пуанкаре, А. О науке. – М: Наука, 1990. – С. 654-668.

[8]. Юдин, Б.Г. Наука и жизнь в контексте современных технологий // Человек. – 2005. – № 6. – с. 5 – 25.

Просмотров работы: 195