ЖЕНЩИНА-ИНЖЕНЕР: ДИНАМИКА ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА, ИЛИ О БЕЗЗАВЕТНОМ СЛУЖЕНИИ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ МАТТЕС КОРАБЕЛЬНОМУ ДЕЛУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЖЕНЩИНА-ИНЖЕНЕР: ДИНАМИКА ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА, ИЛИ О БЕЗЗАВЕТНОМ СЛУЖЕНИИ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ МАТТЕС КОРАБЕЛЬНОМУ ДЕЛУ

Баранова Е.А. 1, Лазарева С.В. 1
1НГТУ им. Р.Е.Алексеева, Институт радиоэлектроники и информационных технологий, Прикладная математика (гр.М17ПМ), магистрантка 1 года обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема гендерного неравенства в сфере науки и инженерии, поставленная в данной работе, несмотря на явный прогресс, до сих пор остается актуальной и нерешенной. Цель данной статья – проследить, как изменялось положение женщин в указанных сферах в разные периоды истории и продемонстрировать на примере Н. В. Маттес, что «слабый» пол может добиваться успехов и достойно конкурировать мужчинам.

Изучение проблемы стоит начать с античных времен. Первые сведения о женщинах в науке относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Античные женщины не имели возможности заниматься научной, а также преподавательской деятельностью. Однако не везде права женщин были ущемлены. Древнегреческая наука имела множество школ, одна из них – пифагорейская школа. В ней среди преподавателей и учеников было около 30 женщин. К сожалению, все представители этой школы подписывались псевдонимом «Пифагор», поэтому выделенный вклад женщин в древнегреческую науку определить невозможно. После смерти Пифагора школу возглавила его жена – Теания. Ей также принадлежали трактаты по математике и медицине. В Афинах в академии Платона и школе Эпикура обучение женщинам не только было позволено, но и поощрялось. Самые современные взгляды, по античным меркам, имели римляне. Женщины древнего Рима имели более высокий социальный статус, чем женщины Афин. Большой интерес у римлян вызывала медицина, изучение которой было доступно и женщинам [1].

Как известно из истории, до середины 19 века в России женщинам доступ к науке и образованию был полностью закрыт. Однако, известны примеры, когда одаренные женщины, стремящиеся к научной и познавательной деятельности, сумели преодолеть социальные барьеры, плодотворно трудились и оставили свой след в той или иной области науки. Одним из таких примеров является Софья Васильевна Ковалевская – знаменитый русский математик, первой из женщин ставшая членом-корреспондентом Петербургской Академии наук[2].

Софья с детства была поглощена наукой, однако образования, которое могла получить женщина в России в то время, для нее было недостаточно. Поэтому она была вынуждена отправиться за границу. Там Софья Васильевна слушала лекции профессоров Кенигсбергера по математике, Кирхгофа по физике, Гельмгольца и Дюбуа-Реймона по физиологии в Гейдельбергском университете. А позже стала ученицей знаменитого профессора математики Берлинского университета Карла Вейерштрасса.

Научные труды, написанные Ковалевской, получили широкую известность и вошли в золотой фонд мировой математики. Имя Софьи Васильевны прославило Россию, а также входит в список самых значительных и известных математиков прошлого столетия. Однако обычаи и нравы, существовавшие в то время в российской академической среде в отношении представительниц женского пола, не позволили С.В. Ковалевской стать первой женщиной-академиком.

В 1878 году в Петербурге открылось частное учебное заведение - Высшие женские курсы, на которых девушки могли обучаться на одном из трех факультетов: историко-филологическом, юридическом или физико-математическом. Однако даже после окончания этих курсов женщины могли преподавать лишь в средних учебных заведениях для женщин и младших классах учебных заведений для мужчин [3].

Согласно данным статистики, в 1913/1914 гг. в государственных вузах технического профиля насчитывалось всего 40 студенток [4]. Российская культура начала XX-го века была скорее патриархальной и легитимировала подчиненное положение женщин в обществе, что и отражалось на количестве женщин-студентов в высших учебных заведениях. Женщина–инженер – явление, фактически отсутствовавшее в жизни российского общества до середины 1920-х гг. [5].

С советским режимом связывают массовое участие российских женщин в науке[6]. Начало 1930-х гг. ознаменовало собой новый этап в политике государства. В контексте становления «Большой» науки и экономической мобилизации женщин, которая сопровождалась в официальном дискурсе усилением ответственности женщин за выполнение репродуктивных функций, сложились нормативные паттерны участия женщин в научной активности. Их можно охарактеризовать в общем как “контракт работающей в науке матери”. Этот контракт легализовал карьерные возможности женщин в сфере науки, обусловив присутствие значительной доли женщин на низших уровнях и незначительной - на высших. «Гражданки нового государства вошли в науку в период революционной ломки прежних традиций, так как им не пришлось “проникать” в инертные структуры стабильного общества, преодолевая их сопротивление”[7].

Возможности вхождения женщин в науку различались в зависимости от дисциплинарной области. Удельный вес женщин был выше в тех специальностях, где они принимали заметное участие еще до революции. Так в индустриально-технических науках в конце 1929 г. они составляли лишь 1.9%. Такой низкий показатель на фоне приоритетной политики советской власти в отношении индустриально-технических наук объясняется тем, что в дореволюционный период женщины не могли обучаться в высших технических учебных заведениях. Единственным исключением являлся специальный женский политехнический институт профессора Щукина в г. Петербурге[8]. Это означает, что на возможности участия женщин в науках имели влияние сложившиеся до революции образцы женского образования.

В настоящее время сфера науки и образования традиционно считается наиболее благополучной в гендерном плане[9]. В британских учебных заведениях женщины не уступают по рейтингу мужчинам, а общественные организации (например, WISE – Women into Science, Engineering and Construction) не перестают уничтожать стереотипы, что научная деятельность - чисто мужская привилегия[3]. Уже долгие годы женщины преобладают в числе студентов высших заведений, из чего следует, что процент работающих женщин с высшим образованием выше, чем процент мужчин. Особенно феминизирована область образования: здесь число представительниц «слабого» пола чуть ниже 80%. Большая доля руководителей общеобразовательных учреждений – также женщины. Однако значительно хуже ситуация обстоит в высшей школе. На 2007/2008 год среди деканов факультетов лишь 36% составляют женщины.

В России объективно созданы неплохие предпосылки для успешного карьерного продвижения женщин. По данным гендерной статистики, в структуре занятости экономически активного населения женщины составляют почти половину специалистов высшего уровня квалификации. Среди студентов, обучающихся по техническим специальностям, доля женщин-студентов составляет в среднем четверть обучающихся [10].

Если говорить о сфере науки, то численность женщин - научных работников достаточно высока. Количество женщин – кандидатов наук, выполняющих научные разработки, больше половины. Растет число женщин – аспирантов и докторантов. К сожалению, несмотря на все благополучие, в образовании и в науке существует некоторый гендерный дисбаланс. Эти отрасли характеризуются теми же гендерными особенностями, что и для всего рынка труда: концентрация женщин в определенных «женских» секторах занятости (как правило, гуманитарные области) и их сосредоточение на низших ступенях иерархической лестницы.

В профессии инженера женщины ничуть не уступают мужчинам как по объему полученных в ВУЗе знаний, так и по качеству выполнения служебных задач. Однако, известно о тенденции снижения количества женщин на инженерных позициях[11]. Согласно статистическому анализу гендерной дискриминации [12], несмотря на все предпосылки карьерного роста женщин со стороны законодательства, реальная практика свидетельствует о наличии социальных преград. Социологи связывают это со следующими факторами:

  • гендерная дискриминацией на рабочем месте

  • отсутствием женских ролевых моделей в профессии инженера

  • существование стереотипов относительно врожденной технической некомпетентности женщин

  • трудности сочетания технических профессий с материнством

  • сложности перехода от рядовых позиций к руководящим

  • снижение престижа профессии инженера в обществе.

Кроме того, хорошо известен тот факт, что мужчинам платят больше, чем женщинам, занимающимся аналогичной работой.

По данным, представленным на портале «Индекс HeadHunter»[13] — общедоступной системе для онлайн-мониторинга российского рынка труда, гендерный дисбаланс среди соискателей очень высок в сфере IT, строительства и высшего менеджмента (таблица 1). Подтверждается сохранение концентрации женских кадров в традиционно «женских» областях - бухгалтерии и образовании.

Профобласть

Процент женщин-соискателей

Информационные технологии, интернет, телеком

19

Бухгалтерия, управленческий счет, финансы

87

Искусство, развлечения, масс-медиа

62

Наука, образование

78

Строительство, недвижимость

26

Юристы

59

Высший менеджмент

31

Таблица 1.

Одной из знаменитых женщин, работавших в стенах Нижегородского Государственного Технического университета им. Р.Е.Алексеева, была доктор технических наук, профессор Маттес Наталья Викторовна (1909 - 1975 гг.) – выдающийся отечественный ученый в области строительной механики корабля[14].

Она родилась в семье военного корабельного инженера Виктора Робертовича Маттеса в г. Петербурге. Ее дед по отцу был выходцем из норвежской семьи, в свое время служил капитаном на Волге. Отец окончил Морское инженерное училище в г. Кронштадте, затем он работал на Северной верфи (филиале Путиловского завода) главным инженером, проектировал совместно с И.Г.Бубновым первые отечественные линкоры дредноутного типа "Севастополь" и "Петропавловск". Он умер в 1916 году.

Осиротевшая семья в начале 1917 года переехала в родной город матери - Николаев, где Наталья Викторовна окончила кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института в 1930 году. Она стала первой женщиной, получившей диплом инженера-кораблестроителя в этом институте, а также 6-й женщиной инженером-кораблестроителем в России. Во время учебы, а также после окончания института она работала в Николаевском судостроительном заводе, сначала техником, а потом и инженером.

Семья Маттес вернулась в Ленинград в 1931 году. Наталья Викторовна – молодой специалист с редким для женщины того времени образованием начала свою профессиональную деятельность под началом выдающегося ученого и инженера П.Ф. Папковича в НИИ судостроения в отделе прочности (1931-1937 гг.). В самом начале своей карьеры Н.В. Маттес оказалась среди ведущих кораблестроителей того времени А.Н. Крылова и Ю.А. Шиманского. В таком достойном коллективе она сумела зарекомендовать себя человеком с самостоятельным мышлением и отличной работоспособностью.

В том же отделе прочности работал и Вадим Васильевич Давыдов. В 1937 году они поженились, и он стал для нее не только мужем, отцом ее сына, но и единомышленником, и сподвижником в корабельных науках.

В 1938 году супруги переезжают в г. Горький и начинают работать в системе высшего кораблестроительного образования нашего города: Наталья Викторовна – на кафедре строительной механики корабля Горьковского индустриального института (ныне НГТУ), а Вадим Васильевич – на кафедре конструкции корпуса и строительной механики корабля Института инженеров водного транспорта. Первое время Наталья Викторовна работала ассистентом. В 1940 году под руководством П.Ф. Папковича она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1948 году – докторскую на тему "Влияние общего изгиба на местную прочность и вибрацию судов".

В период бурного развития речного флота Н.В. Маттес участвует в разработке проблем прочности судов и, в соавторстве с В.В. Давыдовым и И.Н.Сиверцевым, издает фундаментальный "Учебный справочник по прочности судов внутреннего плавания", который выдержал 3 издания (1950, 1958, 1978) и является до сих пор настольной книгой кораблестроителей. В 1950 году Н.В. Маттес стала первой женщиной доктором технических наук, профессором Политехнического института. С 1950 года по 1975 год она возглавляла кафедру "Теория и строительная механика корабля".

Основное направление ее научной деятельности - вибрация и динамическая прочность судовых конструкций. С 1953 года сотрудники кафедры занимаются проблемами вибрации судов под руководством Натальи Викторовны. Она подготовил более 10 кандидатов наук, и вместе с В. В. Давыдовым обобщила научные результаты по вибрации в учебнике "Динамические расчеты прочности судовых конструкций" (издания 1959, 1965, 1975). С появлением на р. Волге скоростных судов Н.В. Маттес развивает вместе со своими учениками работы по прочности судов с динамическими принципами поддержания и издает в 1966 году первую монографию по прочности судов на подводных крыльях. Она опубликовала в соавторстве со своими учениками и коллегами, кроме большого числа статей, 8 учебников, справочников и монографий.

Наталья Викторовна являлась Почетным членом Научно-Технического Общества имени академика А.Н. Крылова. Она была обаятельным и глубоко интеллигентным человеком, ценителем и знатоком художественной литературы и музыки. Преемник Натальи Викторовны на посту заведующего кафедрой В.М. Волков сказал о ней: "Труды Натальи Викторовны принесли ей широкую известность в кругах судостроителей, а жизнь стала примером беззаветного служения науке о корабле".

Лаборатория вибрации в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева на кафедре динамики, прочности машин и сопротивления материалов носит ее имя. Огромная заслуга Н.В. Маттес в деле подготовки молодых ученых. Под ее руководством 15 человек закончили аспирантуру. Н.В. Маттес удостоена правительственной награды – орденом Ленина, а также медалей: «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

В заключение можно сказать, что в настоящее время области науки и техники феминизированы значительно больше, чем в остальные периоды истории. Формы общественного поведения мужчин и женщин от полного доминирования мужчин практически во всех областях жизнедеятельности дошли до состояния, близкого к равенству. Женщины все чаще выбирают технические специальности, строят карьеру в науке и приходят к руководящим постам, хотя в нашем обществе до сих пор существует масса социальных преград, в большей части связанных с гендерными стереотипами и шаблонами. Яркий пример того, что не только мужчинам свойственен рационально-технический склад ума - выдающийся отечественный ученый в области строительной механики корабля, профессор НГТУ им. Р. Е. Алексеева Наталья Викторовна Маттес.

Список литературы

  1. Роль женщин в науке и образовании античности [Электронный ресурс] // http://www.sch714-w-scientist.narod.ru/

  2. Шандра И. Г. Лучшая ученица профессора Вейерштрасса // Финансы: Теория и Практика. 2000. No2.

  3. Клюев П. Г. Женщины в науке [Электронный ресурс] // Нанометр; 2011; http://www.nanometer.ru/2011/02/02/1296599338437_254124.html

  4. Статистический ежегодник России. 1915. 354 с.

  5. Кеммет Е. В. Гендерный аспект выбора инженерной профессии: история и современность // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы : материалы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции XX Уральские социологические чтения (Екатеринбург, 27-28 февраля 2015 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — С. 210-214.

  6. Ведерникова Е. Советская гендерная политика и карьерные возможности женщин в науке // Наука. Санкт-Петербург. 2008.

  7. Мирская Е.З., Мартынова Е.А. Женщины в науке // Вестник Российской Академии Наук. 1993. Т. 64, No 8. С. 693-700.

  8. Тайцлин И.С. Женщина в советской науке // Научный работник, 1929. No 10. С.45 – 55.

  9. Винокурова Н. А. Женщины в науке и образовании: гендерное равенство, гендерное неравенство // «Математика. Компьютер. Образование». Сборник трудов XVI международной конференции в 2 т. / под общей ред. Г. Ю. Ризниченко. − Ижевск: «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. − Том 1. − С. 299-311.

  10. Кеммет Е.В. Выбор инженерной профессии: гендерный аспект // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: Сборник материалов 2-й Всероссийской конференции, 28-29 мая 2015 г., Екатеринбург / Под ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 265 с.

  11. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социальные установки и статус женщин-инженеров в России в переходный период // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 9278-9286.

  12. Шапкина Ю.В., Михайлова Т.Л. Женщина-инженер: статистический анализ гендерной дискриминации // Российский студент – гражданин, личность, исследователь (Нижний Новгород, 22 марта 2012 года) Материалы VII Всероссийской научно-практической студенческой конференции / 2012. с. 80-81.

  13. Статистика по России [Электронный ресурс] // Индекс HeadHunter; https://stats.hh.ru/

  14. Маттес Н.В. [Электронный ресурс] // Нижегородский некрополь; http://niznov-nekropol.ucoz.ru/index/mattes_nv/0-165

 

 

Просмотров работы: 287