КОРОНАВИРУСЫ МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОРОНАВИРУСЫ МЕЛКИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коронавирусы – РНК-содержащие вирусы, имеющие липопротеиновую оболочку [6].

Коронавирусы содержат плюс-цепи РНК и обладают уникальным механизмом репликации. У них отсутствует нейраминидазная активность и они не связываются с рецепторами, содержащими сиаловую кислоту (сюрин).

В состав коронавирусов входят нуклеокапсид и липопротеидная оболочка, на поверхности которой имеются характерные редко расположенные булавовидные выступы. Высота этих выступов составляет 12-24 нм. Вирионы сферической формы, диаметром 75-160 нм. В вирионах обнаружены также липиды и углеводы клеточного происхождения [2].

Возбудитель относится к семейству Coronaviridae, которое включает два рода:

1) Torovirus: торовирусы лошадей, крупного рогатого скота, свиней и человека;

2) Coronavirus: антигенная группа 1 – вирус трансмиссивного гастроэнтерита свиней и др.; антигенная группа 2 – гемагглютинирующий вирус энцефаломиелита свиней и др.; антигенная группа 3 – вирус инфекционного бронхита кур и др. [1].

Инфекционный перитонит кошек

Коронавирусы кошек (FCoVs; семейство Coronaviridae, порядок Nidovirales) представляют собой важные патогены кошек. Они существуют в виде двух разных патотипов. Кишечный коронавирус кошек (FеCV) является обычным патотипом, который, как кажется, инфицирует только кишечный тракт и вызывает слабый, часто сложно идентифицируемый энтерит. Вирус эффективно распространяется через зараженные фекалии, и инфекция может проходить бессимптомно в течение года или более. Частота встречаемости FеCV очень высока, достигает до 90% в больших скоплениях кошек по данным, полученным при исследовании сыворотки. Другой патотип, которым был назван вирус инфекционного перитонита кошек (FIPV), возникает только от случая к случаю. Он развивается менее чем в 10% случаев у серопозитивных животных. В противоположность FeCV, FIPV является плохо передающимся и высоковирулентным. Путем эффективного инфицирования макрофагов и моноцитов FIPV может вызывать летальное системное заболевание, вовлекающее многие органы, и в классических случаях сопровождающееся накоплением брюшного экссудата (или асцита) [3].

Антигенная структура. Изучена недостаточно. Антигенных вариантов вирус не имеет [2].

Устойчивость к физико-химическим воздействиям. Во внешней среде вирус инактивируется в течение одного дня. Нагревание и большинство дезинфицирующих средств быстро инактивируют его. Довольно устойчив вирус к фенолам, низкому pH, хорошо сохраняется при низких температурах [2].

Культивирование вируса проводят в культурах клеток легкого эмбриона кошки [2].

Эпизоотология. Инфекционный перитонит кошек часто поражает маленьких котят в питомниках, но наблюдается и у более старших кошек домашнего содержания. Главным источником инфекции являются инфицированные кошки-матери.

Патогенез. Путь передачи коронавируса главным образом алиментарный, через зараженные фекалии. При заражении через ротовую или носовую полость первоначальная репликация вируса происходит в эпителиальных клетках глотки, дыхательного тракта или кишечника. Большинство инфекций на этой стадии протекают бессимптомно. Могут наблюдаться признаки легкого энтерита, но возможна хроническая или тяжелая диарея. Большинство кошек со временем избавляются от вируса, и перитонит не развивается.

Мутация коронавирусного энтерита кошек в перитонит. Споры о происхождении вируса FIPV продолжаются до сих пор, но сегодня доказано, что FIPV возникает в результате мутации возбудителя коронавирусного энтерита кошек (FECV), хотя некоторые авторы до сих пор относят FIPV к высоковирулентному штамму FECV. Теория о мутантном происхождении FIPV также хорошо объясняет спорадичность и неэпидемичность возникновения вирусного перитонита кошек в больших популяциях [10, 11].

Коронавирусы кошек делят на два серотипа, которые определяются антигенными свойствами. Наиболее распространен в кошачьих популяциях вирус серотипа I. Вирусы серотипа II, которые, в отличие от первого, могут хорошо размножаться в культуре клеток, являются рекомбинантами между FCoVs типа I и собачьим коронавирусом. В дополнение к двум серотипам существует большое количество штаммов в каждом серотипе кошачьих коронавирусов. Различия между изолятами в пределах одной группы кошек редко превышают 1–2 %, но в географически удаленных регионах они могут составлять до 20 %. Важно отметить, что обе мутации FECV в FIPV могут произойти в любом штамме каждого из серотипов [12].

При изучении FIPV, выделенных из патологического материала, более чем в 70 % случаев обнаруживалась мутация в гене 3С, который кодирует небольшой белок с неизвестной функцией. Потеря функции этого гена не мешает репликации вируса в естественных условиях или invitro, но, как полагают, радикально меняет клеточный тропизм от клеток эпителия кишечника на макрофаги [4, 7].

Также группой ученых из Утрехтского университета после секвенирования генома большого числа FIPV и FECV была обнаружена вторая мутация, возникающая практически во всех FIPV. Эта мутация состояла из одной или нескольких нуклеотидных замен в гене полипептида S, которые вызывают незначительные изменения в аминокислотном составе последнего. Стоит обратить внимание на то, что комплекс мутаций, вызывающих превращение FECV в FIPV, уникален для каждого животного! Различия вируса имеются даже при возникновении клинической формы вирусного перитонита у котят из одного помета [10].

Клинические признаки. Инкубационный период — от нескольких недель до нескольких месяцев. Клинические признаки ФИП разнообразны и варьируют в зависимости от возраста кошек, количества и вирулентности возбудителя, наличия иммунитета. Типичными клиническими признаками у котят возраста до года являются отсутствие аппетита, высокая температура, перитонит, иногда плеврит. В начале заболевания кошка становится апатичной, угнетенной, малоподвижной, меньше ест (но никогда не прекращает есть совсем). Характерный признак ФИП – анорексия и сильное снижение веса. У взрослых кошек различают две формы болезни: экссудативную («влажный» ФИП) и неэкссудативную («сухой» ФИП). «Влажная» форма характеризуется скоплением жидкости («выпота») в брюшной или грудной полости (асцитом). При общем похудении и истощении кошки у нее увеличивается живот, отмечается анемия, рвота, диарея, вследствие поражения печени развивается желтуха. «Сухая» форма сопровождается поражением глаз, почек, печени, легких и центральной нервной системы. Наблюдаются клинические признаки ревматизма, менингита: боли в области позвоночника и задних конечностей, нарушение координации движений, закидывание головы, манежные движения, пугливость. При обоих формах болезни наблюдается постепенное, но неуклонное угасание организма, которое через несколько недель (иногда месяцев) оканчивается гибелью животного [8].

Диагностика. Предложены реакции РЗГА и РН. Помимо того, разработан метод ELISA для определения АТ к вирусу перитонита кошек. Для этого получены и испытаны монАТ к трем мажорным вирусным компонентам: гликопротеину и протеину пепломера. Положительно реагирующих в конкурентном ELISA 98,5% проб сывороток имели АТ ккапсидному протеину и 4,8% - к протеину пепломера [6].

Лечение. Специфического лечения инфекционного вирусного перитонита кошек не существует. Лечение симптоматическое и может носить только поддерживающий характер. По некоторым данным жизнь животного может быть продлена на несколько месяцев при приме- нении комплекса кортикостероидов, противовирусных и иммуносупрессирующих препаратов [10].

Специфическая профилактика. Предложена вакцина. Биомассу вируса получают путем культивирования клеток селезенки инфицированных животных в суспензионных условиях. Вакцина против инфекционного перитонита кошек разработана на основе температурно-чувствительного мутанта виру­са. При интраназальном введении ее вирус реплицируется только в верхних дыхательных путях и инактивируется в других органах. При испытании его на кошках в эксперименталь­ных условиях из 20 вакцинированных животных после контрольного заражения заболело 3, а в группе невакцинированных - все 12, из них погибло 10. У вакцинированных кошек обра­зовались сывороточные и секреторные ВНА, а также развился клеточный иммунный ответ. Полевые испытания подтвердили безопасность и эффективность вакцинации. В Англии применяется живая вакцина Primucell IPV из ts-мутанта F I PV шт.D F -2. Её вводят в нос. Ре­комендуется иммунизировать котят в возрасте 16 нед и через 3-4 нед.[5].

Коронавирусный энтерит собак

Коронавирусный энтерит собак - высококонтагиозная вирусная болезнь собак, характеризующаяся геморрагическим воспалением желудочно-кишечного тракта, обезвоживанием и общим истощением организма.

Возбудитель. РНК-содержащий вирус, семейства коронавирусов (Caninecoronavirus). Коронавирус собак (КВС) имеет антигенное родство с коронавирусом кошек, свиней и может их инфицировать. КВС не устойчив во внешней среде и сохраняется в каловых массах при комнатной температуре не более 2 суток.

Эпизоотологические данные. Впервые коронавирусные энтериты собак были зарегистрированы в Германии в 1971 г., затем были выявлены во многих других странах Азии, Европы и Америки. В России КВС был впервые выделен и идентифицирован в 1997 г. А.А. Ольшанской и др. К болезни восприимчивы собаки всех возрастов и пород, но наиболее чувствительны к КВС молодые щенки до 5-месячного возраста при групповом методе содержания животных.

Заражение фекально-оральное заражение наиболее типично, но может быть и орально назальное.

Инкубационный период составляет обычно 1-5 дней, при экспериментальном заражении - не более 2 дней [9].

Патогенез. КВС после внедрения в организм поражает в первую очередь эпителий слизистой оболочки тонкого кишечника и ободочной кишки (при фекально-оральном заражении) или слизистую носоглотки собак (при орально назальном заражении). КВС выделяется с калом в течение 3-16 недель после заражения, иногда дольше.

Клинический признаки. Болезнь может проявляться в 3 формах: сверхострой, острой и скрытой.

Сверхострую форму отмечают в основном при смешанных кишечных вирусных инфекциях (корона-, парво-, ротавирусных и др.) у щенят в возрасте 2-8 недель. Животные погибают в течение 24 - 48 ч.

Острую форму наблюдают также у щенят в раннем возрасте. Болезнь сопровождается рвотой, длительным поносом, анорексией, резким обезвоживанием организма и сердечно-сосудистой недостаточностью. Каловые массы сначала кашицеобразные слизистые, затем водянистые с примесью крови и резким зловонным запахом.

Скрытая (латентная) форма болезни характеризуется длительным бессимптомным течением, при этом могут наблюдаться отдельные маловыраженные клинические признаки вирусных кишечных инфекций: депрессия (угнетенное состояние), потеря аппетита, хронический понос, снижение ритма сердечной деятельности, истощение и др. Скрытая форма может проявляться у собак-вирусоносителей, а также у животных с ослабленной иммунной системой [9].

Диагноз. При коронавирусном энтерите, как и при других вирусных кишечных инфекциях, точный (окончательный) диагноз ставят на основании лабораторных исследований свежих каловых масс. В частности, метод люминесцентной диагностики позволяет установить точный диагноз в течение 2 ч.

При дифференциальной диагностике исключают вирусные и бактериальные кишечные инфекции (парво-, ротавирусные энтериты, чуму плотоядных, вирусный гепатит собак и др.).

Лечение. При коронавирусном энтерите собак проводят комплексное лечение, аналогичное терапии при парвовирусном энтерите.

Иммунитет при коронавирусном энтерите собак непродолжительный, поэтому возможно повторное заражение.

Профилактика. Для активной иммунопрофилактики используют ассоциированные вакцины против корона-, парвовирусного энтерита и других болезней: отечественные - Мультикан-4, Мультикан-6, Мультикан-7 и др.; зарубежные - Нобивак и др.[9].

Библиографический список

  1. Барышников, П. И. Ветеринарная вирусология [Текст] : учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 111201 - "Ветеринария" : рек. УМО по образованию / П. И. Барышников. - М. : ФОРУМ, 2009. – 95 с.

  2. Белоусова, Р.В. Ветеринарная вирусология [Текст]: учебник / Р.В.Белоусова, Э.А Преображенский, И.В. Третьякова - М.: КолосС, 2007.-293 с.

  3. Крылова Д.Д. Инфекционный перитонит кошек // Ветеринарный Петербург [Текст]: / Крылова, Д.Д. – 2012. - №3.

  4. Старченков, C. В. Заразные болезни собак и кошек / Старченков C. В. – СПб. : СПС, 2001. – 368 с.

  5. Супотницкий, М. Феномен антителозависимого усиления инфекции у вакцинированных и переболевших / М. Супотницкий, А. Миронов, Е. Лебединская // Биопрепараты. – № 3. – 2013. – С. 12–25.

  6. Сюрин В. Н. Вирусные болезни животных / А. Я. Самуйленко, Б. В. Соловьев, Н. В. Фомина – Москва, ВНИТИБП, 1998 – С. 162-212.

  7. Терехова, Ю. О. Выявление антител к вирусу инфекционного перитонита кошек (ИПК) иммуноферментным методом / Ю. О. Терехова, Н. А. Рахманина // Российский ветеринарный журнал. Мелкие домашние и дикие животные. – № 1. – 2012. – С. 24–28.

  8. Инфекционный перитонит кошек [Электронный ресурс]: Статья. – Режим доступа : http://www.catgallery.ru/info/cat-peritonitis-fip_236.html

  9. Коронавирусный энтерит собак [Электронный ресурс]: Московский ветеринарный веб-центр. – Режим доступа : http://webmvc.com/bolezn/catdog1/koronent.php

  10. Pedersen, N. C. Feline infectious peritonitis: Newer findings from around the world / N. C. Pedersen // Center for Companion Animal Health, School of Veterinary Medicine,University of California, 2011. – С. 11

  11. Pedersen, N. C. A synopsis of feline infectious peritonitis virus infection // Center for Companion Animal Health, School of Veterinary Medicine, University of California, 2010. – 41 c.

  12. Pedersen, N. C. A review of feline infectious peritonitis virus infection: 1963—2008 / N. C. Pedersen // Journal of Feline Medicine and Surgery, 2009. – 82 c.

Просмотров работы: 226