МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Не задумываясь, мы погружаемся в цифровую среду при взаимодействии с компьютером, смартфоном или планшетом. С популяризацией последних двух девайсов время, проводимое человеком в Интернете, заметно растет. Все эти факторы не могли не оказать влияние и на электронную коммерцию, многие представители которой смогли быстро переориентироваться на развивающийся рынок мобильных продаж, адаптировав свои сайты под небольшие экраны мобильных устройств. Некоторые же идут еще дальше, разрабатывая специализированные мобильные приложения.

Доля покупок, совершаемых пользователями в Интернете, неумолимо растет. Так, объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2016 году составил 650 млрд руб., то есть, с учетом поправки на инфляцию, отмечается прирост в 3% [1, c.12].

Все это обусловлено высокой степенью проникновения сети Интернет в России. По прогнозам компании, GfK в России в 2017 году ожидается порядка 100 млн. активных Интернет-пользователей (по итогам 2015 года в России насчитывалось 84 млн. пользователей) При этом, объем мобильного Интернет-трафика уже вырос до 37,2%. [2].

По данным Criteo и Google доля покупок с мобильных устройств в мире уже составляет 23% от общего числа, из них 53% были совершены через смартфон, при этом 81% из них - спонтанно [4], [5].

Данная тенденция позволяет уже сегодня выделить мобильную коммерцию в отдельный сегмент электронной коммерции, благодаря смартфонам и планшетам, которые сегодня являются обязательными девайсами экономически активного населения: данные устройства облегчают жизнь потребителей, поскольку они больше не привязаны ни к рабочему месту, ни к проводному Интернету при совершении покупок.

Несмотря на то, что новая модель взаимоотношений между продавцом и потребителем на рынке мобильной коммерции в России только развивается, уже сегодня можно наблюдать тенденцию роста количества онлайн заказов, выполняемых с мобильных устройств, сопровождаемых увеличением объема применения мобильных приложений в мобильной коммерции. В России почти 30% опрошенных когда-либо совершали покупки в интернете со смартфона, причем половина из них воспользовалась для этого специальными приложениями [6].

Создание мобильных приложений, в первую очередь, ориентировано на потребителей и их потребности. Именно сочетание данных условий гарантирует рост использования мобильных приложений, а значит и повышение продаж компании, что является первоочередной задачей для разработчика. Благодаря мобильным приложениям продавец может представить информацию пользователю в более доступной и комфортной форме, облегчить поиск нужного товара или услуги, минимизировать временные затраты потребителя.

Подтверждением эффективности мобильного приложения может послужить Интернет – магазин «Ozon». С введением в оборот мобильного приложения данного сайта продажи значительно увеличились. Теперь создатели приложения трудятся над его усовершенствованием для поддержания тенденции увеличения числа онлайн продаж [9].

В настоящее время приходит осознание того, что данный метод по увеличению продаж будет использоваться большинством участников рынка, учитывая уже имеющийся прогресс. Предпосылок для снижения популярности в России компактных гаджетов в ближайшее время не предвидится, а значит совершенствоваться в этом направлении необходимо и перспективно.

На сегодняшний день можно наблюдать борьбу мобильных приложений и адаптированных версий сайтов Интернет-магазинов [7].

Мобильные приложения имееют в этой борьбе ряд преимуществ, среди которых можно выделить[3]:

  • мотивацию к покупке через мобильное приложение, путем предоставления в нем дополнительной скидки;

  • постоянную бесплатную визуальную рекламу в виде логотипа на рабочем столе мобильного устройства;

  • push-уведомления, которые ненавязчиво напоминают клиенту о компании.

Для изучения ситуации на рынке мобильной коммерции в Брянском регионе нами было проведено маркетинговое исследование, в котором в качестве респондентов выступали 187 студентов и выпускников Брянских вузов в возрасте от 18 лет.

Анализ полученных результатов показал, что среди опрошенных только 18,11% респондентов не прибегают к услугам мобильной коммерции и не совершают заказы непосредственно через мобильные приложения.

Данная тенденция присуща преимущественно к поколению в возрасте до 25 лет, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного Интернета именно в данной возрастной группе [10, с. 172].

Наши исследования показали, что гендерный признак фактически не оказывает никакого влияния на использование услуг мобильных приложений: более половины опрошенных и юношей, и девушек прибегают к услугам программного обеспечения, установленного на их мобильные устройства.

Следует отметить, что среди участников эксперимента более 80% респондентов являлись студентами и не имели собственного постоянного дохода. При этом наибольшее участие в совершении покупки через мобильное приложение принимали те респонденты, у которых уровень дохода в семье на одного человека превышает 20 тысяч рублей. В семьях же, где доход на человека ниже данного значения, совершение заказов в Интернет-магазинах происходило реже: лишь 34,7% респондентов использовали мобильные приложения при совершении заказа.

Выводы

В настоящее время на российском рынке электронной коммерции наблюдается бурное развитие сектора мобильной коммерции, что приводит к выигрышу как продавцов, так и покупателей:

  • Если фирма идет в ногу с требованиями покупателей и предлагает удобный способ выбора и оплаты товаров и услуг через мобильное приложение, то уровень ее продаж, несомненно, вырастет.

  • Покупателю выгодно не тратить время в торговых центрах, а совершать покупки с использованием мобильных устройство, не выходя из дома.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие мобильных приложений является необходимостью, с которой столкнуться в скором времени все игроки рынка электронной торговли в России.

Россияне в возрасте до 25 лет чаще всего прибегают к услугам мобильной коммерции и совершают заказы в Интернет-магазинах непосредственно через мобильные приложения, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного Интернета именно в данной возрастной группе, независимо от гендерного признака.

Список литературы

  1. Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде //Практический маркетинг. - 2016. - № 12-1 (2381). - С.11-16.

  2. Проникновение Интернета в России: Итоги 2015 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.shopolog.ru/news/proniknovenie-interneta-v-rossii-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 10.12.2017).

  3. Criteo. State of Mobile Commerce. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.criteo.com/media/2513/criteo-state-of-mobile-commerce-report-q2-2015-a4-digital.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

  4. 50 Must-Know Mobile Commerce Statistics and Facts. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://resources.mobify.com/50-mobile-commerce-stats.html (дата обращения: 09.12.2017)

  5. Развитие Интернета и его значение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 11.12.2017).

  6. Краснова С.А., Краснов А.С. Бренд-имидж, как инструмент дифференцирующего позиционирования ВУЗа на рынке образовательных услуг //Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2015.-№2(16). - С. 175-177.

  7. Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.idc.com/tracker/showproductinfo.jsp?prod_id=37 (дата обращения: 10.12.2017).

  8. Россияне увеличили Интернет-покупки через мобильные приложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mresearcher.com/2016/02/rossiyane-uvelichili-internet-pokupki-cherez-mobilnye-prilozheniya.html (дата обращения: 11.12.2017).

  9. Краснов А.С. Особенности проведения маркетинговых исследований в сети Интернет// Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право.- 2015.-№2(16). - С. 172-174.

Просмотров работы: 149