ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На рубеже XX и XXI веков создана единая информационная система планеты. Если раньше ресурсы экономического развития были достаточно жестко привязаны к территориям, технологиям, то сейчас основным ресурсом является информация, которая во многом способствовала развитию интернета. С начала 1990-х гг. распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приобрело всеобъемлющий масштаб, причем скорость их распространения превысила все ожидания [5].

В настоящее время отсутствует сфера человеческой деятельности, которая не претерпела бы существенных изменений в результате массового внедрения ИКТ.

Сегодня лидеры мирового экономического и политического пространства являются именно те страны, которые научились определять вектор развития информационных технологий, использовать новые возможности для их применения. Общеизвестно, что в мировой индустрии информационных и телекоммуникационных технологий является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

Так, например, темпы развития данной отрасли превышают темпы развития остальных традиционных отраслей индустриальной экономики таких, как тяжелое машиностроение, нефтедобыча, производство стали. Именно информационный сектор сам по себе стал локомотивом экономического развития многих стран.

Не случайно относительно недавно появились в экономической среде такие понятия как электронный бизнес (Интернет-бизнес) и электронная коммерция.

Под электронным бизнесом (e-business) понимают все бизнес-процессы, совершаемые деловой организацией посредством сети Интернет.

Примерами бизнес-процессов являются: коммерция, маркетинг, финансовый анализ, платежи, прием на работу, поддержка клиентов и партнеров и др.

Одним из значимых электронных бизнес-процессов является электронная коммерция.

Под электронной коммерцией понимается любая транзакция, совершаемая через сеть Интернет и приводящая к передаче права собственности на товар или услугу или права пользования ими.

Таким образом, соотношение понятий «электронная коммерция» и «электронный бизнес» - как часть и целое. Однако, зачастую данные понятия употребляются и как синонимы.

В первом случае электронный бизнес состоит из таких структурных составляющих, как: электронная коммерция (e-commerce); электронные частные закупки (e-procurement); электронные государственные закупки (e-government); электронное обслуживание заказчиков (e-carefor customers); электронное обслуживание деловых партнеров (e-carefor Business Partners); электронное обслуживание служащих (e-carefor employees); электронное обслуживание влиятельных лиц (e-careforinfluencers) [2].

Во втором случае электронный бизнес определяют по участникам, между которыми есть коммерческие отношения:

  • Business-to-Business (B2B) (бизнес для бизнеса) означает коммерческие отношения юридических лиц (предприятий и организаций) между собой;

  • Business-to-Consumer (B2C) (бизнес для потребителя) касается коммерческих отношений между юридическими лицами (предприятиями и организациями), с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями (частными клиентами) – с другой стороны;

  • Consumer-to-Consumer (C2C) (потребитель для потребителя) означает коммерческие отношения индивидуальных предпринимателей (частных клиентов) между собой;

  • Administration-to-Business/ Consumer(A2B/ A2C) (административные органы для бизнеса / потребителя).Таким образом, государство тоже получило свою собственную аббревиатуру в электронной торговле [4].

Можно сказать, что в области электронного бизнеса действуют фирмы определенного типа, так называемые Интернет-компании. Их отличительные от традиционных компаний особенности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Особенности функционирования Интернет-компании

Исходя из вышесказанного, выделяют следующие виды электронного бизнеса:

  • Электронный бизнес, связанный с обслуживанием цифрового потока продукции. В данном случае полный цикл коммерческой сделки (включая доставку) может быть проведен через сеть Интернет.

  • Электронный бизнес, связанный с обслуживанием материального потока продукции. В данном случае имеется в виду продукция, которую невозможно представить в ином виде, чем она представлена и в традиционном бизнесе, например, автомобили, недвижимость, продукты питания, косметика и т. д.

В данном случае, относится к продукции, которая не может быть представлена в виде, чем она представлена в традиции и бизнеса, таких, как автомобили, недвижимость, продукты питания, косметику и т. д.

Однако заказы и оплата товара такими, несмотря на материал их формы, могут производиться с помощью интернета. Особенностью этого типа электронного бизнеса является то, что потребитель получает продукты через курьерские горшки или непосредственно в офисе фирмы.

Инновационная деятельность Интернет-компании обусловлена стратегической ролью информационных технологий. Под инновациями здесь понимают новые (сетевые) «уникальные» продукты, новые способы производства данных продуктов, нахождение новых сегментов рынка и разработка «уникальных торговых предложений», представляющих собой умение преподнести новый товар (услугу) потенциальному покупателю [3].

Необходимо также отметить и специфическую особенность Интернет-компаний относительно ихструктуры затрат, в которой ведущее место занимают затраты на НИОКР, вследствие постоянного развития рынка информационных технологий. При этом незначительную долю в общем объеме затрат компании составляют, в большинстве случаев, затраты на материалы и оборудование.

Рассматривая структуру активов предприятия, можно увидеть, что его возвращение высокой долей интеллектуальных активов (программы, фонды, квалифицированный персонал, бренд и репутация фирмы и т. д.). На данный момент интеллектуальный потенциал, пожалуй, единственный фактор, который, возможно, мобильность в относительно короткие сроки сохранит устойчивые позиции на российском рынке в конкуренции с иностранными фирмами. Специальные элементы Интернет-компаний организации по сравнению с традиционными компаниями, проверяют ставшие логово имен, организации, получающие деньги через электронную систему Plate, подтверждают доставку товаров (услуг), а также обеспечивают достаточный уровень защищенности информации, осуществляют сделки купли-продажи.

Рассмотренные особенности функционирования Интернет-компаний необходимо учитывать при создании веб-сайта, являющегося главным элементом в процессе организации Интернет-компании.

Веб-сайт представляет собой Интернет-представительство компании, совокупность взаимосвязанных страниц, концептуально объединенных по содержанию и навигации и физически находящихся на одном сервере. Веб-сайт, являясь основой Интернет-компании, аккумулирует в себе всю информацию, которую необходимо довести до потенциального покупателя.

С учетом данного обстоятельства Интернет-компании следует рассматривать как компании инновационного типа, основная коммерческая деятельность которых реализуется в сети Интернет и базируется на собственном веб-сайте.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что электронный бизнес представляет собой инновационную самостоятельную деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность.

Инновационный характер предпринимательства выражается в активном использовании предпринимателями последних достижений информационных технологий в качестве основы прогрессивного метода ведения бизнеса.

Сегодня можно предположить, что в будущем весь предпринимательский сектор будет вовлечен в электронный бизнес. Последний с внедрением все новых и новых ИКТ, безусловно, будет развиваться, приобретая новые формы и виды ведения бизнеса.

Другими словами, современный электронный бизнес – это отражение некоторых черт предпринимательства будущей информационной экономики. Сегодня же переход к информационной экономике у всех стран вызывает массу нерешенных проблем, от которых зависит будущее развитие как национальной, так и в целом мировой экономики. К числу этих проблем относится и сфера ведения электронного бизнеса [1].

Однако в настоящее время Интернет-отрасль в России, при всем своем отставании по уровню развития от ведущих стран мира, демонстрирует достаточно высокие темпы развития. Это можно увидеть на примере стремительного роста показателей электронной розничной торговли (табл. 2).

Таблица 2- Динамика показателей Интернета в сфере электронной розничной торговли за период с 2013-2016гг.

 

2013

2014

2015

2016

Аудитория Интернета, млн.чел.

6,48

7,25

8,79

10,24

Доля Интернет-покупателей среди посетителей Рунета

16,00%

18,00%

20,00%

23,00%

Количество Интернет-покупателей, млн чел.

1,0368

1,305

1,758

2,3552

Российская розничная торговля

132,7104

244,035

411,372

671,232

В среднем, по разным оценкам, в 2016 году рынок электронной коммерции вырос на 20%, значительно увеличился объем онлайн-платежей по кредитным и дебетовым банковским картам. Оборот рынка электронной коммерции в России составил около 150 млрд рублей. средний покупатель тратит в интернет-магазинах от 3 тысяч рублей. в месяц. 8% роста объемов интернет-рекламы – на фоне 35 % падения российского рекламного рынка в целом (объем контекстной интернет-рекламы увеличился еще больше, на 11 %).

В разгар обычного рабочего дня поисковые системы Рунета обрабатывают на 3300 запросов в секунду. К концу 2016 года в Рунете было зарегистрировано 160 миллионов почтовых ящиков – почти все из них (за исключением 7-8 миллионов корпоративных почтовых ящиков) создавались на бесплатных почтовых сервисах и порталах. Ежемесячная аудитория социальных сетей выросла до 24,8 млн. т. е. около трети пользователей Рунета [6].

По словам исполнительного директора Turnover.Ru, это подходящее время для создания новых Интернет-проектов, в том числе международных. Вместе с тем он отмечает, что команда менеджеров таких проектов должна состоять из наших соотечественников, которые знают реалии нашего уникального рынка.

Однако развитию Интернета и электронного бизнеса более широкомасштабного и с более высокими темпами препятствует наличие следующих факторов:

1. Общая слабость российской экономики и относительно небольшое число пользователей Интернета. Кроме того, в настоящее время стоимость доступа в Интернет для большинства россиян по-прежнему довольно велика.

2. Неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и относительно низкий уровень телефонизации. Если в США на 100 жителей приходится около 64 телефоны в России только 19. Низкокачественные телефонные линии также приводят к тому, что россияне тратят в интернете мало времени.

3. Традиционная закрытость среднего и крупного российского бизнеса. Кроме того, имеющиеся в российских компаниях внутренние резервы оптимизации их деятельности еще не исчерпан до конца.

4. Недоверие российского бизнеса к защищенным коммуникациям при передаче конфиденциальной информации (ряд владельцев российских веб-сайтов рассматривают возможность онлайн платежей и отчислений, но немногие решаются на их использование).

5. Низкая покупательная способность подавляющего большинства населения России (особенно в регионах).

6. Неравномерное развитие российского рынка электронного бизнеса. В России о любом электронном магазине (допущениях) можно говорить только в Москве и частично в Санкт-Петербурге. В других регионах России электронные магазины воспринимаются как экзотические.

7. Недостаток традиционных розничных каналов (только там, где эти каналы хорошо развиты, Интернет приносит новое качество).

8. Относительная неразвитость электронных платежных систем и логистики (неэффективная система доставки товаров клиентам).

9. Малая степень развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и кредитным картам.

10. Недостаток нормативно-правового и методического обеспечения электронного бизнеса.

11. Отсутствие сложившейся деловой культуры, распространение практики несоблюдения, мошенничества и т. д. и, как следствие, отсутствие доверия среди предпринимателей.

12. Высокая доля "теневого" сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом [1].

Многие из перечисленных выше препятствий по развитию Интернета и электронного бизнеса не могут быть устранены за короткое время и усилиями одного лишь государства. Другими словами, требуется разработка комплексной программы, включающей в себя взаимосвязанные стратегии по развитию экономики, инновационного предпринимательства, информатизации населения, формированию человеческого капитала и т. п. как на национальном, так и на международном уровне.

Однако некоторые меры необходимо принять уже сейчас:

  1. реализация уже действующего законодательства, в частности, Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»(ЭПЦ);

  2. разработка и принятие стандартов в области функционирования систем электронной торговли, в том числе, в области информационной безопасности;

  3. создание электронных торгово-закупочных площадок в сфере оптово-розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

  4. расширение практики онлайновых закупок и онлайновых расчетов городскими органамивласти;

  5. содействие расширению Интернет-аудитории страны, прежде всего путем информационно- просветительских кампаний и создания точек общественного доступа;

  6. содействие повышению информационной грамотности населения путем расширения сети компьютерных курсов и др. [3].

Список литературы

  1. Васильева Т. В. Особенности функционирования Интернет компаний в сфере интернет-коммерции // Инновации.- 2015. - 120-122 с.

  2. Влияние информационных технологий на национальную безопасность // Построение стратегического общества через образование и науку: IV ежегодная конференция.- М., 2016.- С.12-18.

  3. Ефимова Е. В. Развитие электронной торговли в России и ее проникновение в различные сферы деятельности // Вестник АГТУ. -2015. – С.38-43.

  4. Каргина Л. А. Перспективы развития сектора B2C электронной коммерции в России // Инновации. -2015.- 120 с.

  5. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель.- М., 2016.- 79 с.

  6. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики.- 2016. – 150 с.

 

Просмотров работы: 661