ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО ДО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО ДО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Кузнецова М.А. 1, Михайловский М.Н. 2
11-ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова (Сеченовский университет) Минздрава России
2ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение: Опыт психосоциальной помощи детям, накопленный в педагогической работе по программам о здоровом образе жизни, рекомендует придерживаться применения поэтапного подхода к формированию устойчивой социализации личности [3] Использование методических приемов: от игровых и изобразительных форм передачи информации до закрепления аттютидов в устойчивую социализацию личности, должно учитывать возрастные поведенческие и когнитивные особенности участников и закреплять их тренингом сценарий, приближенных к реальным ситуациям [1]. При этом уровень методических приемов должно постепенного усложняться и достигать эффекта просоциально ориентированного поведения [2]. Наиболее разработанным методом психосоциальной помощи для учеников средних и старших классов является тестирование как форма получения предварительных данных о когнитивном мышлении и психо-социальноом ориентировании подростков. Для детей дошкольного возраста применяется методика психологического анализа их рисунков, хотя использование графических рисунков и разных игровых форм передачи и получения информации не имеет возрастных ограничений [ 4,6].

Представления о здоровье как противопоставление болезни у разных возрастных групп приобретают ассоциации с накопленным в детском возрасте опытом болезни в медицинском значении явления [ 5,7]. При этом формирование социальной практики базируется на когнитивном уровне обобщения собственного опыта в сравнении его с другими оптом наблюдения. В связи с чем, сокращение пути от медицинских до социальных истоков приобретенного опыта является основной задачей психолого-педагогической работы по профилактике отклоняющихся поведений и раннего формирования личностно-ориентированных ценностей подрастающего поколения.

Реализация образовательных программ о здоровом образе жизни прививает учащимся культуру общения, гуманных межличностных отношений, уважение к достоинству личности каждого человека и в значительной мере сокращает риск развития девиантных поведений в обществе.

Целью исследования явилось определение когнитивного мышления и личностного ориентирования по отношению к представлению о здоровом образе жизни у школьников-подростков.

Объект исследования – школьники 13-14 лет.

Предмет исследования – представление о здоровом образе жизни.

Методы исследования – тестирование, сравнительный анализ результатов исследования.

Применен методологический подход в форме психосоциального тестирования для оценки степени личностно ориентированной социализации подростков по проблемным явлениям. Тестирование проведено среди 34 подростков, средний возраст которых составил 13,2 лет. Тесты составлены в двух частях: 1 часть – для определения когнитивного уровня мышления у участников; 2 часть- проецирование знаний о здоровом образе жизни применительно к себе.

Результаты и обсуждение.

Активность в участии первой части тестирования проявили все участники и доля высказываний составила 3,1. В соответствии с вариантами высказываний на вопрос, что такое «Здоровый образ жизни», ответы распределились по следующей нисходящей градации: 71% респондентов указали «не курит», по 64,7% - «употребление здоровой пищи» и «не употребляет алкоголя», 53% -«занимается спортом», 29, 4 % - «занимается спортом», 23,5% - «не употребляет наркотики». Высокое распределение негативного высказывания к табакокурению можно смело привязать к антитабачной политике, проводимая в нашей стране, через средства массовой информации (тонирование сцен курения в фильмах, запрещение курения в общественных местах и на территории домовладений, рекламы о вреде курения и наклейки на пачки сигарет с изображениями патологических изменений в организме курильщика и т.д.), как пример положительного эффекта достижения цели за небольшой период времени.

Комментарии «не употребляет алкоголь» - с высоким показателем участи респондентов также является отражением проводимой политики запрещения продажи алкоголя несовершеннолетним лицам и массового запрета - при проведении зрелищных мероприятий.

Интересны данные об относительно низкой оценке (против ожидаемой) высказывания в категории «употребление здоровой пищи». Можно предположить, что почти 35% респондентов живут в семьях с низким уровнем дохода, где качество пищи и пищевых продуктов не обсуждаются.

Занимаются спортом или имеют представление о спорте как ключевом элементе здорового образа жизни только половина опрошенных детей, что также можно расценить как существующие ограничения по доступности спортивных занятий для остальной половины детей и развитие сидячего образа жизни у данной категории или в их наблюдениях.

Жить в гармонии более абстрактное мироощущение, которое выразили только треть респондентов, для большинства данная категория центральной парадигмы осталась не досягаемой.

Отношение к образу здоровой жизни без наркотиков выразили 23,5 % участников, 8 из 34, и это опасный критерий низкого психосоциального ориентирования опрошенных и/или низкого уровня выраженного негативизма к явлению наркозависимости, что предполагает более детального исследования в данной области и определения его причин.

Вторая часть тестирования была направлена на выявление степени проецирования знаний о здоровом образе жизни на самих участников.

Активность высказываний составила 1,0 и респонденты крайне сдержанно ответили на вопрос: «Придерживаетесь ли Вы здорового образа жизни?» Ответы распределились: «Да, полностью» - 29,4%, «Частично»- 64,7%, «эта проблема меня не волнует» - 5,9%. Значительным прогрессом в обществе можно считать отсутствие высказываний «НЕ придерживаюсь».

На основании проведенного исследования, можно предположить, что вынужденность ситуации частичного соблюдения здорового образа жизни связана с высокой загруженностью детей образовательными программами в школе и вне колы, и косвенно подтверждает имеющиеся в этой области нерешенной медицинской и социальной проблематики.

Заключение.

Сравнительный анализ обще-познавательных и личностно-ориентированных паттентов среди школьников средних классов к здоровому образу жизни с использованием метода социально-психологического тестирования подтвердил общие тенденции распределения ключевых элементов о представлении «здорового образа жизни» как психологические разногласия между их пониманием и применением в личном опыте. Так, 100% высказываний респондентов подтверждают понимание темы и ее актуальности в целом. Однако, при личностном проецировании только 29,4% - на ориентированы на все перечисленные паттенты здорового образа жизни, 64,7%- частично позиционируют себя , 5,9% не заинтересовались обсуждением темы с личным участием.

Литература.

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

  2. Бовина И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представления к поведению // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.]

  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

  4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.2.

  5. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 2. 14.

  6. Фесс Г.М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000.

  7. Galli I., Fasanelli R. Health and illness: A contribution to the research in the field of social representations // Papers on Soc. Representations. 1995. V. 4. N 1. P. 1–13.

Авторы

  1. Кузнецова Мария Анатольевна – студентка, кафедра УСДиСР, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) Минздрава России, ул. Достоевского, д.2, стр.2, email [email protected]

  2. Михайловский Михаил Николаевич – кандидат психологических наук, доцент, кафедра УСДиСР ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) Минздрава России, г.Москва, ул. Достоевского, д.2, стр.2, email [email protected].

для корреспонденции

Кузнецова Мария Анатольевна, [email protected]

Kuznetsova Marya Anatolevna, [email protected]

Просмотров работы: 68