Представления о здоровье как противопоставление болезни у разных возрастных групп приобретают ассоциации с накопленным в детском возрасте опытом болезни в медицинском значении явления [ 5,7]. При этом формирование социальной практики базируется на когнитивном уровне обобщения собственного опыта в сравнении его с другими оптом наблюдения. В связи с чем, сокращение пути от медицинских до социальных истоков приобретенного опыта является основной задачей психолого-педагогической работы по профилактике отклоняющихся поведений и раннего формирования личностно-ориентированных ценностей подрастающего поколения.
Реализация образовательных программ о здоровом образе жизни прививает учащимся культуру общения, гуманных межличностных отношений, уважение к достоинству личности каждого человека и в значительной мере сокращает риск развития девиантных поведений в обществе.
Целью исследования явилось определение когнитивного мышления и личностного ориентирования по отношению к представлению о здоровом образе жизни у школьников-подростков.
Объект исследования – школьники 13-14 лет.
Предмет исследования – представление о здоровом образе жизни.
Методы исследования – тестирование, сравнительный анализ результатов исследования.
Применен методологический подход в форме психосоциального тестирования для оценки степени личностно ориентированной социализации подростков по проблемным явлениям. Тестирование проведено среди 34 подростков, средний возраст которых составил 13,2 лет. Тесты составлены в двух частях: 1 часть – для определения когнитивного уровня мышления у участников; 2 часть- проецирование знаний о здоровом образе жизни применительно к себе.
Результаты и обсуждение.
Активность в участии первой части тестирования проявили все участники и доля высказываний составила 3,1. В соответствии с вариантами высказываний на вопрос, что такое «Здоровый образ жизни», ответы распределились по следующей нисходящей градации: 71% респондентов указали «не курит», по 64,7% - «употребление здоровой пищи» и «не употребляет алкоголя», 53% -«занимается спортом», 29, 4 % - «занимается спортом», 23,5% - «не употребляет наркотики». Высокое распределение негативного высказывания к табакокурению можно смело привязать к антитабачной политике, проводимая в нашей стране, через средства массовой информации (тонирование сцен курения в фильмах, запрещение курения в общественных местах и на территории домовладений, рекламы о вреде курения и наклейки на пачки сигарет с изображениями патологических изменений в организме курильщика и т.д.), как пример положительного эффекта достижения цели за небольшой период времени.
Комментарии «не употребляет алкоголь» - с высоким показателем участи респондентов также является отражением проводимой политики запрещения продажи алкоголя несовершеннолетним лицам и массового запрета - при проведении зрелищных мероприятий.
Интересны данные об относительно низкой оценке (против ожидаемой) высказывания в категории «употребление здоровой пищи». Можно предположить, что почти 35% респондентов живут в семьях с низким уровнем дохода, где качество пищи и пищевых продуктов не обсуждаются.
Занимаются спортом или имеют представление о спорте как ключевом элементе здорового образа жизни только половина опрошенных детей, что также можно расценить как существующие ограничения по доступности спортивных занятий для остальной половины детей и развитие сидячего образа жизни у данной категории или в их наблюдениях.
Жить в гармонии более абстрактное мироощущение, которое выразили только треть респондентов, для большинства данная категория центральной парадигмы осталась не досягаемой.
Отношение к образу здоровой жизни без наркотиков выразили 23,5 % участников, 8 из 34, и это опасный критерий низкого психосоциального ориентирования опрошенных и/или низкого уровня выраженного негативизма к явлению наркозависимости, что предполагает более детального исследования в данной области и определения его причин.
Вторая часть тестирования была направлена на выявление степени проецирования знаний о здоровом образе жизни на самих участников.
Активность высказываний составила 1,0 и респонденты крайне сдержанно ответили на вопрос: «Придерживаетесь ли Вы здорового образа жизни?» Ответы распределились: «Да, полностью» - 29,4%, «Частично»- 64,7%, «эта проблема меня не волнует» - 5,9%. Значительным прогрессом в обществе можно считать отсутствие высказываний «НЕ придерживаюсь».
На основании проведенного исследования, можно предположить, что вынужденность ситуации частичного соблюдения здорового образа жизни связана с высокой загруженностью детей образовательными программами в школе и вне колы, и косвенно подтверждает имеющиеся в этой области нерешенной медицинской и социальной проблематики.
Заключение.
Сравнительный анализ обще-познавательных и личностно-ориентированных паттентов среди школьников средних классов к здоровому образу жизни с использованием метода социально-психологического тестирования подтвердил общие тенденции распределения ключевых элементов о представлении «здорового образа жизни» как психологические разногласия между их пониманием и применением в личном опыте. Так, 100% высказываний респондентов подтверждают понимание темы и ее актуальности в целом. Однако, при личностном проецировании только 29,4% - на ориентированы на все перечисленные паттенты здорового образа жизни, 64,7%- частично позиционируют себя , 5,9% не заинтересовались обсуждением темы с личным участием.
Литература.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
Бовина И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представления к поведению // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.]
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.2.
Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 2. 14.
Фесс Г.М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000.
Galli I., Fasanelli R. Health and illness: A contribution to the research in the field of social representations // Papers on Soc. Representations. 1995. V. 4. N 1. P. 1–13.
Авторы
Кузнецова Мария Анатольевна – студентка, кафедра УСДиСР, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) Минздрава России, ул. Достоевского, д.2, стр.2, email [email protected]
Михайловский Михаил Николаевич – кандидат психологических наук, доцент, кафедра УСДиСР ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет) Минздрава России, г.Москва, ул. Достоевского, д.2, стр.2, email [email protected].
для корреспонденции
Кузнецова Мария Анатольевна, [email protected]
Kuznetsova Marya Anatolevna, [email protected]