ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Абсалямова Г.М. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим необходимо отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Немаловажная роль на уроках математики отводится играм - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному- с очень важным принципом творческой деятельности- самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Основная цель работы, по мнению методистов [3, 4], активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

Игра на уроках математики- это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно- ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

Игры- это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Игра- превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке. После трудного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра- это идеальная возможность расслабиться.

Игры направлены на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества. Даже если победа- не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики мы видим в том, что: - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса; - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала; - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Рассмотрим применение игровых технологий на уроках математики на примере «Математической печати».

Несмотря на то, что математика наука точная, подходить к изготовлению «Математической печати» лучше творчески. Можно вовлечь учеников в оформление газеты, поиск интересной информации для нее, нестандартных задач, кроссвордов. А обсуждение статей, поиск решения задач и ответов на вопросы кроссворда, обязательно подстегнет интерес к математике. Желательно, чтобы все было ярко, красочно и необычно.

В качестве заданий, в такой газете может быть представлено все, что угодно: математические кроссворды, задачи всех направлений математики (логические, комбинаторные, на аналогию и др.), примеры быстрого счета, интересные факты из математики и т.д. Самое главное, чтобы задания соответствовали уровню знаний математики у учеников.

Нами на занятиях по «Технологии внеклассной работы по математике» была разработана игра для учеников 6 класса, оформленная в виде газеты «Математическая печать». Приведем примеры некоторых заданий.

Задача 1. Ваня и Люда договорились встретиться возле парка в 9 часов вечера. Но есть одна проблема: у обоих по-разному идут часы. У Люды ее часы спешат на две минуты, однако она считает, что они у нее отстают на три минуты. У Вани часы на три минуты отстают, но при этом он считает, что они у него на 2 минуты спешат. Вопрос: как вы считаете, кто из них все же опоздает на встречу?

Ответ: Люда на пять минут приедет раньше, а Ваня наоборот – опоздает на пять минут.

Задача 2. Куры-несушки. За 3 дня 3 курицы несут 3 яйца. Вопрос: сколько яиц за 12 дней снесет 12 таких же несушек?

Ответ: за 3 дня одна курица успевает снести 1 яйцо. Соответственно одна курица за 12 дней успевает снести 4 яйца. За 12 дней 12 куриц снесут 48 яиц.

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.

Литература:

  1. Зеленский А. С.Подходы школьников к решению нестандартных задач // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 12-18.

  2. Вавилов В. В.Школа математического творчества // Математика в школе. – 2005. – № 2. – С. 38-42.

  3. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб. пособие для студ. направления «Педагогическое образование», профилей «Математика», «Математика. Информатика», «Математика, Физика» / Отв. Ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 83 с.

  4. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. докт. пед. наук, проф. Л.П. Ильенко – М.: АРКТИ, 2006. – 200 с.

Просмотров работы: 71