ВОЗМОЖНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Ниязгулова А.И. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эстетическое воспитание учащихся – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе. Осуществляться оно должно в ходе изучения всех учебных предметов, во всех видах внеклассной работы, а не только при изучении предметов так называемого эстетического цикла.

Современное математическое образование все больше обращается к духовной культуре ученика, к развитию эстетического вкуса и формированию эстетической потребности средствами науки и учебного предмета. С этих позиций немаловажную роль играет определение возможностей эстетического воспитания школьников в процессе изучения курса математики.

Многие считают математику наукой сухой, трудной, а потому и непривлекательной. Между тем, в математике есть не просто отдельные моменты, а целые разделы, которые заявляют, что мир математики – это удивительный мир прекрасного.

Для ученика красивыми математическими объектами будут те, восприятие которых сопряжено с наименьшими его усилиями, их привлекательность будет увеличиваться оригинальностью и неожиданностью. Эстетическая мера объекта будет увеличиваться с упорядочением его структуры, а осознание порядка происходит в процессе преобразования исследуемого объекта. Таким образом, красота математического объекта обусловлена взаимодействием его обобщенного образа, созданного нашей психикой, и оригинальности, выделяющей его из других объектов.

В восприятии красоты математики выделяют следующие уровни: уровень созерцательного, чувственного восприятия; уровень созерцательного восприятия с элементами преобразующей деятельности; уровень соотнесения красоты с пониманием математического обоснования, с необходимостью поиска различных способов решения задачи и т. д., то есть с активным преобразованием исследуемого объекта. Первый уровень характеризуется эстетической привлекательностью объекта, удовлетворяющего его обобщенному образу. Второй уровень предполагает наличие эстетических вкусов, обусловленных порядком, выражающемся прежде всего в симметрии. Третий уровень обусловлен потребностью заглянуть внутрь объекта, рассмотреть его структуру, выявить связи между компонентами изучаемого объекта, отыскать наиболее изящное решение задачи, составить новые задачи и т.д. Понятие красоты математического объекта наполняется по мере изучения математики более богатым содержанием, эстетичность мотивов смещается в сторону активной преобразующей деятельности.

Красота математики тесно связана с красотой геометрических линий и форм. Рассмотрим одну из возможностей реализации эстетического потенциала математики в процессе формирования у школьников представлений о форме геометрических объектов. Важную роль в этом процессе играет деятельность по решению задач. Задачи в школе преимущественно описывают жизненные ситуации, показывают возможность использования геометрических знаний в реальной действительности и вызывают эмоциональный отклик у учащихся, который стимулирует желание выполнить задание. На первом этапе обучения геометрические знания и умения формируются на более простых, с геометрической точки зрения, объектах (меньшее количество элементов и связей), в дальнейшем они используются при работе с более сложными объектами, образами, пронизанными понятийными элементами.

Для развития геометрических представлений важно рассматривать объекты не стационарно, а на основе наблюдения способа его образования, движения, изменения, в связи с чем большое значение будет иметь практическая деятельность учащихся с предметами, в которой значительное место должно быть отведено получению тактильных осязательных ощущений, восприятию плоских и объемных объектов для формирования правильных глубинных ощущений. Поэтому, знакомство с фигурами вращения, симметрией, переход от модели геометрического тела к его развертке, а от нее снова к модели, применение сечений, разрезания моделей, превращение одной фигуры в другую без изменения площади и т. п. является эффективным средством обучения школьников элементарной геометрии.

На основе собственных практических действий дети знакомятся со свойствами рассматриваемых фигур, учатся применять знания на практике. В процессе решения задач на построение, изображение, моделирование пространственных объектов у них развиваются умения отчетливо представлять себе данные объекты, мысленно выполнять конструктивные операции над их элементами.

Для выполнения практических заданий могут использоваться и подручные средства, и промышленные конструкторы. Реализация эстетического потенциала математики может осуществляться с применением лепки, вырезания из бумаги, развивающих игр. Например, игры «Танграмм», «Китайские кастеты», «Паркеты» основаны на умении изменять на плоскости положение основных деталей так, чтобы из них можно было составить требуемый рисунок. Также эти игры связаны с умением изменять структуру объекта, так как в основе трансформации структуры объекта лежит изменение положений элементов, составляющих данный объект. Умение мысленно воссоздать структуру объекта требует и игра «Кирпичики», в которой по данным видам объекта учащиеся должны сконструировать из брусков, имеющих форму прямоугольных параллелепипедов, сам объект и дать ему название. Кроме того, данная игра способствует развитию проективных представлений.

Конструкторские умения включают:

  1. умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;

  2. умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей);

  3. умение видоизменить (трансформировать) объект;

  4. умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;

  5. умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

Использование упражнений на изображение и конструирование образов геометрических объектов обеспечивает базу для развития пространственных представлений, конструктивных умений и навыков, так как в процессе решения этих задач осуществляется формирование умений представлять и удерживать в памяти ту или иную пространственную фигуру, мысленно выполнять с ней определенные конструктивные операции, подмечать закономерности на основе наблюдений, измерений, вычислений, преобразований и сопоставлений.

Кроме того, разносторонняя работа с чертежом не только способствует общему умственному развитию школьников, но и обеспечивает более плавный переход от опыта индуктивного преподавания пропедевтического курса геометрии в школе к дедуктивному построению основного курса, к тому же, в графических пространственных образах реализуется эмоциональная связь воображения с действительностью, что немаловажно для школьников. Таким образом, формирование графической деятельности на уроках математики должно заключаться в овладении ребенком графическими средствами для передачи адекватного (трехмерного) восприятия геометрической стороны объектов и явлений окружающего мира.

Конструирование моделей пространственных объектов в школе синтезирует в себе практически все виды учебной деятельности, что позволяет сделать процесс обучения элементам геометрии для ребенка осознанным и продуктивным в плане реализации своих геометрических знаний в конкретном продукте – модели геометрического тела. Это один из способов решения вопроса о мотивации обучения элементам трехмерной геометрии в школе. Кроме того, моделирование геометрических тел создает прочную базу для применения этого вида деятельности в последующих классах при формировании пространственных представлений. Таким образом, задания на изображение и конструирование моделей пространственных объектов способствуют познанию их формы, величины и взаимного расположения.

Эстетическому воспитанию учащихся будет способствовать использование на уроках математики и во внеурочное время следующих заданий на изображение и конструирование моделей геометрических объектов:

  1. достроить фигуру или восстановить чертеж;

  2. построить фигуру, симметричную данной относительно заданной оси (центра);

  3. построить ось симметрии симметричных фигур;

  4. построить развертку пространственной фигуры по готовым данным, с помощью измерения элементов данной модели, по данным чертежа;

  5. построить простейшие сечения на каркасных моделях пространственных фигур с помощью цветной проволоки, перенести полученные фигуры на бумагу, вычислить их площадь;

  6. по имеющимся двум видам изображений фигуры (вид спереди и вид сверху) выполнить ее рисунок и др.

Увидеть красоту математики, ее объектов и методов может только увлекающийся человек. Поэтому важно прививать любовь к предмету, развивать эстетическое восприятие математической действительности, развивать познавательную активность учащихся. Таким образом, реализация эстетического потенциала математики в процессе обучения школьников способствует не только созданию положительного эмоционального фона, формирующего интерес к учению, но и развивает познавательно-конструктивные способности личности, характеризующие деятельность воображения, образного мышления, интуиции, что, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня общей культуры личности.

Библиографический список

  1. В.Г.Болтянский «Культура и эстетика». //Математика в школе. – №2/1982. – С. 40-43.

  2. Б.А.Кордемский «Увлечь школьников математикой». – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.

  3. Э.И.Медведь «Воспитание школьников в системе дополнительного образования». Уч. пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОМ», 2002.– 48 с.

  4. Г.И.Саранцев «Мотивы, продвигающие решение задачи». //Математика в школе, № 7/2002. –с. 26.

  5. Н.И.Фирстова «Воспитание школьников при обучении математики в средней школе». Дис. канд. пед. наук. М.: Просвещение. – 1999. – 157 с.

  6. И.Ф.Шарыгин «Нужна ли в школе ХХI века геометрия». //Математика в школе. – №4/2004. – С. 72-79.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

Просмотров работы: 159