О СОСТАВЛЯЮЩИХ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О СОСТАВЛЯЮЩИХ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Галиева Р.Х. 1, Воистинова Г.Х. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета Стерлитамак, Республика Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных форм работы с одаренными и высоко мотивированными учащимися является подготовка к олимпиадам различных уровней: начиная от школьного этапа и заканчивая дистанционным и очным участием в Международных мероприятиях, заочными олимпиадами, олимпиадами для абитуриентов высших учебных заведений. Возникает вопрос: "В каком возрасте нужно начинать подготовку к олимпиадам?" Понятно, что подобная работа должна осуществляться уже с детского сада как первой ступени в системе общего образования. С детьми дошкольного возраста можно решать логические задачи, привлекать в сотрудничестве с родителями к участию в дистанционных и очных олимпиадах соответственно возрасту. Если такая работа будет вестись планомерно, то уже к школьному возрасту ребенок будет с огромным желанием решать нестандартные задачи. В ход урока нужно включать логические задачи для всего класса, индивидуальные задания для отдельных учеников, проявляющим к ним интерес. "...Так как наибольших успехов в олимпиадах добиваются учащиеся с нестандартным, творческим мышлением..., то одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта....Всегда можно найти место на уроке, когда вместе с образовательными задачами на уроке можно решать и задачу развития ученика" [4, с. 21].

В возрасте 7-14 лет дети отличаются высокой любознательностью, желанием участвовать в различных соревнованиях и главное - одерживать хоть небольшую, но победу. Главной ошибкой отбора участников олимпиад является тот факт, что педагоги чаще всего делают ставку на сильных учеников, имеющих отличные оценки по предмету. Большой пласт таких учащихся отличается усидчивостью, скрупулезностью в приобретении знаний, но не обладает нестандартным мышлением. А это один из основных критериев, который нужен при решении олимпиадных задач. Поэтому ученик - олимпиадник и ученик - отличник - это не всегда один и тот же человек. Выявление кандидатов на участие в олимпиадах – очень долгий процесс. На

первом этапе необходимы исследования психологов по выявлению типа мышления, устойчивости внимания и других важных характеристик личности. Сам педагог - учитель математики - в ходе урока в процессе непосредственных наблюдений, предоставив ученику возможность поработать с нестандартной задачей, может изучить его способности, предложив задачу средней трудности. "...В слишком простых задачах очень трудно определить ход мыслительного процесса, а в слишком трудных отвлекает трудность самого предмета и разнообразие идей..." [1, с. 74].

На начальном этапе подготовки учеников к участию в олимпиадах необходимо определить формы сотрудничества с его родителями (собеседование об особенностях ребенка, его интересах, составление плана дальнейшего взаимодействия).

Важным фактором результативности олимпиадного движения является разнообразие форм и методов работы с детьми (урок, элективные курсы, факультативы, математический кружок, математические соревнования, интеллектуальные турниры, индивидуальная работа). Одной из главных составляющих в работе с нестандартными задачами является использование коллективных форм. Различные командные соревнования развивают желание внести вклад в общую копилку достижений и поверить в собственные силы.

"Наиболее ответственным моментом подготовки олимпиады является составление текста олимпиады. Рассмотрим основные требования к тексту школьной олимпиады по математике:

1. Число задач в тексте олимпиадной работы должно быть от 4 до 7;

2. Все задачи в тексте работы должны располагаться в порядке возрастания трудности (или сложности)" [5, с.5]

В ходе наблюдений и бесед с детьми, участвовавшими в олимпиадах по математике отмечается нежелание ими участвовать в дальнейших олимпиадах из-за того, что успешность участия в них оказывается низкой и участник теряет не только уверенность в своих силах, а иногда и интерес к математике. Тем самым возникает необходимость включить в текст

олимпиадной работы задания, доступные для большинства участников. "...Это могут быть обычные задачи продвинутого уровня, аналогичные задачам из контрольных работ..." [4, с.12]. По окончании олимпиады необходимо провести подробный разбор задач, чтобы ученик понял метод решения того или иного задания.

Очень важно давать ученику индивидуально поработать с трудной задачей, не исключая при этом помощь педагога. "... Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей без всякой помощи или если эта помощь недостаточна, - это может не принести ему никакой пользы. Если помощь учителя чрезмерна, ничего не остается на долю ученика. Учитель должен помогать, но не слишком много и не слишком мало. Так, чтобы ученику оставалась разумная доля работы..." [3, с.12]. Для самостоятельной работы учащимся нужно предлагать решать задачи по готовым сборникам, содержащим ответы и решения. Если задача вызвала затруднение, нужно сначала разобраться с ее решением, а затем приступить к аналогичной задаче. Важным этапом работы с олимпиадной задачей является формирование умения придумывать "...свои задачи на те идеи, с которыми они встретились при решении..." [2, с.6]. В качестве домашнего задания, рассчитанного на неделю, можно предлагать домашние олимпиады.

Как видим, процесс подготовки к олимпиадам даже школьного уровня - достаточно долгий и методически сложный путь. Но приложив максимум усилий со стороны всех участников образовательного процесса, можно добиться высоких результатов от проделанной работы.

Список использованной литературы:

1. Всероссийская конференция "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков". Дубна, сентябрь 2000.-М.: МЦНМО, 2000

2. Готовимся к олимпиадам по математике: учеб. -метод. пособие/А.В. Фарков.-М.: Издательство "Экзамен", 2006

3. Д.Пойа. Как решать задачу. Пособие для учителей. Изд. Второе. М.: Государственное учебно - педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961.

4. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ / А.В. Фарков.- 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2013

5. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс.- 2-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс, 2003

Просмотров работы: 104