ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДВФУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДВФУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия проблема личности по праву занимает центральное место в отечественной и зарубежной психологической литературе. Научный интерес к ее изучению основан на многогранности феноменологии личности, междисциплинарном статусе проблемы. Однако, несмотря на появление значительного количества работ, направленных на исследование закономерностей развития личности, по-прежнему недостаточно внимания уделяется проблеме развития ее психологических механизмов, оптимизирующих взаимодействие с социальной средой [2].

Анализ психологической, социологической и медицинской литературы показывает, что переход к вузовской форме обучения является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их развитии и эффективности обучения (Н.А.Агаджанян, О.В.Бубновская, В.И. Крутов, С.М. Мадорская, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Самарин, С.И.Самыгин, В.А.Якунин и др.). Сопоставление этих данных с результатами исследований последних лет, которые подтверждают наличие проблем, связанных с психофизическим благополучием студенчества [4], позволяет сделать вывод о том, что решение традиционных для вуза проблем развития и социально-психологической адаптации студентов в настоящее время осложнено ухудшением условий их существования. Это дает основание отнести проблему психологической защиты студенчества к числу наиболее актуальных проблем высшей школы.

Необходима научная рефлексия относительно используемых подходов в работе со студентами, новых форм образовательной деятельности, адекватных требованиям современной социополитической и социоэкономической ситуации в России.

Компенсаторные механизмы личности служат для преодоления чувства неполноценности, которое является неизбежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности, вытесняясь в бессознательное, вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных или мнимых [1].

Цель данного исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении возможностей реализации личностно-развивающего потенциала психологической защиты в учебном процессе вуза.

Объект – система психологической защиты личности студентов, предмет – возможности реализации личностно-развивающего потенциала психологической защиты в учебном процессе вуза.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии.

  2. Проанализировать взаимосвязь психологической защиты и адаптивного поведения личности.

  3. Определить особенности развития личности студента в период обучения в вузе.

  4. Составить программу тренинговых занятий по развитию адаптивных качеств личности.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что:

- носителем личностно-развивающего потенциала являются конструктивные стратегии, направленные на преодоление психотравмирующей ситуации;

- возможности активизации самозащитных усилий студентов связаны с запуском механизмов личностной саморегуляции разных уровней.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза, при организации работы психологической службы высших учебных заведений. Разработанные тренинговые занятия по развитию адаптивных качеств личности могут быть использованы как в деятельности практических психологов психологической службы, так и в рамках проведения спецкурса у студентов.

Список литературы

  1. Гребенников Л. Механизмы психологической защиты – генезис, функционирование, диагностика. – М., 2015

  2. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 14-22.

  3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 2016

  4. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. С. 230-236.

Просмотров работы: 50