ОБРАЗ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРОТИВНИКА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ, С РАЗЛИЧНЫМ СРОКОМ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРОТИВНИКА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ, С РАЗЛИЧНЫМ СРОКОМ СЛУЖБЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях современного российского общества происходит постоянная модернизация всех социальных институтов, в том числе и процесс реформирования армии, что обуславливает предъявление серьезных требований к организации психологического сопровождения военнослужащих [3]. В настоящее время политическая обстановка в мире нестабильна. Эпизодически в отдельных государствах вспыхивают войны, происходят смены правящих режимов, что создает почву для подобных волнений в других государствах, где существуют предпосылки для кризиса политической системы. Помимо накопившихся нерешенных «национальных» вопросов, связанных с исторически обусловленными претензиями одних этносов к другим, современное общество столкнулось с реальностью нового передела мира. Политические события в Украине показали, что постсоветское пространство остается регионом повышенной напряженности. Конфронтация между Арменией и Азербайджаном, локальный конфликт в Чеченской республике, акции экстремизма в Ингушетии и Дагестане, военный конфликт между Грузией и Южной Осетией подтверждают сказанное [1]. Все эти негативные явления, подрывающие экономику, развитие социального сектора и правовые устои государственности, вместе с тем, наносят ощутимый вред социальной стабильности в обществе и взаимоотношениям между представителями различных национальностей [7].

В контексте подготовки военнослужащих к выполнению боевых задач одной из актуальных может быть обозначена необходимость изучения взаимосвязи когнитивных факторов и соблюдения норм поведения [4], образа потенциального противника [2]. Изучению различных аспектов, в том числе, рассмотрению историко-психологической проблематики: «мы – они» и «свои – чужие» [6], реконструкции структурно-содержательных характеристик образа потенциального противника и отношения к нему у различных категорий военнослужащих посвящены многие психологические и социально-психологические литературные источники [5].

Целью исследования является изучение образа потенциального противника у военнослужащих российской армии, проходящих военную службу по контракту.

Объектом исследования является образ потенциального противника.

В исследовании участвовали военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; всего в исследовании приняло участие 80 военнослужащих в возрасте от 22 до 40 лет с различным сроком службы.

Предмет исследования – особенности образа потенциального противника у военнослужащих с различным сроком службы, проходящих военную службу по контракту.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют качественные различия в образе потенциального противника у военнослужащих в зависимости от срока службы.

Были выбраны следующие методы: психодиагностическая методика 50-ти шкальный личностный семантический дифференциал (СД) А.Г. Шмелева, групповой ассоциативный эксперимент и проективная рисуночная методика с заданием нарисовать «типичного солдата американской армии».

Респондентам были выданы бланки СД, содержащие следующие инструкции: «Представьте себе типичного солдата американской армии. Оцените его психологические качества от 1 до 3». Посредством подсчета средних показателей были выделены характеристики, согласованно характеризующие образ «типичного солдата американской армии» у военнослужащих с различным сроком службы.

Анализ результатов по методике СД позволяет говорить о том, что военнослужащие со сроком службы до 5 лет представляют себе солдата американской армии как более тревожного, обаятельного и доброжелательного, а также менее закомплексованного по сравнению с представлениями военнослужащих с более длительным сроком службы.

Анализ результатов методики групповой ассоциативный эксперимент позволил выявить у респондентов обеих групп преобладание характеристик физического развития над интеллектуальными характеристиками; также были отмечены группы ассоциативных ответов, которые были отнесены к категориям: агрессивность, неприязнь и соперничество.

Сравнивая результаты между группами военнослужащих, можно отметить, что военнослужащие с меньшим сроком службы склонны выше оценивать характеристики силы, агрессивности и недоброжелательности, интеллектуальные характеристики, а также уделяют больше внимания внешним характеристикам исследуемого образа.

В соответствии с результатами проективной рисуночной методики «Образ солдата» можно сделать следующие выводы. В изображениях солдата американской армии заметны признаки, свидетельствующие о наличии в образе таких характеристик как: индивидуализм, коммуникабельность, экспансивность; часто встречаются элементы рисунков, указывающие на агрессивность и враждебный настрой. В изображениях солдата американской армии заметно подчеркивание интеллектуальной сферы, проявления дисциплины и самоконтроля, склонности к подчинению авторитету, а также о некоторой скованности и закрытости для межличностного взаимодействия.

Предположение о том, что существуют качественные различия в представлении потенциального противника у военнослужащих в зависимости от срока службы подтверждено частично; существуют как общие (характерные для обеих групп военнослужащих), так и особые (характерные для военных с определенным сроком службы) дескрипторы, составляющие образ потенциального противника.

Результаты исследования могут быть использованы военными психологами при разработке программ адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также командирами подразделений при планировании и организации учебной и воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей.

Список литературы

  1.  
    1. Альперович, В.Д. К проблеме трансформаций представлений о Враге и Друге в период взрослости Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. С. 29-33.

    2. Басангова, А.А. Представления личности о Враге в связи с ее отношениями к другим людям и этнической идентичностью 2014. С. 38-42.

    3. Барабанщиков, А.В. Военная педагогика и психология: учебное пособие /А.В. Барабанщиков. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 240 с.

    4. Бубновская О.В. Когнитивный фактор и проблема аномального поведения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы всерос. науч. конф. – М.; Пенза, 2001. – С. 151-155.

    5. Гудков, Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 2013. с. 7-79.

    6. Караяни, А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. 2007. С.192.

    7. Козырев, Г.И. «Враг» и «Образ врага» в общественных и политических отношениях // Социологические исследования. - 2008. № 1. – С. 43.

Просмотров работы: 45