Рассматривая представление образа через стереотипы, отметим, что стереотипизация на сегодняшний день рассматривается через рациональную форму познания как частный случай более универсального процесса категоризации, основной функцией которого является систематизация изобилия, а также упрощение сложности получаемой человеком информации. Стереотип является общественно разделяемым способом когнитивного упорядочивания мира людей, а так же он может рассматриваться через разновидность социальных представлений [3].
Изучением стереотипов можно заниматься в ситуации взаимодействия таких групп, которые могли бы образовывать функциональное целое (учителя – ученики, родители – дети, студенты – преподаватели). Следует обратить внимание на то, что при психологическом анализе важно уметь выявлять содержание стереотипов своей и чужой групп как взаимодополняющих групповых образов.
П. Бурдье, рассматривая культурные стереотипы, отмечал следующее: фактически любое педагогическое воздействие по определению может обладать педагогическим авторитетом, в то время как, отправители педагогического сообщения изначально признаются заслуживающими права передавать то, что они передают. Также стереотип может акцентировать или усиливать некоторые свойства объекта в соответствии с его валентностью. Если обратиться к устойчивости стереотипа, то можно сделать вывод, что он неразрывно связан с прочностью фиксации валентности, то есть закрепления объекта в системе ценностных ориентаций индивида [1].
Позитивность культурных стереотипов преподавателей может позволить оптимистически оценить перспективы межличностного взаимодействия преподавателей и студентов, а именно то, что чем более будут позитивны гетеростереотипы, тем большую готовность к общению с представителями аут групп будут демонстрировать носители самих стереотипов, тем дружелюбнее они будут к ним относиться.
Студенчество обладает рядом характерных особенностей [5], которые позволяют предположить, что эффективность обучения студентов в вузах определяется рядом факторов, среди которых – представление студентов о преподавателе. Этот фактор обусловливает общение в диаде «преподаватель-студент», которое происходит во время учебного взаимодействия, как в аудитории, так и вне аудитории и в конечном результате может положительного или отрицательно влиять на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
Изучение образа преподавателя важно как для студентов, так и для преподавателей. Впоследствии эти исследования могут повлиять на разработку и принятия программ по обучению студентов. Возможно, будут разработаны новые способы взаимодействия между преподавателем и студентами, как во время лекционных и практических занятиях, так и во внеучебной деятельности.
Литература
Бурдье, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / П. Бурдье, Ж.- К. Пассрон; пер. с франц. Н.А. Шматко М.: Просвещение, 2013
Гулевич, О.А. Психология межгрупповых отношений: учебное пособие / О.А. Гулевич. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2013. С. 345.
Донцов, А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / А.И.Донцов, Т.Г. Стефаненко // Социальная психология в современном мире; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: «Аспект Пресс», 2015
Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. М.: ИП РАН; КСП; Академический Проект, 2014 С. 447.
Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.