К ВОПРОСУ ВИЗУАЛЬНОЙ ТЕКСТУАЛЬНОСТИ ОБРАЗА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ ВИЗУАЛЬНОЙ ТЕКСТУАЛЬНОСТИ ОБРАЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образ транслирует окружающую действительность в форме невербальной структуры. Сознание участвует в построении образов и манипулирует ими. До некоторого времени в психологии изучали образ и смежные категории с помощью лингвоцентричных моделей интерпретации, рассматривая образ, включённый в текст. Однако понимание человека возможно только при учтении полного спектра модальностей смыслов, которые включают визуальные образы, звуки, язык жестов и т.д.

В психологической науке есть ряд понятий, определяющих этапы отражения окружающей действительности: ощущение, восприятие, представление, мышление. Совокупность качеств одного предмета или явления одновременно рождает множество ощущений, возникает восприятие, которое отражает некую индивидуальную совокупность характеристик предмета [6]. Восприятие – сложный психический процесс, в котором одновременно задействованы несколько органов-анализаторов, и в зависимости от главенствования того или иного органа чувств восприятия различаются по модальностям: слуховое, зрительное, вкусовое, двигательное и т.д. Возникающие на их основе представления являются следующем звеном в цепи «ощущение-восприятие-представление-мышление» [7]. И.П. Павлов назвал представление более развитой формой мышления.

Чтобы сравнить категории восприятие и представление, стоит обратиться к понятию образа. Тесно связанный с восприятием образ демонстрирует свойства модальности, является неустойчивым образованием. Представление является более абстрактным продуктом психики, так как включает в себя анализ и синтез[3]. Так как личность не только воспринимает образ, но и творит его, он основывается на данных прошлого опыта и при этом выражается в представлении, которое формируется не об отдельном предмете и явлении, а об окружающей его среде в целом. Следовательно, образ транслирует многомерность мира, возникают понятия «мир образов» и «образ мира» [5].

Пристально рассматривая введённое А.Н. Леонтьевым понятие «образ мира», В.П.Серкин заостряет внимание на том, что образ, рождённый субъектом, имеет не только рациональные свойства (модальность, пространственно-временные характеристики), но и субъективность, развивающуюся на основе деятельности субъекта [8]. В свою очередь деятельность определяется культурной и социальной средой, в которую погружён индивид.

Итак, образы в представлении имеют меньшую отчётливость и яркость, чем в восприятии. Они изменчивы и непостоянны благодаря деятельностной и творческой способности личности. Следовательно, на этапе создания представлений культурная составляющая восприятия детерминирует личностное отношение к предмету или явлению, степень доминирования той или иной модальности в образе.

Современный мир пестрит многообразием применения образов. Цифровые каналы являются средствами массового производства образов и визуального материала. Интернет-пространство во многом влияет на социальную составляющую представлений об окружающем мире, на культуру восприятия и дальнейшей трансляции образа. С этой точки зрения, чем более медийный образ исследователь представляет в качестве стимульного материала, тем более полный семантический срез данных он способен получить от респондентов.

Н.П. Бусыгина пишет, что с конца 70-х – начала 80-х гг. ХХ в. в области методологии гуманитарных и социальных наук заговорили о необходимости переосмысления лингвоцентричных моделей интерпретации в качественных исследованиях. Появилось понятие визуальной текстуальности образов, а вместе с ним и новые визуальные технические методы исследования представлений посредством фото, кино, видео [2]. И.Н.Инишев подчёркивает, что «социальная функция образов не в последнюю очередь основывается на характерном для них структурном единстве презентации, репрезентации и коммуникации, которые представляют собой не последовательность операций, а «симфонический» эффект единого акта» [4, С. 208]. Конструируя представление как версию реальности, личность пользуется выработанными в культуре правилами, свойственными определённой группе людей.

Образ может быть не только вербальным, визуальным, но и телесным (например, ритуальность). В этом отношении чрезвычайно интересным становится использование видео материалов для изучения социальных объектов. В случае наблюдения за действием героя субъект уходит от обозначения смыслов предметов, погружается на более глубокий уровень социальных смыслов, контекста поведения. Испытуемые обращаются к такой модальности представлений, как двигательные (кинестетические). Являясь визуальными средствами коммуникации, жесты, мимика наполняют образ информацией. Кроме того, благодаря теории проекции, происходит бессознательное отображение личного внутреннего мира субъекта. Предоставляя видеоряд в качестве стимульного материала, мы предлагаем испытуемым семантически насыщенную почву, которая щедро дополняется двигательной модальностью представления. Следовательно, видеоматериал обогащает возможный семантический срез культурного и личностного опыта субъекта.

При рассмотрении категории «представление» образ становится продуктом творческой, созидательной активности личности [1]. Визуальный поворот ХХ века породил новые технические методы исследования представлений посредством фото, кино, видео. В этой связи стоит обратить внимание на стимульный материал, обладающий наибольшей медийностью, позволяющий раскрыть всю палитру модальностей образа, каким является видеозапись.

Литература

  1. Бубновская О.В. Психология. Организация самостоятельной работы студентов (учебное издание) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-1. С. 143-144.

  2. Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Изд-во Юрайт. – 2015. – 423 с.

  3. Голайденко, Л.Н. Дефиниция «представление/я» в философских, психологических и лингвистических словарях / Л.Н. Голайденко, Э.В. Куптараева // Филологические науки. Вопросы теории и практики – Тамбов: Изд-во: Грамота, 2016. № 6. Ч. 2. С. 62-69.

  4. Инишев, И.Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И.Н. Инишев // Философско-литературный журнал Логос. – 2012, № 1. – С. 184-211.

  5. Кошелева, Ю.П. «Образ» в психологии: теория и практика / Ю.П. Кошелева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – С. 39-51.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Изд-во: Питер, 2015. – 718 с.

  7. Рубцова, В.Л. Психолого-педагогический анализ категории «представление» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамос. – Тамбов: Изд-во: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2007. № 11. – С. 40-49.

  8. Серкин, В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В.П. Серкин. – М.: Изд-во Пчела, 2008. – 382 с.

Просмотров работы: 96