К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. ВЛАДИВОСТОК). ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, Г. ВЛАДИВОСТОК). ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная жизнь ждет и требует от человека инициативы. Политика образования стремится обеспечить этот запрос. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства к системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора». Решая эту важную социальную задачу, высшая школа ищет технологии для реализации поставленных задач.

Результаты современных исследований и практика показывают, что студенты вузов мало проявляют мотивированности, инициативности, самостоятельности в учебной самоподготовке, невысока активность на учебных занятиях [4]. Опираясь на знания о ростовых потребностях (Э. Эриксон) и теорию анализа жизненного сценария (Э. Берн и др.), мы предположили, что малоинициативность студентов может быть следствием неблагополучного прохождения третьей стадии психосоциального развития личности, результатом которого становится развитие чувства вины вместо инициативности. Детерминантой неблагополучного прохождения стадии является неконструктивное взаимодействия взрослых с ребенком, когда они прерывают, не поддерживают, запрещают, критикуют, наказывают, высмеивают, обвиняют ребенка при проявлениях его естественной инициативы в организации разнообразной деятельности.

Наши наблюдения подтверждаются экспресс-исследованием установок студентов (опрошено около 650 человек за 3 года исследований, возраст студентов 17-19 лет) по отношению к феномену инициативы. Контент-анализ результатов высказываний студентов показал, что наиболее часто встречаются бытующие в их семьях следующие поговорки, пословицы, устойчивые выражения:

- «Инициатива наказуема» (95 % студентов),

- «Хочется-перехочется», «Мало ли что ты хочешь» (85% студентов),

- «Я – последняя буква алфавита» (75 % студентов),

- «Не высовывайся, а то получишь по носу» (63% студентов).

- «Яйца курицу не учат», «Слушайся старших» (58% студентов).

Мы поставили перед собой цель развить у студентов инициативность как способность личности высказывать прогрессивные и творческие идеи в процессе активной познавательной деятельности, рассматривая при этом инициативность как меру активного участия личности в образовательном процессе [3].

Для осуществления поставленной цели мы обратились к авторскому полимодальному методу в психотерапии - Grown up psychotherapy (GUP, В. Криндач, Е. Соловьева). По нашему мнению, опираясь на теоретико-методологическую базу метода, его основные принципы и процессы реализации, возможно эффективно осуществить «взращивание инициативности» (термин GUP, В. Криндач, Е. Соловьева). Кроме того, многие предложенные авторами метода практические терапевтические методики могут быть использованы в широкой педагогической практике.

Наша идея заключалась в следующем: преподаватели актуализируют и поддерживают образовательные инициативы студентов - Творческое Дитя - в процессе подготовки и проведения учебных занятий по дисциплине «Психология и педагогика». Категории: Творческое Дитя, Заботливый Родитель, Взрослый - понятия трансактного анализа, это Эго-состояния, определяющие характер отношения и поведения человека [2]. Преподаватели, выступая в качестве Заботливых Родителей и поддерживающего Взрослого, постепенно укрепляют Заботливого Родителя и Взрослого у студентов (происходит процесс идентификации со Значимым Взрослым и сознательное присвоение роли).

В процессе образовательной работы со студентами (на лекциях, семинарских и практических занятиях) мы делали следующее:

- побуждали студентов к самостоятельному формулированию образовательных и личностных запросов в начале цикла занятий и на каждом занятии;

- предлагали самостоятельный выбор партнеров по совместной деятельности;

- стимулировали формулирование своих вопросов к учебному материалу и поиск ответов на эти вопросы вместо ответов на готовые вопросы преподавателя;

- поощряли любые высказывания по теме учебной дисциплины. Преподаватели находили в высказывании студента верное, рациональное, соответствующее зерно, встраивали его через смысловой парафраз в контекст занятия. Подобные действия, на наш взгляд, в значительной мере способствовали созданию безопасной обстановки и повышению уровня доверия;

- организовывали и поддерживали прямой диалог «Я – ТЫ» (студент-студент, студент-преподаватель), пресекали неконструктивную критику, особенно личностную, обучали говорить в форме «Я-высказывания»;

- инициировали обратную связь студентов: сообщение о своем отношении к учебному материалу; своим действиям в процессе подготовки; в течение взаимодействия на занятии (что понравилось, не понравилось, почему). Особое внимание уделялось акцентированию на чувствах студентов в процессе всех форм занятий. Это стимулировалось вопросами подобного плана: Какие чувства у вас рождаются, когда вы читаете? / отвечаете / слушаете / участвуете в дискуссии / подводите итоги и т.д. Усиление внимания к чувствам, т.е. более глубокое осознание и понимание участниками собственных переживаний: внимание привлекалось не только к тому, что они выражали словами, но и к тому, что они переживали в данный момент (селективное самораскрытие);

- поддерживали со-творчество в организации семинарских и практических занятий (самостоятельный выбор интересующих тем для обсуждения на коллоквиуме, самостоятельность при выборе темы для исследовательской работы);

- постоянно стимулировали практику принятия ответственности на себя - осознание студентами собственного вклада в то, как разворачиваются события с освоением нового материала, освоением нового опыта… Стремились ответственность за результаты их деятельности перенести с объектов внешней среды (содержание учебных программ, компетентность преподавателей и др.) на внутреннюю ответственность каждого;

- постоянно проводили процедуру рефлексии: какие ставите перед собой вопросы, чего хотите для себя от себя, преподавателя, согруппников (в личностном, образовательном, профессиональном планах), какие выводы делаете, какой новый собственный опыт обнаруживаете, как будете использовать этот опыт и т.д. Под рефлексией нами понимается форма мыслительной деятельности, возникающая как результат осознания затруднения в деятельности, требующего осмысления. Процедура рефлексии включает в себя анализ деятельности с затруднением, ее критическую реконструкцию, а это в свою очередь позволяет студентам освоить опыт преодоления трудностей и закрепляет в сознании ситуации успеха и победы.

К окончанию учебного курса мы увидели следующие изменения в поведении студентов, подтверждающих рост инициативности:

- значительно возросло количество студентов, самостоятельно выбирающих темы для своих исследований и выражающих желание выступать с сообщениями, в том числе среди «активно молчащих» ранее – смена позиции в социуме;

- на всех видах занятий (лекционных, семинарских, лабораторных) и вне аудиторного взаимодействия, студенты стали задавать больше вопросов преподавателям, друг другу, более активно и заинтересованно искать ответы – увеличение смелости предъявления;

- изменился характер вопросов - они стали менее стандартными, более - проблемными, оригинальными, когда ответы нужно было искать в междисциплинарном пространстве – рост творческого потенциала и поисковой активности;

- определенная динамика отмечалась в чувствах студентов по поводу образовательной деятельности: от страха и сердитости до спокойствия, интереса, в некоторых случаях – азарта – смена палитры чувств;

- при рефлексии личностных изменений студенты отмечали у себя большую смелость и желание выступать не только на занятиях по дисциплине «Психология и педагогика», но и на других учебных занятиях; появилась смелость перенести полученный опыт во взаимодействие с другими преподавателями – увеличение социальной компетентности в общении;

- стали активно приветствоваться студентами образовательные инициативы в отношении друг друга, в форме подбадривания, вовлечения, выражения заинтересованности к деятельности другого – развитие и рост эмпатии и заинтересованности в другом.

Следовательно, можно сказать, что в процессе развития инициативности происходит рост увлеченности образовательным процессом, и проявляется вовлеченность в него большего количества студентов в сравнении с начальным этапом эксперимента.

Таким образом, Grown up psychotherapy (GUP) показала себя как эффективная технология, использование которой в образовательной практике высшей школы способствует развитию у студентов инициативности, мотивированности, способности и готовности самостоятельно принимать решения, активно и творчески участвовать в образовательном процессе.

Мы полагаем, что применение Grown up psychotherapy (GUP) может дать эффективные результаты развития инициативности на разных аудиториях обучающихся (возрастных, профессиональных).

Литература

  1. Берн, Э. Что вы говорите после того, как сказали «Привет», или Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. А. Г. Румянцевой. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 416 с.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Пер. с англ. А. Грузберга. - Издательство: Эксмо, 2015. - 256 с.

  3. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности у учащейся молодежи. Вестник ТГПУ. - 2011. - № 1 (103). - С. 131-136.

  4. Бубновская О.В. Научное исследование как форма организации самостоятельной работы студента // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-2. С. 62-65.

  5. Головина, И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности : дис... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2005, - 177 с.

  6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: учебн. в 2-х т. - М.: Педагогика, т.2, 1983. - С. 262-293.

  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328с.

  8. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

Просмотров работы: 51