СМЫСЛ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СМЫСЛ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ САХАЛИНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ни для кого не новость, что коренные малочисленные народы севера (в дальнейшем КМНС) находятся под угрозой исчезновения, поэтому они находятся в центре внимания мировой и российской общественности. Усилившиеся в мире процессы глобализации, экономической и культурной интеграции привели к разрушению естественной среды обитания и уклада жизни этносов [2].

Объектом исследования стали коренные малочисленные народы, а именно нивхи, проживающие на севере Сахалина и их жизненные ценности. Нивхи (самоназвание «нивхгу» – «человек») – народ, проживающий в северной части о. Сахалин (бассейн р. Тымь), а также на Нижнем Амуре и в Хабаровском крае, говорят на изолированном нивхском языке [8].

Выбор данной темы был обусловлен тем, что потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникают у каждого человека [1]. Природа для коренных малочисленных народов Севера – не только обычный ресурс традиционного обеспечения в жизни, но это и среда их обитания, их жизни в исторически сложившемся ареале, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, которая влияет на их образ жизни. Это одна из главных жизненных ценностей народа.

Цель работы состоит в том, чтобы сравнить этнопсихологический аспект жизненных ценностей коренных малочисленных народов севера Сахалина и русских, проживающих на севере Сахалина.

Затем была сформирована выборка: в исследовании будут принимать участие: 1 группа (40 человек) – народы севера Сахалина (нивхи), их малое количество свидетельствует о том, что они являются уникальной группой. 2 группа (40 человек) – группа русских людей, тесно связанных с малочисленными народами Севера (работающие вместе). Группы делятся по полу для сравнения между собой: 20 женщин КМНС и 20 женщин русских, а так же 20 мужчин КМНС и 20 мужчин русских.

Есть ценности, которые являются общими для разных групп людей, но есть и ценности, которые совершенно различны у разных народов. Поэтому, чтобы узнать, есть ли различия между КМНС (нивхами) и русским народом, были использованы методики СЖО Леонтьева, ценностные ориентации Шварца и проективные методики.

В пилотажном исследовании была проведена методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев). Обработав методику, получили результаты по каждому показателю: цель, процесс, результат, локус-я, локус-жизнь. Затем проводился анализ уже по общим показателям нивхов и русских. Результаты исследования были обработаны по t-критерию Стьюдента, чтобы выявить различия между двумя выборками. По тем же показателям сравнивались женщины нивхи и женщины русские, а также мужчины нивхи и мужчины русские, здесь результаты исследования обрабатывались по критерию Манна-Уитни [5, 6].

Проанализировав все результаты, можно сделать вывод, что есть различия, но они несущественные, на 5% уровне, если смотреть по общим значениям всех показателей. А если же рассматривать каждый показатель по отдельности (цель, процесс, результат, локус–я, локус-жизнь), то по некоторым показателям видны существенные различия между нивхами и русскими.

Несмотря на то, что нивхи и русские проживают на одной территории (север Сахалина), небольшая разница между их ценностями существует.

Литература

  1. Кан Э.Ю., Бубновская О.В. Особенности картины рассогласования мотивационно-личностной сферы китайской и русской молодежи (на примере студентов) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. – С. 221-225

  2. К݇݇л݇݇о݇݇к݇݇о݇݇в К݇݇.Б݇݇. С݇݇о݇݇в݇݇р݇݇е݇݇м݇݇е݇݇н݇݇н݇݇о݇݇е с݇݇о݇݇с݇݇т݇݇о݇݇я݇݇н݇݇и݇݇е б݇݇и݇݇о݇݇л݇݇о݇݇г݇݇о݇݇-р݇݇е݇݇с݇݇у݇݇р݇݇с݇݇н݇݇о݇݇й б݇݇а݇݇з݇݇ы и э݇݇к݇݇о݇݇л݇݇о݇݇г݇݇и݇݇ч݇݇е݇݇с݇݇к݇݇и݇݇е о݇݇с݇݇н݇݇о݇݇в݇݇ы у݇݇п݇݇р݇݇а݇݇в݇݇л݇݇е݇݇н݇݇и݇݇я б݇݇и݇݇о݇݇р݇݇е݇݇с݇݇у݇݇р݇݇с݇݇а݇݇м݇݇и в т݇݇р݇݇а݇݇д݇݇и݇݇ц݇݇и݇݇о݇݇н݇݇н݇݇о݇݇м п݇݇р݇݇и݇݇р݇݇о݇݇д݇݇о݇݇п݇݇о݇݇л݇݇ь݇݇з݇݇о݇݇в݇݇а݇݇н݇݇и݇݇и Р݇݇о݇݇с݇݇с݇݇и݇݇й݇݇с݇݇к݇݇о݇݇г݇݇о С݇݇е݇݇в݇݇е݇݇р݇݇а݇݇. / О݇݇б݇݇ы݇݇ч݇݇а݇݇й и з݇݇а݇݇к݇݇о݇݇н݇݇. И݇݇с݇݇с݇݇л݇݇е݇݇д݇݇о݇݇в݇݇а݇݇н݇݇и݇݇я п݇݇о ю݇݇р݇݇и݇݇д݇݇и݇݇ч݇݇е݇݇с݇݇к݇݇о݇݇й а݇݇н݇݇т݇݇р݇݇о݇݇п݇݇о݇݇л݇݇о݇݇г݇݇и݇݇и݇݇ (С݇݇а݇݇н݇݇к݇݇т݇݇-П݇݇е݇݇т݇݇е݇݇р݇݇б݇݇у݇݇р݇݇г – П݇݇у݇݇ш݇݇к݇݇и݇݇н݇݇, 20-26 а݇݇в݇݇г݇݇у݇݇с݇݇т݇݇а 2001 г݇݇о݇݇д݇݇а݇݇) / О݇݇т݇݇в݇݇. р݇݇е݇݇д݇݇а݇݇к݇݇т݇݇о݇݇р݇݇ы Н݇݇.И݇݇. Н݇݇о݇݇в݇݇и݇݇к݇݇о݇݇в݇݇а݇݇, В݇݇.А݇݇. Т݇݇и݇݇ш݇݇к݇݇о݇݇в݇݇. – М݇݇.: И݇݇з݇݇д݇݇а݇݇т݇݇. д݇݇о݇݇м «С݇݇т݇݇р݇݇а݇݇т݇݇е݇݇г݇݇и݇݇я݇݇», 2012. – С݇݇. 21 – 45.

  3. Крейнович, Е.А. Нивхгу / Е.А. Крейнович – Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 2001. – 520 с.

  4. Роон Т.П. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Коренные народы / Т.П. Роон. – Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография, 2010. – 68 с.

  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: ООО "Речь", 2003. - 350 с.

  6. Титкова Л.С. Математические методы в психологии: Учебное пособие / Л.С.Титкова - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 140 с.

  7. Коренные этносы Сахалина [Электронный ресурс] / Сайт Сахалинской областной универсальной библиотеки. – Режим доступа: http://indigen.libsakh.tmweb.ru/glossarii/

  8. Нивхи [Электронный ресурс] / Северный информационный ресурс. – Режим доступа: http://www.allsever.ru/narod.php?ds=762

  9. Сайт Сахалинской областной универсальной научной библиотеки [Электронный ресурс] / Сахалинская областная универсальная научная библиотека. – Режим доступа: http://www.libsakh.ru

Просмотров работы: 139