СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Самохвалова А.А. 1, Харьковская Е.В. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема воспитания и индивидуальногоподхода к трудным подросткам становится всё более актуальной темой из-за их низкой активности в социокультурной сфере. Решение проблемы можно найти при помощи новых методов и форм социокультурной работы в учреждениях культуры,опираясь на опыт исследований специалистов в данной сфере.

В.А. Никитин в научной работе «Социальная педагогика» представил термин «девиантность» как отрицательное отклонение от морально-нравственных норм, принятых в обществе[6,с. 139]. Подростковый период-очень сложный структурный процесс, так как это переходный этап между детством и взрослением, когда происходит социализация, формированиемировоззрения, личностных качеств.

Рассмотрим причины, которые оказывают влияние на положительное или отрицательное формирование подростка.И.С.Кон выделил перечень социальных институтов, способствующих воспитательному воздействию на ребенка: среднее общеобразовательное учреждение, семья, сверстники, средства массовой коммуникации [4].

Возникновение негативного отношения к окружающему миру у ребёнка может быть спровоцировано социальными причинами, например: многодетность семьи, развод родителей, разногласие с ними, неблагополучность родителей. Дети, находящиеся в семье маргиналов ежедневно получают морально-психологическую травму и отрицательный пример. Безразличие родителей к своему ребёнку зачастую приводит к частым побегам из дома,беспризорности,замкнутости,озлобленности, вовлечению в криминальные сферы деятельности.

Немаловажную роль играют психологические проблемы, нарушение эмоциональной стабильности, личностное не принятие себя, конфликт со сверстниками, педагогами, инфантильность.

По мнению Е.И. Григорьевой «Воспитание в эпоху научно-техничеcкой революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности…Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы». Для этого ребёнку надо предложить выбор культурно-досуговых форм (декоративно-прикладное творчество, театральное, художественное, музыкальное, хореографическое искусство, диспуты, любительские объединения, кружки, круглые столы, интерактивные игры, занятие в спортивных секциях) [3,с.187].

Г.ВЛогонда и О.А.Пшеничная в своей научной работе выделили несколько задач коррекционного направления:

1. Коррекция отношения к себе: объективность самооценки; устранение психологических защит.

2.Коррекция отношения к другим: достижение способности к эмпатии; приобретение навыков адекватного равноправного общения;

3. Коррекция отношения к жизни:устойчивость по отношению к неудачам.» [5].

Творчество помогает раскрыть внутренний потенциал, познать окружающий мир путём чувственного восприятия, эффективно бороться со стрессом.В зависимости от уровня учреждения культуры изменяются и формы работы в нём.Работники Клубов, Домов культуры,Центров Культурного развития,Модельных домов,должны учитывать способности,желания, интересы подростка и исходя из этого подобрать несколько вариантов программы занятий.Для трудных подростков необходимо проводить встречи с психологом для личных бесед, также собрание малыми группами. Проведение развивающих игр, психологических тестов, обмен мнениями на определённую тему с целью развития коммуникации между участниками группы [3].

Кружки декоративно-прикладного творчества способствуют развитию личности, нестандартному мышлению, творческому воображению, может повлиять на выбор профессии в будущем. Существует много различных техник декоративно-прикладного творчества: оригами, плетение, роспись (хохломская, городецкая и т.д.), вышивание по ткани, создание рисунков, вязание, выжигание по дереву. Создание большего количества кружков и любительских объединений по данному направлению позволит детям выбрать занятие по душе.Также активное участие в различных конкурсах,фестивалях заинтересует и замотивирует подростка в улучшении качества его работ и позволит совершенствовать своё мастерство [1].

Хореография развивает как физически,так и повышает умственные способности,способствует концентрации, дисциплинированности и трудолюбию. Танец является частью культуры,отражением традиций и обычаев,жизнедеятельности людей.Художественные школы в свою очередь предоставляют ученикам богатый пласт информации из истории живописи и применения её на практике.

Д.В.Григорьев даёт определение личностному росту–«это развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность…личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.» [2, с.2]

Развитию личностного роста подростка также будет способствовать участие в деятельности библиотек. Привить любовь к литературе современным подросткам непросто, поэтому библиотекарь должен постараться найти общий язык и индивидуальный подход к каждому, рассказать о пользе чтения. Как вариант можно проводить чаепитие и в тоже время обсуждать прочитанную книгу, выявлять проблему произведения, что больше заинтересовало, понравилось, или не понравилось и почему. Если в библиотеке есть несколько залов, то провести квест на тему определённого жанра книг, фантастики или детектив, кпримеру. Оставлять командам вопросы на тему литературных персонажей или фактов из книги, на которые они должны ответить, чтобы пройти задание, в финале победители получают поощрительные призы. Участие в выездных собраниях и викторинах, помощь подростков в организации мероприятий.

Посещение музеев, в зависимости от тематики представляются экспонаты предметов быта, одежды, орудий труда, в культурном плане ценных образцов разных стран и эпох. Заинтересовать подростков в деятельности музея можно не только экскурсией, но и созданием исторического клуба реконструкции, молодые люди будут увлечены процессом разработки чертежей и созданием моделей, которые могут быть представлены экспонатами в музее.

Таким образом, помощь в социализации, эрудированности, обучении творческим навыкам для трудных подростков в учреждениях культуры будет проходить успешно, если заинтересовать и найти индивидуальный подход, обеспечить культурное развитие, интеллектуальный и духовный рост.

Список литературы:

  1. Гененко.О.Н., Калашникова Н.Н., Ефремова Н.В. Социально-культурные технологии: учеб. пособие / Гененко О.Н. и др.–Белгород, 2017. – 92с.

  2. Григорьев Д.И, И.В.Кулешова, П.В.Степанов. Личностный рост: методика/под науч. ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского.– Москва, 2003.- с.13

  3. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие/ под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. – 512с.

  4. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. -М.: Просвещение,1989.– 256c.

  5. Логонда Г.В, Пшеничная О.А. Деятельность практического психолога: практикум/под науч. ред О.П. Бысюка. –Брест, 2007

  6. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина – М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998. – 326 с.

Просмотров работы: 755